Разоренная семья муллы Жумагельды Айткалиева из казахской степи выжила в России.
Отец Жумагельды Айткалиева был человеком веры. Он, получив специальное образование, владел арабским языком, читал Коран в оригинале. Был уважаем в родном Урдинском районе Уральской (ныне Западно-Казахстанской) области. Земляки в разных жизненных обстоятельствах обращались к нему, шли за советом, за моральной поддержкой. Звали совершить обязательные для мусульман обряды. Причисляли его к суфиям. Скромный, мудрый, обстоятельный. Жил не безбедно, по послереволюционным меркам даже зажиточно. Но однажды явились в дом представители рабоче-крестьянской власти с ордером и вынесли все, что можно было. Самое главное, отобрали скот, за счет которого можно было выжить в те нелегкие времена. Казаху никак нельзя в степи без живности — лошадей, коров, овец и коз. Это и мясо, и молоко, и возможность приобретать еду, одежду, домашнюю утварь.
Раскулаченный Жумагельды стал думать, как ему спасти отца преклонных лет и трех сыновей, подраставших без матери. И он решил покинуть родную землю. Это было на рубеже 1935-1936 годов. Пристанище обрел в России, в Волгоградской области, на хуторе Прудентов Палласовского района, относившемся к совхозу «Революционный путь». Здесь он познакомился с местной казашкой Жумазией. Высокой, статной смуглянкой. Девушка согласилась выйти за него замуж и стать мамой для его повзрослевших сыновей от первого брака. Все трое были призваны на фронт, когда началась Великая Отечественная вой-на. Двое из них пропали без вести, останки старшего, Мырзалы, позже нашли и похоронили в Николаевке. Младший, Тыналы, в отличие от братьев не успевший создать семью, так и не объявился.
Тяжелой выдалась судьба среднего сына. Жумалы в одном из боев попал в плен к фашистам и вернулся домой в 1946 году. Перед войной он окончил в Астрахани педучилище, поэтому его поначалу направили в одно из отделений совхоза преподавать в начальных классах. Но вскоре учителя, побывавшего в плену, уволили, запретив работать по диплому. Вынужденно Жумалы устроился работать в магазин. Но и здесь его в один из дней обвинили в большой растрате и арестовали. Так он оказался плененным, но уже на родине. Сидел в тюрьме, строил Волго-Донской канал. Светлая сторона его жизни в том, что повезло стать отцом четырех сыновей и одной дочери. Интересна судьба дочери Ракул, чаще ее называют Розой.
— В 1969 году она приехала в Казахстан, стала жить у меня. Поступила в пединститут. После окончания учебы ее направили в Талдыкум Шалкарского района, где она, в соответствии с дипломом, стала преподавать в школе русский язык и русскую литературу. Роза ехала в казахский поселок с небольшим страхом, ведь она очень плохо владела родным языком. Но жизнь сложилась удачно, вышла там замуж и родила троих детей. В 1994 году ее семья переехала в село Акжар (бывшее Новороссийское) Хромтауского района. Но здесь она стала преподавать казахский язык и казахскую литературу. Произошла такая вот профессиональная трансформация. Шалкарцы обогатили ее знанием казахского языка, — вспоминает Райхан апай Утениязова.
Райхан апай — дочь Жумагельды Айткалиева. Жумазия родила ему дочь и сына. Сын, к сожалению, умер, а дочь делится с молодым поколением большой семьи воспоминаниями о прошлом, чтобы не забывали они свои корни. Родившаяся в России, она вернулась на историческую родину и стала звать сюда остальных родственников.
— Я всегда училась хорошо. Понимая это, отец одобрил мое поступление в институт. И я приехала в Уральск, поступила на физико-математический факультет пединститута. Интересно то, что и в старших классах, и в студенческой группе я была единственной казашкой, — рассказывает о себе Райхан апай.
Во время учебы встретила будущего мужа Сагынбая, студента казахской группы факультета «физика и машинное дело». Получив дипломы, они по направлению стали работать в средней школе в Казталовке. В 1962 году заболел отец Сагынбая, и они переехали на его родину в Актюбинскую область. Как раз в это время здесь создавался край. По специальности устроиться на работу не получилось, и они начали работать в крае-
вом управлении связи. Позже муж вернулся в школу, затем стал работать в пединституте. Райхан так и осталась в сфере связи. Получила профильное образование: окончила Куйбышевский техникум связи. В управлении отработала более тридцати лет, вплоть до выхода на заслуженный отдых. О родном коллективе всегда вспоминает тепло.
— Отец мой из рода костанбалы ногай, 1890 года рождения. Был горбоносым, зеленоглазым. Когда началась Великая Отечественная война, ему было за пятьдесят, поэтому его взяли на трудовой фронт. Косил в совхозе таволгу для отопления конторы, общественной бани. Мама помогала ему во всем. Вместе они сеяли пшеницу, разводили скот, — продолжает свой рассказ апай, перелистывая семейный фотоальбом.
Наша беседа случилась в разгар оразы. Выяснилось, что никому из детей не передалось религиозное рвение предков. Видимо, однажды обжегшись на вере, родители не стали настаивать на ней в отношении детей. Хотя научили их основным молитвам, научили жить, соблюдая главные законы жизни, уважать национальные традиции.
Жанат СИСЕКЕНОВА