Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Пишем по-новому, думаем по-новому

Что такое новые медиа? Зачем отслеживать «Твиттер»? Почему на газетных сайтах стали петь частушки? Об этом и многом другом – наше интервью с медиатренером из Алматы Гулим Амирхановой.

— Гулим, не секрет, что интернет составляет современным СМИ огромную конкуренцию. Но вы в своем проекте «Развитие новых медиа в Центральной Азии» используете его как помощника?

— Да, мы в рамках своего проекта, поддержанного «Internews network», обучаем, как обновить уже существующие газету, радио или телеканал, сделать их современными, востребованными, интерактивными и популярными.

На самом деле, конвергенция начала развиваться, когда в одном американском городе предприниматель получил возможность иметь два канала и газету. Сделали такую редакцию, когда один журналист стал писать и на ТВ, и в газету, то есть в разных средах и в разных стилях. Это было что-то! Европейцы тоже начали делать холдинги, потому что чем у тебя больше площадок, тем больше ресурсов ты можешь предложить под рекламу. Но новые медиа – это не просто медиахолдинг, где есть газеты, ТВ, радио, и все они могут работать каждый сам по себе, — это взаимосвязанный организм, где внедряются различные технологии, фишки.

— Какие, например?

— Вы можете вставлять видеоинтервью на газетном сайте, делать интерактивные акции, привлекать большое количество народа к обсуждению своих публикаций. На сайте газеты «Мегаполис», например, есть прикольная фишка, когда чувак-куплетист поет сочиненные им песни на злобу дня. Народу нравится!

Можно делать флеш-мобы, составлять различные интерактивные карты, акции. Например, один из самых продвинутых российских региональных медиаресурсов «Алтайпресс» в одно время раскрутил так называемый «Алтайгейт». Началось все с того, что одной журналистке прислали фото убитых животных и улетающего вертолета. Выяснилось, что в отстреле замешаны чиновники. Журналисты смогли раскрутить мощную информационную кампанию.

— Достаточно ли активен народ в Казнете?

— Да, причем ситуация быстро меняется. Например, сейчас в Казахстане активно развивается «Твиттер». И когда в Уральске было наводнение, народ в «Твиттере» достаточно активно про это писал. С его помощью читатели узнавали информацию, которой не было в СМИ. И не потому, что журналисты этого не знали, а потому что у журналистов есть своя периодичность, и они пока что-то напишут, пройдет время. Многим из них некуда это выкладывать. А в инете можно было узнавать в режиме реального времени и делиться увиденным.

— Готовы ли традиционные СМИ внедрять новые технологии?

— Когда наш проект запускался год назад, еще мало кто понимал, что это такое и насколько такие СМИ будут востребованы. В рамках нашего проекта мы переводим 11 классических редакций в режим конвергентных, это пять редакций по Казахстану, две — в Таджикистане и остальные — в Кыргызстане. В Казахстане это газеты Караганды, Костаная, Актау и Уральска, а также медиахолдинг в Шымкенте.

Когда мы набирали участников нашего проекта, мы обзванивали крупные республиканские СМИ, и многие алматинские редакторы тогда говорили, что «это настолько далеко и не нужно в принципе, и интернет мало развит…»

В итоге наиболее продвинутыми в Казахстане оказались активные региональные СМИ. Они более гибкие, они мельче, их кризис больше коснулся, поэтому они перенимают передовые технологии быстрее, ведь им всегда надо быть на плаву. Кстати, в Таджикистане и Кыргызстане на наше предложение откликнулись ведущие СМИ, такие как «Азия плюс» и «АКИ-press».

— С чего же начались перемены?

— На первых семинарах для редакторов, издателей и владельцев СМИ мы доносили, что новые медиа — это новая философия журналистики, новый метод подачи информации.

Для того чтобы их внедрить, нельзя начинать с журналистов, надо сначала поработать с владельцами и редакторами, чтобы они понимали, по каким новым правилам им теперь требовать работу журналистов. Когда обучаемые уходили с тренингов на перерывы, я видела, что многие не понимали нас, ведь они много лет все делали по-другому. В новых медиа иногда надо делать так, как в традиционной журналистике нас учили не делать.

Я сама через это прошла: ломку стереотипов и наступление эдакого момента истины.

На одном семинаре наш тренер рассказывал, что когда рухнул самолет с польским президентом Качиньским в России, первая информация, которая вышла на сайте «РИА-новостей», была такая: «Самолет с президентом Качиньским упал». И все! Раньше, прежде чем подать новость, нужно было всех обзвонить, дополнить ее, а потом выдавать, здесь же факт уже являлся новостью. Я представила, как бы поступила раньше: сказала бы журналистам, звоните туда, ищите то. И пока они не вернутся, не выдала бы новость, а на это ушло бы минимум 10 минут.

— Как воспринимают такие изменения читатели, пользователи?

— Такое ощущение, что они только их и ждали. Не надо забывать, что выражение «масс-медиа» переводится как «средство массовой коммуникации», это тоже важный момент различия между классическими и новыми медиа. Классические СМИ – это когда узнаешь что-то, берешь интервью, пишешь и публикуешь. После этого, может быть, кто-то в редакцию письмо на эту тему пришлет, и все.

Новые медиа узнают, публикуют, пишут, получают обратную связь, общаются с читателями, тут же продолжают тему, если там есть новое что-то, добавляют, то есть не бросают тему до какого-то логического конца.

Для журналистов было шоком, что когда они публикуют материал, дают в «Фейсбуке» ссылку на него, тут же получают три «like» и два комментария. Говорят: мы же только что материал разместили! Нужно сказать, что к такой обратной связи не все готовы, потому что мы привыкли к тому, что нам никто не говорит, хорошо мы написали или нет, нужно читателям или зрителям то, что мы сделали, или нет, а тут, в интернете, связь мгновенная. К этому чисто психологически не все готовы.

— Сам стиль подачи материалов тоже меняется?

— Много лет мы все считали, что для журналиста важнее всего умение хорошо написать – красиво, образно. В новых медиа ценность текста становится меньше, важнее наполняемость фактами. На постсоветском пространстве нас не учили работать с базами данных, со статистикой, с цифрами. Нас учили работать со словом. Я для себя когда-то определила: новые медиа для меня – это журналистика цифр, классическая журналистика – журналистика слов.

Современный журналист должен писать по-другому, он должен жертвовать заголовками, красивыми фразами в угоду информативности, краткости, полезности. И при этом текст не должен быть сухим.

Интересно, что теперь самый нелюбимый, считающийся плохим тоном для журналистов вопрос: «Ваши творческие планы?» реабилитировался. Раньше, в классической журналистике, нас учили, что это самый страшный вопрос, который ты можешь задать. В новых медиа, если возникает необходимость в этом, надо спрашивать про планы у всех. Данный вопрос приобретает другое значение. Ты узнал планы, сделал заметку, для чего у нас на сайте «Новый репортер», например, существует рубрика «Календарь событий», и пользователи получают самостоятельную информацию, которая важна и нужна.

— Владельцев СМИ, наверное, больше всего интересует вопрос, а будет ли от этого всего прибыль? Многие не хотят развивать сайты, потому что пока это невыгодно…

— Проблема заработка денег на сайтах для СМИ существует. Конечно, сначала нужно научиться создавать тот контент, на который будут приходить люди. Есть масса методик и технологий, и в России уже есть люди, которые зарабатывают приличные деньги на рекламе в инете. И СМИ тоже могут подобное сделать.

Могу с гордостью привести в пример газету «Уральская неделя». Раньше у нее был сайт, но, как почти у всех, это была просто «копирка» газеты. А когда они начали работать по нашему проекту, внедрять различные технологии, пошли комментарии, народные новости, материалы, которые сняли по мотивам народных новостей. В первую же неделю у сайта резко поднялись показатели – до 10 тысяч посещений в день. Видимо, читатели «Недели» были уже подготовлены, и все, что нужно было сделать, — дать аудитории высказаться. В регионе стали говорить об этом успехе, и рекламодатели на сайте появились уже через полторы недели после того, как начались изменения.

— Отличается ли реклама в новых медиа?

— В новых медиа рекламные агенты перестали быть людьми, которые просто предлагают, они такая же движущая сила, как журналисты. Они помогают создавать контент, могут придумать хорошую акцию, в которой не будет 55 раз озвучено название бренда спонсора, но все будут знать его. Причем сама акция будет полезная и важная для города, популярная, привлекающая внимание. То есть теперь рекламщики не должны сидеть в стороне, они могут прийти и сказать журналистам: есть такая тема, ты делай, а я найду спонсоров. Они не предлагают просто место на сайте, они предлагают идеи, настроение, атмосферу.

В этом отношении новые медиа совмещают, казалось бы, несовместимые вещи — деньги и фантазию — и делают свое дело так хорошо, что в итоге выигрывают все: и читатели, и редакции, и рекламодатели.

Проблема в том, что сегодня мало людей, профессионально занимающихся рекламой. Трудно найти рекламного менеджера, который будет креативным, мы привыкли, что всю жизнь работали именно так. Другими словами, перестраиваться в новых медиа приходится всем.

 

Досье «АВ»

Гулим Амирханова — сертифицированный медиатренер. Руководила службой новостей телеканала «АРТ» (Караганда), была главным редактором телеканала «Алматы». Работала в Internews в Кыргызстане. Автор курсов тренингов «Специальный репортаж», «Ток-шоу», «Продвижение СМИ в интернете». Работает в «Интерньюс Нетуорк» в Казахстане в проекте по развитию новых медиа. Известный блоггер.

 

Наша справка

Новые медиа — интерактивные издания, использующие новые формы коммуникации журналистов либо других авторов контента с читателями (потребителями). Широко используют цифровые и сетевые технологии.

Конвергентная журналистика — процесс слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс — онлайн- газеты, радио в интернете, веб-телевидение и т.д.

 

Беседовала

Мария КОРЖЕВА

Колонка "Взгляд"