С Зияш Телеуовой я впервые встретилась на одном из совещаний в областном центре, организованном руководителями литературного объединения, на которое были приглашены молодые, пробующие свое перо, представители пишущей братии. Мы приехали из разных районов: я — из Новороссийского, она — из Алгинского. Обе работали в редакциях районных газет. Общее дело и интерес к творчеству сблизили нас.
Знакомство
Я тогда запомнила ее целеустремленной активной девушкой с копной рыжих кудрявых волос. Несколько позже мы пересеклись, когда она работала корреспондентом в отделе писем областной газеты «Коммунизм жолы». Надо отметить, что Зияш была тогда единственной женщиной в мужском коллективе газетчиков.
— Во время командировок пришлось летать на вертолете в дальние районы, ездить на попутках — тогда транспортом не обеспечивали. Бывало, приходилось добираться до места на лошади, а то и на верблюде, идти несколько километров пешком. Трудно было. Сейчас думаю: как я такое сумела выдержать? Ведь у меня была семья, дети! А журналистская работа — это бесконечные командировки, поздние дежурства при выпуске газеты, иногда — почти до утра. Чего греха таить, одно время хотела даже уйти от этой писанины, найти работу полегче. Однако эти испытания закалили меня, и я поняла, что моя профессия — смысл моей жизни. Она научила меня жить. Научила бороться с трудностями. Научила общаться с людьми, понимать их горести и радости, — так она вспоминает те годы.
С таким твердым убеждением Зияш Телеуова проработала в областной газете больше двадцати лет. Ее статьи вызывали живой отклик среди читателей. Об этом свидетельствовали письма, поступавшие в редакцию, причем многие авторы просили направить на разбор жалобы именно ее. Люди ценили Зияш за объективность, умение довести дело до конца.
— Доверие читателей меня окрыляло, и поэтому, несмотря на трудности, я старалась никогда не отказываться от командировок, — делится Зияш. Возможно, умению контактировать с людьми способствовали ее неравнодушный характер, эмоциональность.
Из журналистики в литературу
Выросшая в маленьком ауле Актогай, находящемся в живописном месте, Зияш с раннего детства ощущала свое единство с природой. Она любовалась горными хребтами, окружавшими аул.
— Посередине нашего аула протекала небольшая речка с настолько прозрачной водой, что под ней видны были большие камни (их называли еще қой тас), — вспоминает Зияш. — Они омывались водой. Я часто сидела на берегу и любила мечтать. С малых лет писала стихи, рассказы, но никому их не показывала. Много читала. Тогда электричества не было. Я всю ночь читала при свете керосиновой лампы. Керосин быстро заканчивался. По этому поводу домочадцы часто выговаривали мне.
Сидя на природе часами и днями, я мечтала. Кем только ни была в мечтах! Смотрю на небо — летит самолет. И я уже лечу. Закрываю глаза — и будто управляю летающей железной птицей, вижу — передо мной белое пушистое облако. Протягиваю руку, чтобы потрогать, и вдруг натыкаюсь на что-то твердое. Открываю глаза, а это колючая трава. А во сне, верьте, не верьте — танцевала, как балерина. На сцене летала, до сих пор удивляюсь, такие невероятные прыжки и танцевальные па выделывала, каких никогда не видели мои предки.
Позже эти мечты воплотились в реальность, и как было сказано выше, Зияш нашла свою стезю в газетной работе. Однако наступили времена, когда с любимой работой пришлось расстаться. Зияш с горечью говорит о том периоде жизни, когда в редакции перестали нуждаться в ее творчестве.
— Были даже коллеги, которые обвинили меня в том, что я пишу, чтобы просто прославиться. Но как убедить тех, кто не понимает и даже не хочет понимать тебя!
…Когда сидела дома без работы, я опять превратилась в тихую мечтательницу. Ждала, что меня вновь пригласят в редакцию на прежнюю работу, и я опять займусь любимым делом. Забуду все недуги, и вновь мои будни будут прекрасными, наполненными встречами с новыми людьми. В ожидании прошло пять лет, я переживала, заработала микроинфаркт и т.д. Но никто в редакцию так и не пригласил. Я чувствовала — мне необходимо спасение. Несмотря ни на что, надо писать!
Так началась ее вторая жизнь — в литературе. Начала с переводов. Купила несколько детских книг. Перевела их. В течение нескольких лет пыталась выпустить переводы через издательство. Но, оказывается, печатать их никому невыгодно. Все отказались. Что делать? Зияш не сдалась. В последнее время заинтересовалась детективами. Прочитала много книг этого жанра. Выделила для себя произведения Д. Чейза, А. Кристи, Б. Акунина, Ш. Абдуллаева, Д. Донцовой, Т. Устиновой. Жизнь пишущего человека — борьба, решила Зияш и стала кропотливо изучать новый жанр. Организовать себя, когда никто от тебя не требует сдачи материала к сроку, когда можно сесть за письменный стол в любое время и так же в любое время встать из-за него — нелегкое дело. К тому же женщине, у которой, кроме писанины, есть другие обязанности по дому, воспитанию внуков… Нужны самодисциплина и очень сильное желание реализовать свой замысел. А детективных историй хватает и в нашей повседневной жизни. Так, прочитав в газете «Эврика» историю о том, как шантажисты обманом завладели квартирой одинокой бабушки, поместив ее в психбольницу, она зажглась идеей написать об этом. Написала книгу «Преступления, раскрытые группой АБКА», в которую вошли несколько детективных историй. Героями книги выступили ребята — учащиеся старших классов. Социальное неравенство, ложь, и в противопоставление негативной стороне жизни — чистые и светлые ребячьи души, их воспитание через участие в раскрытии преступлений. Книга была завершена, однако дело встало за ее выпуском. Начала искать спонсоров. В конце концов ее произведением заинтересовалось издательство «Жеті Жарғы» в Алматы. 1 000 экземпляров оставили себе, другую тысячу Зияш увезла на поезде в Актобе. И вновь тупик, теперь — с распространением книги. Кому сказать, кто поможет реализовать? Помог тогдашний аким области Елеусин Сагиндиков.
— Вначале, когда я зашла к нему, он удивился, — говорит Зияш, — потом поручил заместителю помочь с распространением книги.
Ладно, этот вопрос решился, но писательницу теперь волновало другое: как читатели воспримут ее истории? Первая встреча с ними прошла в областной юношеской библиотеке по улице Кереева. Дети были в восторге, просили написать продолжение. Зияш подарила тогда библиотеке 20 экземпляров. Библиотекари тоже хорошо отозвались о книге: «Это современный жанр, дети с удовольствием читают, нам не хватает таких книг». К слову сказать, книга действительно написана простым, доступным языком, кроме того, она незаметно учит детей человеколюбию, порядочности, дружбе, становлению личности.
Как говорится, лиха беда начало. Постепенно Зияш принялась за написание детективов для взрослых. В 2013 году по госпрограмме Министерства культуры и информации в свет вышли два ее новых романа — «Банкирдың өлімі» («Смерть банкира») и «Махаббаттың ажалы» («Роковая любовь»). Они вышли в престижном издательстве «Жазушы» в серии «Литература нового века». Слог в этих произведениях более насыщенный, продуманная форма изложения постоянно держит читателя «на крючке». Книги вышли тиражом в 2 000 экземпляров и распространились по всей стране. Нашей области досталось 120 экземпляров.
Что отрадно, в республике впервые открылся литературный интернет-портал. Среди произведений известных писателей страны есть книги и Зияш Телеуовой, чем она не без оснований гордится. Радуется, что теперь многие могут ознакомиться с ее творчеством в сети, считает, что это большое достижение.
— Некоторые люди думают, что пишущим людям не так уж много нужно, — делится коллега. — Главное — тишина, покой, компьютер. И твори сколько хочешь…
Да, у Зияш теперь есть свой кабинет в комфортном просторном доме. Такую возможность ей предоставили состоявшиеся взрослые дети, которым она благодарна. Радуют внуки. Но неуемное желание творить не дает покоя писательнице с 40-летним творческим стажем. Я удивляюсь ее энергии и трудолюбию, а также искреннему желанию передать свой духовный запал читателям.
— Но нам нужна поддержка со стороны властей, общества, — говорит собеседница. — Мне нужно знать, как отзываются люди о моих произведениях, о чем они хотели бы прочесть. Для чего, для кого я тогда пишу, если они не нуждаются в моем творчестве? Например, мои книги поступили в областную библиотеку, дальше часть была передана в районные структуры. Можно было бы организовать встречу автора с читателями, узнать их мнение. В ответ — тишина. Почему некоторые культработники уделяют так мало внимания новинкам литературы, а иногда и вовсе игнорируют местных писателей? Авторы исторических, автобиографических книг находятся в более выгодном положении. По их произведениям проводятся конференции, их анонсируют в прессе. Но времена меняются, читателям нужны и другие книги. И с их требованиями тоже нужно считаться.
Мне часто задают вопрос: «Пишущему человеку трудно?».
— Да, непросто, — отвечаю я. — Во-первых, со своими фантазиями, своими идеями ты живешь словно в другом мире. Не все могут понять тебя, не всем нравятся твои взгляды на жизнь. Поэтому творческий человек в большинстве случаев одинок. Его не только родственники, родные дети не всегда понимают. Порой приходится говорить на разных языках…
Я человек скромный, но гордый, не люблю хвастаться, не могу лицемерить. Поэтому и жить, и творить мне не так-то легко. Но — пишу, значит — живу…
Не могу добавить ничего к ее словам. Это действительно так. Я знаю, что она устает, сердится, обижается на непонимание. Но все равно надеется на то, что ее книги — ее детища — когда-нибудь увидят свет и она, наконец, выполнит свою миссию, которая, как считает, ниспослана ей свыше. И поэтому все равно возвращается к своему письменному столу и пишет. И этим живет.
Малика ТУГИЛОВА,
член Союза журналистов Казахстана