Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Пестрый мир Ассамблеи

Первая заведующая секретариатом АНК области принимала непосредственное участие в становлении этого общественного института. Хабиба Саркулова вспоминает первые шаги Ассамблеи на заре независимости и рассказывает о ее важности для развития страны.

О корнях

– Я родилась в Оренбургской области, но выросла в Алимбетовке Каргалинского района. Вот где этносов было намешано! – говорит собеседница. – После окончания Актюбинского педучилища поступила на заочное отделение факультета биологии Уральского пединститута. В родной школе работала в две смены: в первой вела биологию, во второй учила третьеклассников.
К чему эти подробности? Вспоминаю самых непослушных ребят и случай, за один день сделавший нас друзьями. Самыми непослушными во вверенном мне третьем классе оказались немец Саша Суковский, поляк Юра Мушинский и казах Сагындык Тайбагаров. Пожаловалась на них директору, а он посоветовал проявить профессионализм и не жаловаться.
Я знала: если подобрать ключик, эти хулиганы станут самой надежной опорой. Спросила в субботу, любят ли они лыжи, и в воскресенье мы вчетвером выбрались на лыжную прогулку. Мое согласие сделать трамплин мальчики приняли с восторгом, быстро соорудили его из снега, но при первом же прыжке я так травмировалась, что долго восстанавливалась. Зато вопрос дисциплины в классе был решен навсегда.
Из этих ребят выросли очень достойные люди, а примером для них, уверена, остаются представители самых разных народов, жившие по соседству. Вопрос интернационального воспитания у нас не возникал никогда, потому что этническое разнообразие сыграло свою роль. Основная масса – казахи, украинцы, немцы, чеченцы. Одна из ярких этнографических иллюстраций Алимбетовки – могилы чеченцев на сельском кладбище. Это все, что я вынесла из детства и ранней юности, и это то, что и меня воспитало. Кстати, моей лучшей подругой была одноклассница Люба Криворучко, украинка.
Выйдя замуж, Хабиба Дияровна уехала в областной центр, пошла вверх и ее карьера – освобожденный секретарь комсомольской организации школы № 8, горком комсомола, партии, руководитель ЗАГСа, горисполкома.
– Большой опыт получила во время работы с Петром Турмагамбетовым, Генригом Холодзинским и Сергеем Лапшиным, – продолжила Хабиба Саркулова. – Когда в 1995-м создали Ассамблею народа Казахстана и мне предложили ее возглавить, я не побоялась взяться за новое дело.


Один день из жизни Дома дружбы

Фото из архива АНК Актюбинской области

Когда в 2009 году открылся Дом дружбы, актюбинские мастера экслибриса Ануар Отеген тана и Марзия Жаксыгарина подарили госучреждению несколько десятков своих работ для эстетического оформления. Сегодня коридоры здания АНК украшают уникальные экслибрисы с историческими сюжетами, портретами государственных деятелей, литературных героев, легко узнаваемыми сценами из популярных произведений.
Слева направо: Ануар Отеген тана, Марзия Жаксыгарина, Хабиба Саркулова, член польского центра Елена Цибульская.


Ты помнишь, как все начиналось?

– Основой Актюбинской АНК стали четыре национально-культурных центра (НКЦ) – корейский, чешский, русский и немецкий. Так называемой штаб-квартирой был кабинет в здании облакимата, а центры работали кто где мог. Первое мероприятие мы провели в День единства народа Казахстана с участием болгар и поляков, немного позднее подключились украинцы, – вспоминает Хабиба Дияровна. – Мы делали акцент на сохранение этнографических особенностей – музыки, языка, национальной кухни, костюмов. Именно эти факторы помогают духовному взаимопроникновению и воспитанию уважения к традициям соседей. Иначе бы мы не праздновали вместе Наурыз, Пасху, немецкое Рождество и другое. Люди наши политически грамотны и социально активны. Потому руководство страны задалось целью сохранить этническое многообразие общества. Призыв об открытии воскресных школ был поддержан всеми НКЦ, тем более что в них параллельно с родным языком преподавался государственный.
Дома дружбы в мою бытность не было, и те же воскресные школы проводились где придется, порой на дому у активистов.


Они были первыми

Фото из архива ЭКО «Вяра»

На I форум народов Казахстана (Алма-Ата, 1992 год) из всей республики были приглашены творческие коллективы разных этносов. Право представлять нашу область было доверено болгарскому ансамблю «Вяра», образованному еще в 1974 году жительницей села Болгарка Натальей Бошковой.
– И вот я, тогда 14-летняя, впервые облаченная в национальный костюм, почувствовала себя настоящей болгаркой, – вспоминает Анастасия Бошкова, дочь Натальи Федоровны. – Дело в том, что в нашем селе все говорят на трех языках – болгарском, казахском и русском, и никто не задумывается о национальной принадлежности.
Форум собирали, чтобы обсудить идею создания малой Ассамблеи народов Казахстана. Почему выбрали нас? Наверное, потому что в 1987-м «Вяра» представляла Казахскую ССР на Всесоюзном конкурсе художественной самодеятельности. Руководителем нашей большой делегации был тогдашний начальник управления культуры Кази Жасекенов.


Связанные одной целью

– АНК Актюбинской области я возглавляла до 2003 года и преемнику – Балихану Жоламанову – сдала ее с тринадцатью национально-культурными центрами, – продолжила Хабиба Саркулова. – Суть нашей работы лучше зампредседателя головного офиса АНК и лидера казахстанских болгар Олега Дымова не передать: «Наша задача, чтобы представители всех этносов чувствовали себя равноправными с коренным народом». И тут я согласна с покойным Олегом Григорьевичем: нации и народности должны стать одной семьей. К цели этой мы приближаемся вполне уверенно. Кто желал уехать, им не препятствовали, а принимающие внутреннюю политику республики остаются.
В числе первых активистов движения по созданию национально-культурных центров собеседница назвала многих, некоторые из них уже покойные: Моисей Ким, Константин Цхай, Галина Ажгалиева, Марк Иоффе, Ян и Аэлита Липириди, Равиль Курбангалиев, Лилия Ибрагимова, Наталья Бошкова, Иван Копущу, Павел Маглели.
Известно много случаев запредельной благодарности коренному народу от тех, кто оказался в наших краях не по своей воле. И ветеран привела пример одной девочки:
– Она родилась с серьезной патологией, родители долго искали клинику, где можно было сделать операцию. Нашли. Клиника оказалась в Чечне. Собрали средства, поехали. Все прошло успешно, потом длился восстановительный период. И когда подошло время выписки, родители волновались, что у них может не хватить денег для полного расчета. На вопрос «Сколько мы должны?» поступил такой ответ: «Это мы вам должны!».
Чеченцы имели в виду спасение их сокровников казахами во время депортации в 1944 году. Этот случай лишний раз подтверждает: прошлое у нас одно, и оно до сих пор нас объединяет.
На вопрос об идентичности общества Хабиба Дияровна ответила, что это цель жить в мире и направлять все усилия на процветание государства. Мнение же о языке, как объединяющем факторе, у нее такое:
– Гражданин должен знать в совершенстве языки родной и государственный. Первый – свидетельство его уникальности, второй – осознанной гражданской позиции.

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото Бекзат МУЛДЫКЕШЕВОЙ

Колонка "Взгляд"