Интеграция Казахстана в рыночную экономику определила ряд существенных задач, ключевой из них является реформа системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности путем внедрения международно признанных принципов и методов учета и отчетности.
В настоящее время бухгалтерский учет в государственных учреждениях ведется согласно инструкции по бухгалтерскому учету в государственных учреждениях, утвержденной приказом директора департамента казначейства Министерства финансов РК. Традиционный учет и отчетность в государственных учреждениях, по сути, представляют собой содержание информации о движении денежных средств в соответствии с Единой бюджетной классификацией расходов, сформированной по кассовому методу, и позволяет эффективно контролировать их целевое использование. Однако главным потребителем такой информации выступает государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов, основная функция учета которых заключается в предоставлении информации об отклонениях от установленных планов и смет. При этом финансовое положение учреждения рассматривается только второстепенно. Действующая ныне система не позволяет полноценно и результативно оценивать воздействие на экономику мер государственной бюджетной политики и анализировать их эффективность в долгосрочной перспективе, поскольку учет, базирующийся на кассовой основе, не отражает адекватным образом экономическую сущность операции и, как следствие, ее воздействие на финансовое положение. В этой связи возникает объективная необходимость в трансформации учета и отчетности по новым принципам и правилам с целью осуществления перехода от управления затратами к управлению результатами для создания ясной и прозрачной системы управления финансовыми ресурсами страны и усиления ответственности за их эффективное использование.
С учетом важности и масштабности предстоящей работы по переводу бухгалтерского учета и отчетности на метод начисления Министерством финансов Республики Казахстан 24 июля 2009 года был издан приказ «Об утверждении плана действий по совершенствованию бухгалтерского учета и финансовой отчетности государственных учреждений на 2009-2013 годы». Определены основные этапы реформирования системы бухгалтерского учета государственных учреждений. На первом этапе была успешно разработана методологическая основа. Второй этап включал в себя разработку рекомендаций по определению программного продукта, отвечающего требованиям ведения бухгалтерского учета по методу начисления. Следующим этапом реформы является реализация с 1 января 2012 года пилотного проекта.
Особая роль в этом отведена органам казначейства. В соответствии с планом во всех территориальных органах казначейства образованы рабочие группы для оказания консультативной помощи государственным учреждениям в период перехода на новые стандарты. Правильность принятия решения об организации рабочих групп уже подтвердилась при сдаче вступительных балансов за 2012 год государственными учреждениями-пилотниками. Благодаря оказанной методической помощи государственные учреждения сдали вступительные балансы в установленные законодательством сроки.
Серик КУРМАНБАЕВ,
заместитель начальника департамента казначейства по Актюбинской области