Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Перевозчики обещали и не подкачали

До которого часа ходит общественный транспорт в Актобе? Вопрос нериторический для тех, кто передвигается автобусами в позднее время.

Будни пассажирской пристани

Ночь была еще не ночь. Время вечернее истекало. Накатанная ледяная дорожка отсвечивала рекламу медицинских услуг и энергетических напитков. Она еще только наступала – эксклюзивная морозная декабрьская ночь. Вырванная из темноты светом собственных ламп остановка притягивала, манила и обещала. Предубеждение, накачанное летним расписанием автобусов, гнало к ее свету. Главное — успеть. Не застанешь двадцатичасовой автобус, придется вступать в ценовые заигрывания с таксомотором. Этого страсть как хотелось. Но вот удача! Время 20.30, а автобусы еще ходят. Ночной проспект смахивает их один за другим. И люди на остановке есть. Две женщины листают ленты соцсетей в смартфонах. В 20.37 рядом остановился автобус, следующий маршрутом 8А. Женщины исчезли. Транспорт уехал. Но через две минуты появился другой – с надписью «26». Притормозил. Но, так как желающих войти в салон не оказалось, покатил дальше. Потом пассажирская пристань через каждые две минуты принимала автобусы, поставляемые конвейером главной улицы города: 8А, 46, 26, 24, 15. За полчаса, с 20.30 до 21.00, к остановке у цветочного магазина прибыло четыре автобуса 46-го маршрута с интервалом от двух до четырех минут, два 8А (интервал 15 минут), три 26-го (интервал 5-6 минут), два 15-го (10 минут) и один 24-го.


В Казахстане три города-миллионника: Алматы – 2 161 797 человек, Астана – 1 354 507, Шымкент – 1 192 120.
Актобе – четвертый по численности город РК с населением 559 911 человек. Круглосуточный автобус функционирует только в Алматы.


Интервал хороший, грех жаловаться

Люди постоянно перемещались – подходили и уезжали. В основном молодые. Кому-то нужен был автобус, кому-то теплый салон и уединение. Уж как там можно обособиться в фонаре-павильоне, где нет ничего, кроме неумолимого призыва на стене: «Пожалуйста!!! Кормите котов на улице. Не разводите грязь. Весь корм будет посыпан хлором». Тем не менее парочка молча проторчала в салоне около часа, игнорируя всех. Остановка не пустовала. В следующий час, с 21.00 до 22.00, интенсивность движения изменилась. Теперь автобусов по 15-му маршруту проехало аж семь, с интервалом от пяти до двадцати минут; по 26-му – пять, с непредсказуемыми перерывами в 8, 9, 14 и 26 минут. С разницей в десять минут к остановке подкатило три общественных транспорта с надписью «24», затем три – «46», с интервалом 2, 20 и 22 минуты, и два автобуса маршрута 8А (интервал — 23 минуты). Последним в 21.56 отметился 15-й маршрут. Высадил троих пассажиров и уехал. В 22.07 в теплом салоне погасили свет. В 22.15 суровая и неотвратимая, как объявление «Смерть котам!», женщина из магазина закрыла павильон. Ночной мониторинг оказался удачным. Он почти совпал с комментариями основных городских перевозчиков и руководства отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог.


Комментарии специалистов

Все зависит от потока

Болат СЕРИКОВ, руководитель отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Актобе:
– В настоящее время ежедневно на линии выходит около 300 автобусов. Наш отдел при определении маршрута и регламента движения руководствуется анализом пассажиропотока и обращениями жителей тех или иных районов города. Эти два фактора определяют время начала и окончания движения автобусов. Городские центральные маршруты двигаются с интервалами от 10 до 30 минут. Самые поздние маршруты: № 46, 48, 15, 24, 26, 20, 8А, 51А, 51. Они обслуживают население до 23.00. Что касается ночных автобусов, то устанавливать в Актобе один круглосуточный маршрут с максимальным охватом районов было бы нецелесообразно. В дальнейшем, при увеличении населения, вопрос будет рассматриваться. Пока нет надобности выделять один маршрут до кладбища хотя бы раз в неделю в связи с отсутствием пассажиропотока.

Учитывая загруженность

Садыржан АШИМОВ, директор ТОО «Qala Trans»:
– Мы обслуживаем девять маршрутов в Актобе. Это 5, 7, 8А, 9, 20, 28, 46, 48, 51А. На каждый выезжает от 7 до 13 автобусов в зависимости от загруженности. В общей сложности население перевозит 91 автобус. Транспорт курсирует почти до 22.30. Интервал составляет от 9 до 15 минут. Рабочий день водителя в среднем длится до 16 часов.

Главное – маршрут

Руслан ЖИЛКАМАНОВ, пресс-секретарь ТОО «Автопарк Актобе»:
– Наши автобусы выходят на центральные маршруты с интервалом 5-7 минут. Если на дороге пробка, то время ожидания возрастает до 15 минут. Говорят, что автобусы могут задерживаться до получаса. Но такого нет, уверяем вас. Мы контролируем передвижение транспорта по JPS – нарушений не зафиксировано. Автобус может задержаться только по объективным причинам, если помехи на дороге.
Водители заканчивают работу в вечернее время в зависимости от маршрута. Центральные – 15-й, 24-й, 26-й – до 22.00. Пригородные – до 21.00. Первые автобусы выезжают в 6.30. Регламент движения определяет отдел ЖКХ, так же, как и количество автобусов на линии, траекторию и протяженность маршрутов. Мы — только исполнители.

Марина ЗАЙЧЕНКО

Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

Колонка "Взгляд"