В 80-й концертный сезон в филармонии имени Г. Жубановой поставлена опера. Ею стала «Қыз-Жібек» Евгения Брусиловского, первая опера в истории казахской академической музыки.
— Эта опера самая популярная в народе, так зачем изобретать велосипед? – ответил на наш вопрос режиссер Сырым Мухамед-Хафиз, известный актюбинцам по нескольким постановкам в драмтеатре имени Т. Ахтанова и музыкально-драматическому спектаклю «Сыған серенадасы» в Актюбинской филармонии. — Год знаковый не только для филармонии: это и год 90-летия самой оперы, и 95-летия одной из выдающихся исполнительниц главной героини Бибигуль Тулегеновой. Идею поставить оперу я озвучил два года назад, так как потенциал у филармонии хороший, тогдашний директор Елубай Кенжалиев поддержал. К репетициям отдельных сцен и партий мы приступили весной прошлого года, а премьеру форсировали буквально за пару месяцев. В потенциале я не ошибся: и артисты Казахского камерного хора, и танцевального ансамбля «Аққу», и солисты работали так, будто оперу ставим каждый день. Думаю, корень в том, что в коллективах собраны профессионалы высокого уровня. Экспертом выступил народный артист Азербайджана, старший преподаватель Бакинской музыкальной академии, контртенор, создавший около 50 оперных образов на азербайджанской и мировой сцене, Ильхам Назаров. Он дал хорошую оценку нашей «Қыз- Жібек». С учетом дебюта я назвал бы мнение профи даже лестным.
Живое сопровождение обеспечивал оркестр имени А. Жубанова под управлением Мадины Кабижановой.
— Опыт участия в опере как дирижера у меня есть, но обычно оперы сопровождает оркестр симфонический, а мы все-таки казахских народных инструментов, — говорит Мадина Маратовна. — Но лиха беда — начало. Как получилось, решать слушателям.
Первая казахская опера написана по мотивам одноименного эпоса. Либретто делал Габит Мусрепов, а влюбленный в казахскую музыку композитор Евгений Брусиловский, будучи человеком хоть и талантливым, но все-таки пришлым, ориентировался на популярные в народе произведения, в частности, кюйши и акынов Ыбрая Укили, Мухита, Жаяу Мусы, Таттымбета. Возможно, сегодняшняя популярность песни «Гәкку» Ыбрая Укили обусловлена тем, что это одна из главных партий главной героини и лейтмотив оперы.
Обладательница лирического сопрано, неоднократный лауреат различных конкурсов вокалистов, молодая солистка филармонии имени Г. Жубановой Гаухар Саламас, исполняющая Кыз-Жибек, с радостью поделилась, что сбылась ее детская мечта:
— С раннего возраста знала, что буду певицей и что обязательно буду петь Кыз-Жибек! Да, участвую в опере впервые. Наверное, звезды сошлись в мою пользу.
Исполнитель партии Толегена Айбек Карагулов (лирический тенор) тоже впервые пел в опере и тоже доволен этим опытом:
— Я не боялся драматической нагрузки, но не думал, что сыграть положительного героя столь трудно. Думаю, получилось.
Счастливы и другие солисты – спутник Толегена Шеге (тенор Аманжол Утемуратов), другой главный герой Бекежан (лирический баритон Ибрахим Амин), подруга Кыз-Жибек Дурия (крепкое сопрано Манзура Сапарова).
Роль артиста Казахского камерного хора Нуржана Каражанова – в массовке, но все-таки с коротенькой сольной партией.
— Я пел Шамши Калдаякова в «Сыған серенадасы», но то другой формат. А этот требует куда как большей ответственности, — говорит артист. – Ну и популярность эпоса обязывает: такой материал нужно подавать очень достойно.
Слова коллеги подтвердил и другой артист хора, Данияр Кульжанов:
— Короля делает свита. Думаю, на массовке в опере та же ответственность. А если говорить о драматическом опыте, то у хора ее достаточно: помимо «Сыған серенадасы», на протяжении десяти лет мы делаем детские новогодние мюзиклы, а там и сольных партий хватает, и массовых сцен.
Исполняющий обязанности директора филармонии Айбек Кемал как человек пристрастный заметил, что опера дана в укороченной версии и нескольких арий из полновесного варианта популярного музыкально-драматического произведения явно не хватает:
— К празднику Наурыз мы надеемся восполнить этот пробел и ждем земляков на очередной показ первой казахской оперы. Оркестровка сделана Игорем Кимом из Алматы, нотировка – дирижером нашего оркестра Есенжаном Мустафиным. Как человек с дипломом консерватории я горжусь работой оркестра, хора (хормейстер Мербол Куспанов), танцовщицами (балетмейстер Гульнар Мамбетова), солистами, концертмейстером Олжасом Мухтаровым, сценографом Айзат Айжарыковой.
По завершении премьеры на сцену в знак благодарности артистам был вынесен букет от акима области Асхата Шахарова.
Оперу посетила Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото Нурмухамбета АЛДАНАЗАРА