«Мы ждем перемен» — эти слова из песни Виктора Цоя отражали настроение людей в 80-х годах. Копившиеся десятки лет серьезные недостатки в общественно-социальной сфере, обострение национального вопроса породили возмущение казахской молодежи в 1986-м. Декабрьские события в Алма-Ате, по сути, стали первым столкновением неокрепшей демократии и командно-административной системы. Сегодня построение гражданского общества — одно из приоритетных направлений стратегии демократических реформ Казахстана. «Неправительственные организации на партнерской основе активно взаимодействуют с властью в рамках инициированного мной Гражданского форума, — отметил в одном из выступлений Президент РК Нурсултан Назарбаев. — Показательно, что сейчас первую скрипку в этих отношениях начали играть именно НПО».
Первые шаги демократии
Декабрьские события 1986 года имеют большое значение, они стали катализатором демократизации политической жизни. Уже в 1987 году в республике появляются первые общественные объединения.
Наиболее активную политическую позицию в тот период занимали представители интеллигенции, творческая и научная элита. Основные цели, на которые ориентировалась их политическая деятельность в тот период, — проблемы экологии, национального просвещения, возрождения казахского языка и национально-культурных традиций.
Развитие принципов демократии проявилось в возможности создания общественно-политических объединений. Одним из первых и самых крупных было антиядерное экологическое движение «Невада-Семипалатинск», возникшее 28 февраля 1989 года. Его организатором и идейным руководителем стал известный поэт, общественный деятель Олжас Сулейменов. По инициативе Мухтара Шаханова был организован комитет по проблемам Балхаша и Арала.
Кроме организаций политического направления, были созданы общества, объединяющие своих членов по социальному, профессиональному и другим признакам: организация воинов-афганцев, «Әділет», «Азамат», «Ақиқат» и др. Всего к началу ноября 1990 года в Казахстане насчитывалось более 100 политизированных общественных формирований, из них около 40 — в столице республики. Но все же длительное время численность рядов новых общественных движений, кроме экологических, была невелика.
В тандеме
В настоящее время в стране зарегистрировано свыше 25 тысяч некоммерческих организаций, более 13 тысяч из которых — НПО, осуществляющих работу во всех социально значимых сферах. В третьем секторе задействовано более 550 тысяч человек. В 2003 году в Казахстане было принято постановление Правительства о создании Гражданского форума. Впервые в государственных структурах речь зашла о необходимости формирования новой модели отношений, в которой государство и НПО выступают партнерами. Создание подобного форума послужило более эффективному и конструктивному сотрудничеству госорганов и НПО.
В Актюбинской области насчитывается более трех тысяч НПО, около сотни из них — общественные объединения, фонды, союзы. Одними из первых, в начале и середине 90-х, влились в волну гражданского движения такие НПО, как областное общество инвалидов, территориальное городское общественное объединение «Адал», ОФ «Агентство по развитию среднего и малого предпринимательства» («SMEDA»), ОО «Союз работодателей и предпринимателей» и др.
— После развала Советского Союза перед обществом встала необходимость объединения и лоббирования своих интересов в органах власти. Общественные организации, как известно, находятся ближе к населению, знают нужды и потребности народа, многие руководители и члены НПО зачастую на себе испытывают эти проблемы. Госчиновники, обладая административными, финансовыми ресурсами, не всегда имеют время и возможность заниматься проблемами определенной части населения. Тандем НПО-госорганы способствует разрешению конфликтов, снятию социальной напряженности, — говорит исполнительный директор общественного фонда «Агентство по развитию среднего и малого предпринимательства» Абай Мырхин. — Гражданское движение в нашей области прослеживается поэтапно. Можно выделить четыре волны, на гребне которых поднималась деятельность неправительственных организаций. Если на первой волне, в начале 90-х, гражданское движение только зарождалось, появлялись новые ростки, то в 95-96-х годах, когда неправительственному сектору Актюбинской области стали оказывать помощь крупные международные фонды, такие, как Европейский союз, ТАCIS, Каунтерпарт Консорциум, фонд Евразия, стали появляться новые НПО. В их числе, например, общество защиты парализованных граждан Актобе.
Третий этап, по мнению директора фонда, приходится на начало 2000 года. По инициативе и при финансовой поддержке фонда Каунтерпарт Консорциум на базе агентства «SMEDA» в Актюбинской области был открыт ресурсный центр НПО. Началось обучение, консультирование инициативных групп, которых на тот момент становилось все больше. В те же годы Президентом РК на несколько месяцев был объявлен мораторий на регистрацию НПО юридическими лицами, в течение 3-4 месяцев можно было бесплатно зарегистрировать организацию. Это стало толчком для открытия еще около десяти общественных объединений, таких, как «Ару ана», «Центр поддержки женщин города Актобе» и др., прошедших к тому времени бесплатные тренинги в ОФ «SMEDA».
В последние годы с увеличением финансирования государственного социального заказа областное управление внутренней политики стало поднимать вопрос создания информационно-ресурсного центра НПО. В 2009 году «Агентство по развитию среднего и малого предпринимательства» согласно итогам конкурса получило госзаказ на реализацию проекта по организации такого центра. Благодаря этому буквально за год-два появились новые инициативные группы, активизировалось гражданское движение на селе. К примеру, в поселке Нокина проходит процедуру регистрации молодежная организация под руководством Мирболата Атраубаева.
Успешность НПО, как говорит Абай Мырхин, общественный фонд которого для многих организаций стал своеобразным трамплином, зависит не от лидера, не от количества грантов, а от идеи, от спроса в обществе. Если общество нуждается в том или ином проекте, если идея востребована и у нее есть будущее, то НПО будет успешным несмотря ни на какие сложности.
— На IV Гражданском форуме были поставлены вопросы об увеличении финансирования НПО, о прозрачности и доступности выделяемых денежных средств для НПО, о необходимости мониторинга и оценки деятельности неправительственных организаций, а также о взаимосотрудничестве госорганов и общественного сектора, — продолжает Абай Мырхин, непосредственный участник трех гражданских форумов — первого, третьего и четвертого.
Каким образом прослеживается динамика развития третьего сектора через призму прошедших форумов? Абай Исламович говорит, что изменения за эти годы произошли серьезные:
— На первом форуме мы только говорили о том, что значит НПО, для многих министров и руководителей неправительственного сектора был сюрпризом тот факт, что они могут сотрудничать, сидеть за одним столом переговоров. На последнем, четвертом форуме с участием представителей иностранных НПО — из Китая, Индии, Франции, Румынии, Болгарии и Азербайджана, министры держали ответ перед НПО о финансировании социальных проектов, о перспективах сотрудничества. Контраргументы после их выступлений приводили представители общественных объединений, высказывая альтернативные доводы и мнения. Уровень вопросов, состав участников, формат мероприятия позволяют назвать четвертый Гражданский форум главной диалоговой площадкой властей и НПО.
I Гражданский форум состоялся 14 октября 2003 года. Перед ним стояла задача создания эффективного и действенного механизма сотрудничества государственных и гражданских институтов, конструктивное взаимодействие на паритетных началах.
II Гражданский форум состоялся 11 сентября 2005 года. Новыми инициативами II Гражданского форума стали создание Гражданского альянса Казахстана по поддержке инициатив Президента Республики Казахстан, внедрение системы государственного социального заказа на центральном, отраслевом и региональном уровнях, выработка предложений по взаимодействию НПО и бизнес-структур.
III Гражданский форум состоялся 17-18 октября 2007 года. На форуме были рассмотрены вопросы по выполнению Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы.
IV Гражданский форум состоялся 23-24 ноября 2009 года. Его целью стало совершенствование процесса взаимодействия государства и институтов гражданского общества и определение приоритетов межсекторального сотрудничества на 2010-2011 годы.
Гульсым НАЗАРБАЕВА