«Спектакль должен быть созвучен мыслям, чувствам зрителя. Если тема не актуальна, если постановка не поднимает проблем современности, становится устаревшей, музейной, то она перестает быть необходимой сегодняшнему поколению», – говорит главный режиссер Кызылординского областного театра имени Нартая Бекежанова Хусейн Амир-Темир.
Драма «Қорқыт» была представлена актюбинцам в дни культуры и искусства Кызылординского региона.
…Открывается занавес. Свисают декорации в виде шкур с изображением древних наскальных рисунков. Угрожающе звучит бубен. В центре – колыбель. Плач младенца. Гром и молнии пугают людей вокруг новорожденного, которого нарекают именем Коркыт – страх. Весь спектакль пронизан драматизмом, боль и тоска исходит от чувства непримиримости главного героя. Вокруг себя он видит идолов, созданных людьми. Божества, баи, вожди, предводители вершат судьбы, им преклоняются, их боготворят. «За что? Я сам себе Бог», — в отчаянии обращается Коркыт к небесам. «Да какой же ты Бог?» — смеются люди, окружившие его подобно стае волков. «Нет, ты не Бог, — говорит камень у дороги. — Когда-то и я был глыбой, горой, считал себя великим. Сегодня я — незаметный осколок. Придет и твое время, ты упадешь и больше никогда не встанешь». «Ты не можешь стать Богом, – вторит им одинокое дерево. – Когда-то я был могучим и сильным, сегодня я сломлен. И ты сломаешься». «Неправда!» – восклицает Коркыт. В гневе он рубит дерево под корень, раскалывает его пополам. На каждый удар человека дерево отзывается жалобным стоном, похожим на плач. Так рождается кобыз. Так возрождается душа Коркыта, в песне кобыза он находит смысл жизни, встречает свою любовь.
— В драме, поставленной по пьесе известного драматурга и поэта Ирана-Гайыпа, нет исторической канвы, нет определенного хода событий или времени, — отвечает на наши вопросы главный режиссер. – Суть заключается в противопоставлении Человека и Космоса. Личность – песчинка во Вселенной. Ничто не вечно, кроме облагораживающего искусства, кроме истинной любви. Даже посланник смерти Азраиль отступает перед силой любви и не смеет прервать песнь кобыза.
По словам исполнителя главной роли, актера Сырыма Абдрахманова, в спектакле переплетаются мотивы древности и сегодняшнего мира:
— Во все времена есть люди, возвеличивающие себя до уровня Всевышнего. Независимо от должности, они окружают себя преданными слугами и наслаждаются властью. Коркыт захотел стать одним из таких повелителей, но музыка вернула ему человеческую душу. Признаюсь, мне сложно играть этот образ. Не могу сказать, что я на сто процентов подобрал ключи к замыслу автора пьесы. Но, как говорят, Москва тоже не сразу строилась. С каждым выходом на сцену я открываю для себя новые черты Коркыта, которому суждено было прожить всего сорок лет, постепенно вживаюсь в персонаж. Насколько сложно играть его, настолько и притягательно.
Главный художник постановки – Серик Пирмаханов. Декорации, сменяющиеся видеозаставки, костюмы, игра света очень тонко и ярко раскрывают содержание пьесы.
— Мы проработали с Сериком бок о бок сорок лет, — говорит режиссер театра Хусейн Амир-Темир, который посвятил кызылординской сцене более пятидесяти лет своей жизни.
Сегодня в театре имени Нартая Бекежанова работают сорок профессиональных актеров. В следующем году театр отметит свое 60-летие. В репертуаре кызылординцев около тридцати спектаклей. Среди них и постановки классических произведений: «Қаракөз», «Қобыланды», «Макбет», и постановки по пьесам современных казахских драматургов, например, Абильды Тажибаева «Көңілдестер».
— Почему в гастрольную поездку была выбрана драма «Қорқыт»? – интересуемся мы.
— Кызылорда – родина Коркыта. Кобыз и имя великого сказителя казахских степей стали своеобразной визитной карточкой нашего края, — отвечает главный режиссер. – Ранее мы выезжали с этим спектаклем в Астану, показывали его алматинским зрителям, были в Талдыкоргане. По реакции зрителей видели, что тема близка современности, находит отклик в сердцах людей. А это для нас – главное.
Гульсым НАЗАРБАЕВА