Первые восемь километров дороги из Актобе в сторону Атырау скоро введут в эксплуатацию. До конца сезона запустят движение по двум полосам до Кандыагаша.
Проблемы есть, но график соблюдается
Напомним, реконструкция трассы до Кандыагаша протяженностью 89 км осуществляется по двум участкам. Генеральным подрядчиком отрезка 11-52 км является ТОО «Сине Мидас Строй» из Турции. Общая стоимость контракта – около 40 млрд тенге. С 52-го по 100-й км взяла на себя актюбинская компания «АссанаДорСтрой» (23 млрд тенге), в прошлом году было открыто движение на 18 км.
Как сообщил директор местного филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Марат Махамбетов, на сегодня турецкая компания прокладывает нижний слой асфальта и уже в конце недели откроет 8 км дороги от Актобе. Правда, на половине пути пока еще строится мост через реку Кумсай, его придется объезжать.
– Дорожники наращивают темпы, будем постепенно открывать участок за участком, – заверил представитель Нацкомпании. – В Бестамаке завод AMN выпускает 250 тонн асфальта в час. Надо учитывать, что, кроме дорог, строятся мосты и водопропускные сооружения. К примеру, до Бестамака прокладываем четыре моста и десять труб, два скотопрогона.
По словам специалистов, возникли финансовые затруднения, так как резко подорожали железобетонные изделия, арматура, битум и другие материалы. Сколько именно составляет разница, выяснит Счетная палата. Несмотря на это, проект и далее будет вести Азиатский банк развития, представители которого недавно побывали на своих участках, ознакомились с ходом строительства. Были также проблемы с нехваткой вагонов, но этот вопрос уже решен.
– Тем не менее работы не прекращались, мы идем по запланированному графику, – подчеркнул Марат Махамбетов.[divider]
Для удобства жителей Бестамака
Автодорога республиканского значения в сторону Атырау объедет Алгу и Карауылкельды слева, Кандыагаш и Шубаркудык – справа.
При этом участок пройдет внутри села Бестамак. Хотя по нормативным требованиям запрещено прокладывать трассу со скоростным режимом 120 км/час через населенные пункты. Поэтому в Бестамаке, согласно проекту, предусмотрены все меры безопасности, в том числе установка шумозащитных стен с двух сторон. Правда, у подрядчиков возникает вопрос об их необходимости.
– Все прилагающие субъекты малого и среднего бизнеса – магазины и кафе – ориентированы на транзитный транспорт. Когда мы установим барьерное ограждение, местный бизнес умрет, – поясняет представитель подрядной организации Юрий Голубев. – Поэтому совместно с заказчиком решаем вопрос по внесению корректировки. К примеру, предложили возле точек общепита продумать небольшие стоянки со съездами. Помимо этого, поселок разделяется на две части, по проекту заложен пешеходный наземный переход. К сожалению, водители тоже не всегда соблюдают правила, не все будут ездить по селу со скоростью 60 км/час. В связи с этим рассматриваем вариант строительства надземного перехода с лифтом для лиц с инвалидностью.[divider]
Требуются дорожники
На первом участке к работам привлекается 150-200 единиц техники, трудится около 500 человек. В основном это жители близлежащих населенных пунктов, так как подписан трехсторонний меморандум между местным акиматом, заказчиком (Нацкомпанией) и подрядной организацией по приоритетам в трудоустройстве. В то же время есть и граждане Турции, из задействованного персонала всего 20% составляют иностранные специалисты. Минимальная зарплата сезонных рабочих – 165 тысяч тенге после всех вычетов.
– Дома всегда получаешь меньше, чем приезжие. Я из Караганды, решил поработать в вашем регионе, здесь зарплата больше, – признается начальник производственно-технического отдела ТОО «Сине Мидас Строй» Юрий Голубев. – Естественно, иностранных инженеров также привлекают достойной зарплатой.
В Актюбинской области не хватает инженеров, операторов катков, асфальтоукладчиков, автогрейдеристов и многих других специалистов в данной отрасли. Кстати, в Актобе на базе автодорожного колледжа открыты отделения по востребованным профессиям, спецпредметам их обучают опытные дорожники.
Проверка после надзора
Качество строительства отслеживает несколько организаций. У каждого подрядчика имеются свои лаборатории и служба технического надзора. Проходят испытания не только выполненные работы, но и процесс, а также материалы. За всем этим также следит корейская компания Dongsung Engineering совместно с TOO «M50 Consulting Group», нанятая Азиатским банком развития. К слову, для строительства трассы республиканского значения используются местные инертные материалы. К примеру, щебенкой из Мугалжарских гор снабжают не только актюбинские, но и компании всего западного региона. Необходимые железобетонные изделия выпускает актюбинская фирма «Стройдеталь». Битум поставляет мангыстауский «Каспийбитум». Его качество также проверяется в различных лабораториях, в противном случае заказчик запрещает их использование. К тому же в любое время на стройплощадке могут появиться проверяющие из Национального центра качества дорожных активов, уполномоченные проводить экспертизу, мониторинг и диагностику.
– Хотя надзора и проверок достаточно, у нас пятиступенчатый контроль, но при этом разногласия не возникают. Могу также отметить, что не зарегистрировано ни одного коррупционного правонарушения, – заявил представитель Нацкомпании.
В то же время дорожники сетуют на проверки уже после сдачи объекта.
– Извечно больной вопрос, особенно это касается асфальтобетона, – говорит Юрий Голубев. – Каждый проверяющий орган берет керн, то есть пробу полотна. Но бывает и так, что после того, как объект приняла комиссия по заключению нескольких лабораторий, в том числе и на инертные материалы, заявляются правоохранительные органы, требуют вырезать целый квадратный метр асфальтового покрытия. В результате нарушается целостность полотна, что отражается на качестве. Насколько знаю, данная процедура не противоречит нормативно-правовым документам, поэтому вопрос необходимо решать на законодательном уровне.
Финишная прямая
Автомобильное движение по новому дорожному полотну планируется запустить этой осенью. Затем приступят ко второй половине, которая сейчас считается объездной дорогой. До конца этого года закончится строительство двух мостов. Как пояснил Марат Махамбетов, проект полностью завершится в 2023 году, тогда и будут укладывать последний слой – щебеночно-мастичный асфальт. По завершении реконструкции трасса первой категории будет иметь четыре полосы с разделением общей шириной 18 метров.
Уместно напомнить, что новая трасса объедет оба райцентра – Алгу и Кандыагаш. Прежнюю дорогу внутри городов после среднего ремонта дорожники передадут в местную коммунальную собственность. Также добавим, что в этом году будет сдана дорога второй категории от Кандыагаша до границы соседнего региона. Хотя там проезд открыт, комиссия ее примет к концу сезона. У ТОО «Юнисерф», которое строит первые 60 км, осталось чуть более 10% работы. Остальную часть строит та же турецкая компания, которая также завершит переданный участок от компании «Аккорд». Подрядчик из Азербайджана сошел с дистанции, так и не выполнив полностью свои обязательства.
– Возле Карауылкельды восстановили путепровод, на сегодня уже проложили восемь километров щебеночно-мастичного асфальта. Осталось чуть более 30 километров, – сообщил координатор ТОО «Сине Мидас Строй» Тэмор Буниамин. – По остальным своим участкам доделываем разрушенные зимой барьеры, устанавливаем дорожные знаки.
Абат КАРАТАЕВ
Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА