В конце 1940 года по запросу Иосифа Сталина Лаврентий Берия предоставил ему документ. Это была ужасная по содержанию справка, фиксирующая гибель миллионов людей. Есть смысл привести ее полностью.
«Совершенно секретно. Товарищу Сталину. Справка.
В период с 1919 по 1930 гг. органами ВЧК — ОГПУ было расстреляно около 2,5 млн. врагов народа, контрреволюционеров, саботажников и др.
В период с 1930 по 1940 гг. органами ОГПУ — НКВД СССР привлечено к уголовной ответственности и осуждено врагов народа по приговорам суда по ст. 58 УК РСФСР 1 300 949 человек. Из них расстреляно по приговорам судов 892 985 чел. Продолжают отбывать наказание 407 964 чел.
В том числе: контрреволюционеры, бывшие ленинские партийные лидеры, вставшие на путь контрреволюции: осуждено 937 110 чел., расстреляно 686 271 чел. Продолжают отбывать наказание 250 839 чел.
Члены Коминтерна, вставшие на путь контрреволюции и вредительства: осуждено 180 300 чел., расстреляно 95 854 чел., продолжают отбывать наказание 84 446 чел. По делу врачей-вредителей осуждено 3 950 чел. Расстреляно 1 780 чел. Продолжают отбывать наказание 2 066 чел.
По делу писателей-«гуманистов» осуждено 39 870 чел., расстреляно 33 000 чел. Продолжают отбывать наказание 6 870 чел.
Из числа военнослужащих и вольнонаемных РККА осуждено за измену Родине шпионов и врагов народа 76 634 чел. Расстреляно 35 000 чел. Продолжают отбывать наказание 37 568 чел.
Из числа сотрудников НКВД, разоблаченных и выявленных врагов народа, осуждено 63 079 чел., расстреляно 41 080 чел. Продолжают отбывать наказание 22 319 чел. Из всех осужденных врагов народа 90% — лица еврейской национальности…
Народный комиссар
Внутренних дел Союза ССР Л. Берия».
В мае 1879 года в селе Маканчи Лепсинского уезда Семиреченской области родился Мухамеджан Тынышпаев — известный казахский общественный деятель, железнодорожник, активный участник проектирования и строительства Туркестано-Сибирской магистрали, репрессированный в 1937 году.
Его отец Тынышбай происходил из знатного казахского рода, являлся членом земельного комитета, созданного военным губернатором Семиречья. В 1889 году он повез сына в город Верный на обучение. Мухамеджан успешно окончил двухгодичный подготовительный класс, после чего стал обучаться в Верненской мужской гимназии.
В 1900 году Мухамеджан поступил в Императорский институт инженеров путей сообщения имени Александра I в Петербурге благодаря ходатайству директора гимназии М. Вахрушева.
В 1906 году Тынышпаев сдал выпускные экзамены, защитил курсовой проект «Строительство Туркестано-Сибирской железной дороги» и получил диплом инженера путей сообщения с правом составления проектов и производства всякого рода строительных работ и с правом на чин коллежского секретаря при вступлении на госслужбу. Так он стал первым казахским инженером.
В 1906 году Тынышпаев стал работать инженером на строительстве Средне-Азиатской железной дороги, принял активное участие в возведении моста через реку Амударью. В феврале 1907 года был избран депутатом 2-й Государственной думы от Семиреченской области. 3 июня того же года Государственная дума была распущена, и Тынышпаев вернулся в Туркестанский край.
С 1911 года Мухамеджан Тынышпаев работал начальником отдела, а затем главным инженером железнодорожного строительства участка Урсатьевск — Андижан. В 1914 году он перешел работать на строительство Семиреченской дороги (начало Турксиба), где был начальником небольшого участка железнодорожной линии, а затем главным инженером линии от Арыси до Аулие-Ата.
После февральской революции 1917 года в апреле по решению Временного правительства для решения на местах вопросов управления краем был создан Туркестанский комитет, куда был включен и Мухамеджан Тынышпаев.
В июле 1917 года Тынышпаев, как делегат от Семиреченской области, участвовал в I Всекиргизском съезде в Оренбурге и вошел в число делегатов на Всероссийское учредительное собрание. В ноябре 1917 года он был избран премьер-министром Туркестанской автономии, но в связи с расхождением взглядов с избранным министром иностранных дел Мустафой Чокаем он покинул свой пост и уехал в Ташкент, уступив тому свое место.
В 1919 году, когда советская власть установилась в Туркестане и Степном крае, Тынышпаев перешел на ее сторону. В 1921 году Тынышпаева назначили начальником управления водного хозяйства Наркомзема Туркестанского края в Ташкенте. В 1922 году Наркомзем направил его на аналогичную должность в Чимкенте.
В 1924 году он был приглашен в Казахский педагогический институт, открывшийся в Ташкенте, на работу преподавателем математики и физики. В этот период он занимался сбором информации о происхождении жузов, описывал историю казахских родов, составлял таблицы к генеалогии родов с краткими описаниями жизни и смерти ханов, батыров, биев, акынов, а также выступал с лекциями на эту тему в Туркестанском отделе Русского географического общества. Опубликовал исследования: «Коксуйский могильник и городище Кайлак», «Историческая справка о родоплеменном составе населения Ташкентского уезда», «Казахи в XVII-XVIII веках», «Победы и поражения казахов», «Материалы по истории киргиз-казакского народа». Уделял много времени общественной работе и пропаганде знаний.
В 1925 году ему была предложена должность главного инженера по благоустройству города Перовска, переименованного затем в Кызыл-Орду.
1 марта 1926 года Тынышпаев переехал в Алма-Ату и начал работать начальником дорожного отдела Семиреченской губернии.
В январе 1927 года он был включен в Комитет содействия строительству Турксиба, созданный в декабре 1926 года. Тынышпаев принимал активное участие в подготовке «агентов эксплуатации дороги», по его инициативе были созданы курсы, на которых обучались 60 молодых казахов. Занимался разработкой проекта (известен как Чокпарский вариант) прокладки железнодорожной колеи через Чокпарский перевал, который позволил сэкономить 25 млн. рублей и почти на год сократил срок строительства Турксиба.
3 августа 1931 года Мухамеджан Тынышпаев был арестован по доносу, но после долгого следствия преступных улик не было обнаружено. При следующем аресте Тынышпаеву было предъявлено обвинение, и 20 апреля 1932 года тройка при ПП ОГПУ определила ему 5 лет ссылки в Воронеже. Под надзором он работал в техотделе управления постройки новой железной дороги Москва — Донецк. После возвращения из ссылки он поехал на строительство железной дороги Кандагач — Гурьев, где сильно простудился, заболел, после чего переехал в Ташкент.
21 ноября 1937 года он был вновь арестован как «враг народа» и расстрелян. 29 сентября 1959 года Мухамеджан Тынышпаев был реабилитирован решением Верховного суда Казахской ССР, а в феврале 1970 года — прокуратурой СССР и военным прокурором Туркестанского военного округа.
О всех перипетиях столь увлекательной многогранной жизни первого казахского инженера и организатора строительства железных дорог рассказывает в своем новом романе «Арно — вождь оатраков», вышедшем накануне в алматинском издательстве «Тоганай Т», актюбинский литератор Иван Мирошниченко. Беллетристическая по сути книга написана на основе многих документальных свидетельств. Ее повествование охватывает весь круг исторических и социальных проблем начала прошлого столетия через судьбы героев. Мухамеджан Тынышпаев выведен как неординарная личность, патриот земли казахской, готовый пожертвовать собой ради интересов дорогой ему родины.
Георгий ОСАДЧИЙ