Казахстанская компания планирует наладить в индустриальной зоне «Актобе» на территории в один гектар производство лифтового оборудования, в которое турецкие инвесторы планируют вложить не менее 5 миллионов долларов.
Меморандум о сотрудничестве заключен между ТОО «ЗАМАН ТРЕЙД» и социально-предпринимательской корпорацией «Актобе». Насколько перспективно производство лифтового оборудования и почему для этого выбран наш регион, в интервью «АВ» рассказывает директор компании Бекжан Асаухан.
— Расскажите, пожалуйста, о проекте.
— Компания «ЗАМАН ТРЕЙД» подписала меморандум с СПК «Актобе» о содействии по привлечению инвесторов в производство лифтового оборудования в нашем регионе. Сейчас идет работа в этом плане. В настоящее время ждем приглашения от местных властей турецких инвесторов.
Если говорить непосредственно о проекте, то он предполагает развертывание производства лифтового оборудования на территории индустриальной зоны «Актобе». Это весь комплекс — производство, монтаж с последующей реализацией в Актюбинской области, по всему Западному Казахстану с потенциальным выходом на рынок приграничных районов Российской Федерации. То есть мы говорим не об отверточной сборке, когда откуда-то привозятся комплектующие, а здесь просто собираются, а именно о производстве.
— Вы проводили мониторинг рынка. Насколько он перспективен?
— Рынок перспективен в том плане, что в настоящее время лифтовое оборудование в полном объеме, по крайней мере в Актюбинской области, не производится. Есть определенные производства, но они не отвечают тому уровню, который мы хотим внедрить здесь, опираясь на мировой опыт. Есть компании, монтирующие в регионе новое лифтовое оборудование. Но оно не отвечает тем требованиям, которые предъявляет население. Мы, кстати, проводили опрос среди актюбинцев.
— Лифтовое оборудование не устраивает по соотношению цены/качества или по другим параметрам?
— По уровню оснащенности. Есть жильцы многоэтажек, которые говорят, мол, мы готовы даже несколько переплатить за лифт, но он должен быть современным и комфортным. Мы же понимаем, что в конечном итоге все оплачивают сами жильцы домов. А за свои деньги люди хотят видеть грузоподъемный механизм надлежащего качества. Новое — это не всегда хорошее. А мы хотим сделать упор именно на качество.
— Если говорим о производстве лифтового оборудования в регионе, то подразумеваем Made in Kazakhstan с соответствующим казахстанским содержанием?
— Безусловно. Это будет отечественное производство. Мы обратились в СПК, так как корпорация ведет работу с инвесторами. Но себя будем позиционировать как отечественного производителя.
— Тогда вопрос о торговой марке: это будет отечественный Trade Mark или заграничный запатентованный лейбл?
— Обязательно будет казахстанская торговая марка. Сейчас ведется работа над ее созданием. Мы проводим мониторинг рынка на предмет наличия запатентованных TM.
— Но вы же не можете производство сразу начать с нуля? Нужна ведь чья-то технология, какая-то отправная точка?
— Конечно. Мы же и говорим о турецких инвесторах. Изначально будут применяться иностранные технологии. Понятно, что сразу 100 процентов казахстанского содержания в продукции нельзя обеспечить. Это вопрос не одного года. И даже через пять лет этого не будет. Ведь определенных технологий в Казахстане попросту нет. И этим Америку мы не открываем. Но будет идти поступательное движение. Наша цель — наращивать казахстанское содержание. Постепенно как можно больше агрегатов, узлов и запасных частей будет производиться в Актюбинской области.
— Какие узлы и агрегаты можно производить в Актобе на начальных этапах развития производства?
— На начальном этапе, естественно, это будет несложное производство: покраска листов, нанесение специального состава на детали и тому подобное с последующим усложнением процессов.
— В прошлом году соглашение о взаимном сотрудничестве заключено между руководством СПК «Актобе» и ТОО «QazBel Лифт». Компания сотрудничает с предприятием «Могилевлифтмаш» и тоже планирует выпуск лифтового оборудования. Будете ли вы конкурентами?
— Я желаю от всей души этой компании удачного запуска производства. Но в ней мы не видим конкурента для себя. В лифтовом бизнесе есть сегментация. Для примера давайте возьмем автопром. Кто-то отдает предпочтение одной марке автомобилей, кто-то другой. И интересы потребителей здесь не пересекаются. Каждый производитель занимает свою нишу.
— Насколько наш регион привлекателен для иностранных инвесторов?
— Очень привлекателен из-за выгодного географического расположения. Он находится на перекрестке значимых автодорог. Из Актобе можно наладить выгодную логистику в Нур-Султан, Алматы, по всему Западному Казахстану. К тому же в 90 километрах находится граница с Российской Федерацией. Поэтому инвесторы рассматривают Актобе как город с огромным экономическим потенциалом. Но здесь главное в поддержке инвесторов местными исполнительными органами. Если в этом плане будет положительная тенденция, то иностранные компании с удовольствием вложат свои деньги в экономику региона.
— 5 миллионов долларов — это же не окончательная сумма инвестиций?
— Скажем так: это условная цифра. Какая будет реальная сумма инвестиций, мы сможем сказать лишь после приезда инвесторов.
Владимир БУРЬЯНОВ