Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Песнь кобыза

«Спектакль должен быть созвучен мыслям, чувствам зрителя. Если тема не актуальна, если постановка не поднимает проблем современности, становится устаревшей, музейной, то она перестает быть необходимой сегодняшнему поколению», – говорит главный режиссер Кызылординского областного театра имени Нартая Бекежанова Хусейн Амир-Темир.

Драма «Қорқыт» была представлена актюбинцам в дни культуры и искусства Кызылординского региона.

…Открывается занавес. Свисают декорации в виде шкур с изображением древних наскальных рисунков. Угрожающе звучит бубен. В центре – колыбель. Плач младенца. Гром и молнии пугают людей вокруг новорожденного, которого нарекают именем Коркыт – страх. Весь спектакль пронизан драматизмом, боль и тоска исходит от чувства непримиримости главного героя. Вокруг себя он видит идолов, созданных людьми. Божества, баи, вожди, предводители вершат судьбы, им преклоняются, их боготворят. «За что? Я сам себе Бог», — в отчаянии обращается Коркыт к небесам. «Да какой же ты Бог?» — смеются люди, окружившие его подобно стае волков. «Нет, ты не Бог, — говорит камень у дороги. — Когда-то и я был глыбой, горой, считал себя великим. Сегодня я — незаметный осколок. Придет и твое время, ты упадешь и больше никогда не встанешь». «Ты не можешь стать Богом, – вторит им одинокое дерево. – Когда-то я был могучим и сильным, сегодня я сломлен. И ты сломаешься». «Неправда!» – восклицает Коркыт. В гневе он рубит дерево под корень, раскалывает его пополам. На каждый удар человека дерево отзывается жалобным стоном, похожим на плач. Так рождается кобыз. Так возрождается душа Коркыта, в песне кобыза он находит смысл жизни, встречает свою любовь.

— В драме, поставленной по пьесе известного драматурга и поэта Ирана-Гайыпа, нет исторической канвы, нет определенного хода событий или времени, — отвечает на наши вопросы главный режиссер. – Суть заключается в противопоставлении Человека и Космоса. Личность – песчинка во Вселенной. Ничто не вечно, кроме облагораживающего искусства, кроме истинной любви. Даже посланник смерти Азраиль отступает перед силой любви и не смеет прервать песнь кобыза.

По словам исполнителя главной роли, актера Сырыма Абдрахманова, в спектакле переплетаются мотивы древности и сегодняшнего мира:

— Во все времена есть люди, возвеличивающие себя до уровня Всевышнего. Независимо от должности, они окружают себя преданными слугами и наслаждаются властью. Коркыт захотел стать одним из таких повелителей, но музыка вернула ему человеческую душу. Признаюсь, мне сложно играть этот образ. Не могу сказать, что я на сто процентов подобрал ключи к замыслу автора пьесы. Но, как говорят, Москва тоже не сразу строилась. С каждым выходом на сцену я открываю для себя новые черты Коркыта, которому суждено было прожить всего сорок лет, постепенно вживаюсь в персонаж. Насколько сложно играть его, настолько и притягательно.

Главный художник постановки – Серик Пирмаханов. Декорации, сменяющиеся видеозаставки, костюмы, игра света очень тонко и ярко раскрывают содержание пьесы.

— Мы проработали с Сериком бок о бок сорок лет, — говорит режиссер театра Хусейн Амир-Темир, который посвятил кызылординской сцене более пятидесяти лет своей жизни.

Сегодня в театре имени Нартая Бекежанова работают сорок профессиональных актеров. В следующем году театр отметит свое 60-летие. В репертуаре кызылординцев около тридцати спектаклей. Среди них и постановки классических произведений: «Қаракөз», «Қобыланды», «Макбет», и постановки по пьесам современных казахских драматургов, например, Абильды Тажибаева «Көңілдестер».

— Почему в гастрольную поездку была выбрана драма «Қорқыт»? – интересуемся мы.

— Кызылорда – родина Коркыта. Кобыз и имя великого сказителя казахских степей стали своеобразной визитной карточкой нашего края, — отвечает главный режиссер. – Ранее мы выезжали с этим спектаклем в Астану, показывали его алматинским зрителям, были в Талдыкоргане. По реакции зрителей видели, что тема близка современности, находит отклик в сердцах людей. А это для нас – главное.

Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"