В День защитника Отечества актюбинцы и гости города смогли посетить музей авиационной техники Военного института Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Т. Бегельдинова.
Вертолеты Ми-8, истребитель МиГ-21 и другая известная авиационная техника появились во дворе Военного института десять лет назад. Долгое время на экспонаты музея под открытым небом можно было любоваться со стороны, через прутья забора. И вот, третий год подряд военные на майские праздники открывают доступ к авиатехнике каждому желающему. Причем, на радость детворе, самолеты и вертолеты можно не только потрогать, но и забраться на борт, усесться в кабину пилота за штурвал или побыть пилотом, нажимая на разные кнопки.
Общему вниманию были представлены 14 воздушных судов. Практически все они — военного предназначения, за исключением самолета гражданской авиации Як-40.
— Музей был создан для обучения наших курсантов. Во время практических занятий они наглядно изучают технические характеристики воздушных судов. Эти самолеты, конечно же, выработали свой ресурс и списаны. Но аналоги некоторой представленной техники стоят на вооружении казахстанской армии, — заметил начальник отдела идеологической военно-патриотической работы Военного института подполковник Нурлан Сактаганов.
Среди последних были названы два военно-транспортных самолета — АН-12 и АН-26. На таких воздушных судах перевозят военных и технику. Или истребитель Су-27, который находится на вооружении российских ВВС.
— Самый любимый экспонат детей — это вертолет Ми-8. Такие использовались в афганской войне для перевоза грузов и солдат. Борт вмещает 90 человек и 12 тонн груза. Но мы в Афганистане перебрасывали груз до 16 тонн, — рассказывает хранитель музея, в прошлом воин-интернационалист Курманбай-Али Таспаев.
В Афганистан мужчину призвали в 1980 году. Летал он бортмехаником на вертолете Ми-8. Участвовал в военных операциях.
— В афганской войне использовались также самолеты Су-17. Один экспонат хранится в нашем музее. Они разгоняются до 2 300 км/час и берут до 3 тонн бомбовой нагрузки. Второй экспонат — Су-24 — уникальный самолет, он непосредственно участвовал в боевых действиях в Афганистане. Одна звезда на нем означает сто боевых вылетов. Этот самолет был на балансе одной из воинских частей. После списания его перегнали к нам в музей, — указывая на авиатехнику, разъясняет Таспаев.
Самым старым экспонатом музея является бомбардировщик Ил-28, 1958 года выпуска. Его аналог совершал вылеты на Кубу во время карибского кризиса.
Актюбинский ВИСВО — единственное в стране учебное заведение, где готовят военных летчиков. Срок обучения в вузе с этого учебного года составляет 5 лет. Кроме того, будущие летчики совершать вылеты начали с первого курса. Это означает, что выпускники после окончания института будут готовы к выполнению боевых заданий без дополнительных тренировок.
В рамках договора о коллективной безопасности в институте получают образование курсанты из Кыргызстана и Таджикистана. Выпускники актюбинского ВИСВО несут службу не только в Военно-воздушных силах страны, но и в МВД, пограничных войсках и Министерстве по ЧС.
Айжан ШАУКУЛОВА
Фото Аслана МУСЕНОВА