Мероприятие удачно совместили с презентацией Союза транспортников Казахстана «Kazlogistics». Он был создан в 2012 году и на сегодня объединяет более пятисот организаций и компаний автомобильного, железнодорожного, авиационного, морского и речного транспорта.
В Актобе на встречу активнее откликнулись автомобилисты. Организаторам мероприятия удалось задеть за живое аудиторию, в итоге разговор получился конструктивным, обе стороны «услышали» друг друга. Из услышанного следует, что многие трудности у предпринимателей возникли вслед за вступлением в силу договора о ЕАЭС. Видимо, они, с одной стороны, оказались не готовы к конкуренции, с другой, некую заторможенность проявили и казахстанские чиновники, и контролирующие ситуацию на автомобильных дорогах. Но, скорее всего, ЕАЭС обнажил реальную ситуацию в отрасли.
— Сегодня на автомобильные дороги выделяются немалые средства. Сейчас активно обсуждается наполнение программы «Н±рлы жол», все вопросы, связанные с транспортной инфраструктурой, остаются в деле, — отметил в самом начале встречи заместитель председателя Комитета логистики и перевозок президиума НПП РК Юрий Лавриненко. По его словам, все высказанные замечания и предложения обязательно будут доведены до отраслевых министерств и ведомств. Реалии таковы, что в рамках одной отрасли периодически возникает конфликт интересов. К примеру, министерство индустрии и развития проводит работу по созданию собственной промышленной базы и добивается льгот для стимулирования отечественного производства, а предприниматели настаивают на льготах для поддержки автотранспортников.
— Эти вопросы мы вынуждены выносить на руководство Национальной палаты предпринимателей, чтобы в последующем, обсудив их в госорганах, прийти к какому-то консенсусу, потому что такие вещи потом аукаются в рамках Евразийского сообщества при заключении договоров. Ситуация достаточно сложная, но, я вам скажу, что и белорусы, и россияне нам завидуют в том плане, что у нас есть четкий закон, — продолжил Лавриненко. — Проекты законов и постановлений сначала поступают в Национальную палату, оттуда рассылаются отраслевым ассоциациям, которые проводят круглые столы, обсуждения, консолидируют мнения. Только после этого проект оказывается в Правительстве или в Парламенте, где принимается окончательное решение, но даже при таких условиях иногда документы принимаются не совсем адекватные, не всегда интересы государства совпадают с интересами конкретного бизнеса. Вот и нынешней зимой кто-то выиграл от санкций в отношении соседней страны, а кто-то несет у нас убытки. Тем не менее важно понимание и знание сложившихся региональных аспектов. К примеру, связанные с внутригородскими и пригородными пассажирскими перевозками, тарифной политики во всех видах транспорта.
— Наш союз создан как общественный координатор развития транспортной логистики и развития транспортного потенциала Казахстана. Мы входим в состав одиннадцати комитетов при НПП РК. Основные проекты — это «народный контроль на транспорте», создание центра сертификации квалификации, молодежная кадровая политика и т.д. «Народный контроль» создан специально для того, чтобы предприниматели, обращаясь в союз, не боялись, что завтра будет какое-то преследование. Союз сохраняет анонимность для заявителя, заявившего свою проблему. Далее мы контролируем решение вопроса, — продолжил тему еще один представитель президиума НПП Канат Мукушев.
Он же рассказал и о следующей акции союза — «Правопорядок на транспорте». Она призвана защищать интересы отечественных перевозчиков на международном рынке транспортных услуг, вырабатывать меры по обеспечению стопроцентного прохода погашения и мониторинга бланков разрешений по всем въезжающим на территорию Казахстана иностранным транспортным средствам.
— Мы не можем полностью закрываться, так как находимся в Таможенном союзе, но данный процесс должен быть управляемым. В этом году мы будем ускорять решение данных вопросов, — поделился Мукушев. Он также рассказал о том, что в нынешнем году основной упор делается на внесение в Налоговый кодекс Казахстана предложений об отмене КПН и НДС при городских и пригородных пассажирских перевозках. Совместно с Министерством индустрии и развития прорабатывается возможность создания программы развития пассажирских автобусных перевозок. Она подразумевает также обновление автотранспорта, введение специальных льгот для его приобретения, разработку правил разрешительной системы, особенно для международных перевозок. Ведется работа по участию в разработке программы поэтапной либерализации выполнения перевозчиками каботажных перевозок на период с 2016 по 2025 годы.
— С прошлого года союз активно работает в межправительственных организациях. Прежде к разработке соглашений и правил между Беларусью, Казахстаном и Россией мы относились спокойно, доверяя госорганам. Но затем убедились, что, возможно, законы действуют хорошо в части интеграции, но в некоторых случаях они ущемляют права наших бизнесменов, перевозчиков, членов нашего союза, поэтому стараемся защищать бизнес, — высказались эксперты Национальной палаты.
Как оказалось, в стране с 2010 года действует и Союз автотранспортников, он объединил карагандинцев, шымкентцев, алматинцев и таразцев. Вместе они работают над внесением изменений и предложений в нормативные акты. К примеру, в правила субсидирования, методику расчета тарифов, типовые правила пассажирских перевозок. Но в нормативной базе не учитывается мнение предпринимателей Западного Казахстана, в том числе и Актюбинской области.
— Сейчас наша автотранспортная отрасль находится в глубоком кризисе. Это вызвано большим процентом — до 65 — износа автопарка по стране, неудовлетворительным состоянием безопасности автодорожного движения и еще более ухудшающимся финансовым положением перевозчиков. В первую очередь, это положение объясняется неудовлетворительной, никуда не годной нормативной базой, поэтому требуется провести полную ревизию, переписать нормативные акты, а для этого надо учитывать мнение непосредственно перевозчиков всех регионов, чтобы получилась работающая нормативная база, — отметили эксперты.
— А вы знаете, что у нас здесь работают одни российские машины? — встрепенулись тут же актюбинские предприниматели. И поделились подробностями своих проблем.
— В нашем автопарке сорок рефрижераторов 2012, 2013, 2014 годов выпуска. Сейчас многое сделано для предотвращения каботажных перевозок, мы тоже страдаем от этого. На мой взгляд, нужен тотальный контроль, необходимо, чтобы грузоотправители интересовались тем, имеет ли компания право осуществлять эту деятельность, — высказал свое мнение директор ТОО «Рокос Логистик» Вячеслав Шиканов.
Стало ясно, что в этой ситуации проявились недоработки чиновников. Но и у них свои проблемы. К примеру, в настоящее время на территории области функционирует лишь один стационарный пост транспортного контроля. Между тем из 900 административных дел, возбужденных и раскрытых в 2014 году, половина приходится на международные перевозки. В частности, на территорию Актюбинской области без разрешения объездными путями въезжают украинские и российские машины. Подобные проблемы были в прошлом году в Северо-Казахстанской области, но там транспортный контроль смог сработать эффективно. Как было замечено в ходе круглого стола, россияне более принципиальны в этом отношении.
В очередной раз была затронута тема необходимости пересмотра тарифов национальной компании «Казахстан темир жолы» на услуги «подачи и уборки вагонов» в сторону уменьшения. В частности, они не устраивают ТОО «Дастан», «Актобенефтепереработка» и АЗС «Лидер».
— Услуги производятся со станции «Альджан», а оплата за эти виды услуг производится со станции «Актобе», в связи с чем мы несем большие затраты на данные услуги», — поделилась представитель ТОО «Делдал» Мира Баймухамбетова.
Руководство ТОО «Керуен» не знает, чем противостоять нечестной конкуренции со стороны нелегальных таксистов. Компания имеет автопарк из двадцати комфортабельных автобусов большой вместимости. В течение нескольких лет они курсируют по маршруту Актобе-Хромтау, Актобе-Карабутак, но в последнее время таксисты стали активизироваться, что создает товариществу ощутимые проблемы.
— Необходимо определить социально значимые маршруты для субсидирования убытков, связанных с осуществлением перевозки пассажиров. Это серьезная проблема, которая сегодня наблюдается во всех регионах. Наша задача — защитить предпринимателя и помочь ему выйти из подобного положения. Решить ее можно посредством передачи контроля над частным извозом общественным организациям, — предложил Юрий Лавриненко.
— С 2015 года РПП намерена участвовать во всех консультативно-совещательных органах, войдем и в состав областной бюджетной комиссии. Один из приоритетных для нас вопросов — это субсидирование перевозчиков, которые работают в районных и областных центрах. Сейчас субсидирование распространяется только на городских перевозчиков. В 2014 году местные власти субсидировали городским перевозчикам на сумму около 700 миллионов тенге. В районах также проживают пенсионеры и социально значимая категория людей, — отметил начальник отдела РПП Мирлан Бисенгалиев.
По нечестной конкуренции он заметил, что сложность заключается в документировании фактов.
— Проверяющим органам проще прийти в красивый офис, удобно сесть и проверить, а затем нас наказать, чем идти к нелегалу, ругаться с ним, воевать. Никому не хочется подобным заниматься, — заметили из зала по этому поводу.
— Хотел бы затронуть еще один момент. Мы не говорим об автовокзалах. Это сердцевина перевозок. Билеты там продаются, контроль за пригородными маршрутами тоже там. Но, посмотрите, билеты на поезда, самолеты можно купить по интернету. Сейчас есть наработки по созданию единой системы продажи билетов, тогда перевозчик будет под колпаком. Нужна система тотального контроля, — поделился Лавриненко.
Он же и подвел некоторые итоги встречи. Главный момент, на его взгляд, это все-таки убыточность внутригородских и пригородных перевозок, в связи с чем необходимо ускорить принятие правил субсидирования, чтобы решить проблему более радикально. Освобождение от НДС и КПН даст перевозчику неплохую поддержку для обновления парка. И третье, современные методы продажи билетов на автовокзалах нейтрализуют партизанских перевозчиков. В скором времени станет возможным приобретение билетов мультимодально сразу на самолет, на поезд и на автобус. Технически это уже возможно, но эти системы в регионах нужно организовывать. Предпринимателям можно уже самим двигаться в этом направлении.