Недавно друзья рассказали одну историю, которая до сих пор не дает мне покоя. Случилась она в одном из, скажем так, небедных районов города. В каком — говорить нет смысла, потому что произойти она могла в любом подобном коттеджном городке.
Есть у нас, казахов, общеизвестная, даже не столь религиозная, сколько народная традиция: по пятницам мы печем жеті нан, читаем над ними суры из Корана, поминая Аллаха и своих ушедших из этого мира близких людей, и разносим их по соседям. Те, как правило, принимая лепешку, говорят «Қабыл болсын!», выражая вам свое соучастие в священном деле почитания Всевышнего и духа предков. Так вот, в семье знакомых моих друзей в одну из пятниц испекли поминальные лепешки, прочитали молитву. Разнести лепешки послали старшую дочь. Через некоторое время она вернулась, но с одной лепешкой. Оказалось, что сын-старшеклассник одного из соседей, живущих в огромном особняке с высоченным забором, отказался ее брать. Открыв железную дверь и увидев протянутую лепешку, он произнес просто убийственные слова: «А мы не заказывали!» и хлопнул дверью. Эта история, рассказанная в компании, многих позабавила. Но есть ли тут повод для смеха?
Конечно, мы видим наглядный пример той самой глобализации, против которой безуспешно борются ее противники по всему миру. Ответ паренька ясно дает понять, что он живет в других, привнесенных в нашу жизнь чуждых измерениях и стандартах. Нет, я совсем не против того, чтобы наши дети носили обувь и одежду «Adidas», «Nike» или «Reebok», смотрели и слушали западные фильмы и песни, ели иностранные блюда, учились за границей, знали другие языки. Но я абсолютно не приемлю того, что наши дети, живя у себя на родине, не знают обычаев, языка и традиций и принимают казахскую поминальную лепешку за итальянскую пиццу, которую доставляют по заказу на дом! Но это не столько их вина, сколько наша беда.
Я не знаю, кто родители того мальчика — бизнесмены, торгаши, воры, коррупционеры, наркодельцы? Мне неважно, праведным путем добились они своего положения или нет. Гораздо важнее другое: в погоне за материальными благами они упускают ценности духовные в воспитании своего ребенка, делая его, по сути, манкуртом — человеком, у которого, как в известном романе Чингиза Айтматова, отняли прошлое, уничтожив память о своих корнях и предках.
Главная тема сегодняшнего номера нашей газеты — 550-летие казах-ской государственности, которое будет отмечаться в будущем году. Наконец-то определена точная дата, от которой будет вестись официальный отсчет нашей истории. Убежден, что этот юбилей не должен стать очередным тоем. Праздник, а особенно подготовка к нему, должны стать для каждого гражданина страны временем осознания не только нашего великого прошлого, но и самих себя как продолжателей нашей богатой истории. Чтобы не стать манкуртами.
Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ