Верховный Совет РК 13-го созыва стал первым профессиональным Парламентом в истории независимого Казахстана. Несмотря на свою относительно недолгую работу, законодательный орган успел принять важнейшие для функционирования государства законы. Действующая Конституция была также разработана при непосредственном участии тогдашних народных избранников. Один из них Змгали Кобенов поделился с «АВ» воспоминаниями о том времени.
Балом правили одномандатники
В ту пору выборы проходили исключительно по одномандатным округам, партийных списков, как сейчас, не было. Змгали Кобенов баллотировался по избирательному округу № 24, который включал в себя четыре района области: Темирский, Исатайский, Уилский и Хобдинский. Именно там, во время встреч с трудовыми коллективами, крестьянами, нефтяниками, ковались политические навыки Кобенова. Впоследствии они помогли Змгали Абдрахмановичу отстаивать с трибуны позицию своих избирателей.
После тяжелой и изнурительной избирательной кампании по всей стране были избраны 177 депутатов. Семеро из них — от Актюбинской области.
— Столь большое количество народных избранников обусловлено тем, что Верховный Совет состоял всего из одной палаты, привычного сейчас Сената тогда не было. Избирательные округа формировались пропорционально количеству населения, — поведал Змгали Кобенов.
Не по сессиям, а постоянно
Предыдущие Верховные Советы работали исключительно по сессиям. Иными словами, законодательный орган не являлся основным местом работы депутатов, и они, соответственно, не получали там заработную плату. Каждая сессия длилась примерно по десять-двенадцать дней. Народные избранники принимали решения, что называется, «всем пакетом». Естественно, под всеобщий «одобрям-с». Верховный Совет 13-го созыва отличался тем, что являлся первым в истории суверенного Казахстана профессиональным Парламентом.
— Помню, каждому из нас тогда выделили по служебной квартире, предоставили транспорт и неплохие для того времени условия для работы, — вспоминает наш собеседник. – Для многих такая форма занятости была немного в диковинку. Но мы быстро освоились.
Спикером, или, если быть точнее, председателем того Совета стал Абиш Кекильбаев. За его кандидатуру проголосовало большинство депутатов. Вообще, если брать в разрезе, то Верховный Совет по составу получился одним из самых «звездных» за все время существования в стране парламентаризма. В том плане, что большинство депутатов уже оставили свой след в казахстанской политике или сделали это позже. Было много по-настоящему ярких личностей. Из их числа можно назвать того же Абиша Кекильбаева, Олжаса Сулейменова, Тохтара Аубакирова, Марата Оспанова, Алихана Байменова, Зинаиду Федотову, Куаныша Султанова, Мухтара Тиникеева и многих других.
Шампанское от Президента
Перед вновь избранным Советом стояла задача — принять важнейшие для жизнедеятельности республики законы. Один из них — Гражданский кодекс. Наш кодекс не должен был сильно отличаться от передовых образцов, но и должен был иметь свою специфику. Когда соответствующий законопроект поступил в работу, то сразу же началось бурное обсуждение его статей. Представивший на суд народных избранников законопроект министр юстиции Нагашыбай Шайкенов семь дней находился в Парламенте. Все это время шли бурные дебаты. Семь дней – это очень короткий срок для принятия такого крупного закона. По словам Кобенова, на столь быстрое его принятие повлиял авторитет Главы государства Нурсултана Назарбаева. Он попросил депутатский корпус принять Гражданский кодекс до наступления Нового года. С тем, чтобы уже с 1995 года жители Казахстана имели четкие и понятные всем методы регулирования гражданско-правовых отношений. Особенно это было важно для полноценного внедрения института частной собственности.
Президент пообещал угостить депутатов отменным шампанским, если они примут законопроект в кратчайшие сроки. Как отмечалось выше, народные избранники после семи дней жесточайших дебатов приняли законопроект во втором чтении. После того, как Абиш Кекильбаев объявил о результатах голосования, все депутаты полчаса стоя аплодировали.
— Президент свое слово сдержал. Прямо в здание Верховного Совета завезли коробки с шампанским. Нурсултан Абишевич поблагодарил нас и заодно поздравил с наступающим Новым годом. Он обошел практически каждого депутата. Настроение в тот день у него было отличное, оно передалось и нам, — вспоминает Змгали Абдрахманович.
В числе других важных законов можно отметить Таможенный кодекс, Закон «О нефти», Закон «О здоровье», Закон «Об обеспечении сроков выдачи зарплат, социальных и иных выплат» и другие. Кроме того, этот состав Верховного Совета практически начал судебную реформу.
Перенос столицы начался в Совете
Мало кто знает подоплеку того, почему День Астаны совпал с днем рождения Президента. В конце июня-начале июля 1994 года, еще до принятия Гражданского кодекса, в Верховный Совет поступил законопроект «О переносе столицы из Алматы в Акмолу». Этого очень хотел Президент РК. В числе ярых сторонников такого шага среди парламентариев можно выделить Змгали Кобенова, Зинаиду Федотову, Марата Оспанова, Алтыншаш Джаганову, Салыка Зиманова. Задачей этой группы было склонить чашу весов колеблющихся депутатов в свою сторону. Противников переноса столицы было также немало, хотя их аргументы оказались в конечном счете менее весомыми:
— По этому вопросу шли яростные дебаты, — говорит Змгали Кобенов. — Мы понимали, что противники переноса откровенно спекулируют на политической теме. Один из коллег и вовсе заявил, что земли Северного Казахстана якобы исконно казачьи и что перенос спровоцирует резкий рост конфликтов на межнациональной почве. Как видите, ничего подобного не произошло. Наоборот, Астана стала центром притяжения для всех казахстанцев.
Ожидалось, что дебаты окажутся затяжными и придется набраться терпения. Однако, когда вопрос поставили на голосование, он неожиданно прошел с первого раза. Случилось это 6 июля, аккурат в день рождения Нурсултана Назарбаева.
— Это не было сделано специально. Просто так совпало, в чем, кстати, я вижу немало символичного. Елбасы являлся главным инициатором и сторонником переноса столицы и заслужил право называть себя отцом современной Астаны. В последние годы я стараюсь проводить 6 июля в столице, гулять с внуками. Сейчас уже начинаешь понимать, что тогда мы сделали большое дело, и я горжусь этим.
Увековечить память Алии
Другим несомненным достижением Змгали Кобенова во время работы в Верховном Совете можно назвать увековечивание памяти славной дочери казахского народа Алии Молдагуловой. Дело в том, что в 1995 году отмечалось 50-летие Победы в Великой Отечественной войне. В канун этой даты Змгали Абдрахманович проделал колоссальную работу, обивая пороги многих кабинетов. И в конце концов добился своего. Его предложение нашло поддержку на самом верху. Благодаря стараниям вышло сразу два постановления – одно Верховного Совета, другое — Правительства РК. 50 лет Великой Победе и 70-летие со дня рождения Алии Молдагуловой были отмечены широко. Особенно в Алматы и Актобе. Более того, Кабинет министров постановил назвать именем Алии, а также другой героини, Маншук Маметовой, улицы, проспекты в городах РК, соорудить памятники.
Таким образом, память о двух героинях казахского народа была увековечена.
— Спустя годы вспоминаешь, что все это мы делали для потомков. С тем чтобы они не забывали свою историю и своих героев. Эпоха сменяет эпоху, но некоторые имена передаются из поколения в поколение. Алия и Маншук из их числа, — высказывает свое мнение Змгали Кобенов.
Причины роспуска
Отдельные специалисты считают, что недолгое существование Верховного Совета страны 13-го созыва обусловлено особенностью того времени. Конституция Казахстана от 1993 года не могла обеспечить стране качественно новый рывок. Требовались серьезные структурные изменения, которые возможны были бы только с принятием нового Основного Закона. На референдуме в 1995 году за него проголосовало абсолютное большинство казахстанцев. Согласно проекту Конституции Парламент должен был стать двухпалатным. Верховный Совет же был, уже говорилось, однопалатным. И, если бы он продолжил свое существование в прежнем виде, это стало бы своего рода юридическим нонсенсом. К слову, в разработке проекта действующей Конституции принимали участие депутаты последнего в истории страны Верховного Совета, что косвенно подтверждает отсутствие противоречий между исполнительной и законодательной властью. Более того, многие народные избранники не ушли в небытие – верховная власть нашла применение практически всем без исключения депутатам.
Да, несомненно, было решение Конституционного Суда о признании Верховного Совета РК 13-го созыва нелегитимным. Но, скорее всего, это был юридический компромисс, точнее, легальная юридическая причина для того, чтобы отечественный парламентаризм перешел в совершенно новую для себя стадию развития.
Вообще, период 1994-1995 годов является чрезвычайно важным в истории становления казахстанского парламентаризма. Еще раз отметим, что Верховный Совет, функционировавший с апреля 1994 по март 1995 года, стал первым профессиональным Парламентом Казахстана, в котором депутаты работали на постоянной основе.
В то же время следует признать, что он заложил предпосылки дальнейшего развития парламентаризма в Казахстане.
— Верховный Совет 13-го созыва, несомненно, войдет в казахстанский исторический календарь как одна из заметных вех в становлении новой государственности и демократии. Профессионального Парламента у нас никогда не было, и мы действовали порой методом проб и ошибок, — признался Змгали Кобенов.
Без Парламента Казахстан пробыл всего 9 месяцев. За это время была принята новая Конституция и создан чрезвычайно важный орган — Ассамблея народа Казахстана. А уже в декабре 1995 года был избран Парламент Казахстана первого созыва, в котором имелось две палаты: Мажилис и Сенат.
Асхат КАЛЖАНОВ