Несмотря на внедрение новых технологий при проектировании и строительстве, рост объема выпускаемых современных стройматериалов и изделий, качество проектных и строительных работ оставляют желать лучшего. Осветлить негатив помогут изменения и дополнения в действующее законодательство в этой области.
«АВ» не раз писал о таких фактах, когда лишь вчера сданный по госпрограмме «Жаңа үй» дом дал трещину, когда стихийные самовольные перепланировки приводили к аварийному состоянию многоэтажек. И признание заместителя акима области Александра Дубовенко, сделанное во время семинара-совещания по разъяснению принятых изменений и дополнений в нормативно-правовые акты (НПА) в области строительства на прошлой неделе, — яркое тому подтверждение.
— Мы построили хорошую современную поликлинику в Авиагородке, но все стекла полопались. Что делать? – задался вопросом зам-акима области. — Такими методами работать нельзя. Какой ущерб мы нанесли государству, поставив некачественное стекло?! Придется все практически заново устанавливать. Все это говорит о том, что аналитическая работа в этом плане намного отстала от практики.
Как заметил начальник облуправления государственно-архитектурно-строительного контроля (ГАСК) Бердияр Примбетов, одно из ТОО обратилось в свое время с предложением о поставках энергосберегающего стекла. Правда, оно было вдвое дороже, но качественней — его без проблем можно будет использовать 10-15 лет. Включить в стройпроекты его было невозможно: стоимость слишком велика.
— Многие нормативные акты идут вразрез с законом, — сетовал начальник ГАСК. — После введения закона «О частном предпринимательстве» мы не можем проверять объекты, вернее, ход их строительства от нулевого цикла до сдачи. По закону «Об архитектуре и градостроительстве» у нас есть полномочия совершать рейдовые проверки, но законом «О частном предпринимательстве» они запрещены.
К примеру, на перекрестке проспектов Алии Молдагуловой и Абилкайыр хана возводится многоэтажный бизнес-центр. Мы, как ни парадоксально, можем лицезреть его только снаружи, поэтому и пресечь факт незаконного строительства тоже не можем. Для этого нужна хотя бы жалоба на строителей.
В итоге получается комичная ситуация. Госкомиссию приглашают, когда объект готов, красив, блестит: все шито-крыто. Из каких материалов — новых или бывших в употреблении — он построен, кто его возводил — гастарбайтеры или квалифицированные специалисты, мы не узнаем никогда, пока он не станет опасным для жизни людей.
По словам Примбетова, закон рассчитан на честных и порядочных строителей. Вопрос об изменении закона поднимался на уровне Правительства. Сейчас идет сбор информации, готовятся новые документы. Все это делается для того, чтобы передать надзорные функции госорганам.
Как рассказали участники совещания, в ходе строительства у них возникает много проблем, которые связаны с изменениями и дополнениями в нормативно-правовые акты.
— Основанием для назначения проверки является план, утвержденный уполномоченным органом на последующий год, — сказал Примбетов. — Проверка объектов должна планироваться заранее, независимо от источников их финансирования. Получается, что к концу декабря мы должны запланировать для проверки все объекты, включая и объекты частных предпринимателей. Считаю, что перечень плановых проверок через Генпрокуратуру нужно поместить на сайт. Хотя госинспектора могут беспрепятственно проверять качество строительно-монтажных работ (СМР).
С исключением рейдовых проверок участились случаи незаконного строительства — реконструкция, перепланировка и другое.
Поддержал коллегу и начальник облуправления строительства Канат Нуршин. Управление строит порядка 200 различных объектов образования, культуры, жилья, водоснабжения и другие.
— Качество строительных и ремонтных работ оставляет желать лучшего, — констатирует Канат Нуршин. — Некоторые нормативные акты не соответствуют требованиям времени. Проектные работы ведутся перед началом строительства и в этом же году объект нужно завершить. Считаю необходимым разделить год проектирования и год строительства, потому что на тендерные процедуры уходит много времени.
Допустим, нам на сессии облмаслихата выделили на строительство средненького объекта 50 миллионов тенге. Мы делаем экспертизу, проект выходит на 60 миллионов тенге и госэкспертиза требует подтверждения на эту же сумму. Такая проблема появилась только в этом году. Замкнутый круг получается.
Разорвать его призваны поправки в нормативно-правовые акты в области строительства. О них говорили приехавшие из Астаны с разъяснениями заместитель директора департамента государственного архитектурно-строительного контроля, аттестации и аккредитации Агентства РК по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Али Дуйсенбек и эксперт проекта USAID по улучшению бизнес-среды (BEI) в Казахстане Антон Зиновьев.
Алибек Дуйсенбек заверил присутствующих в том, что административная реформа проводится и для того, чтобы снизить адмнагрузку на бизнес и провести дальнейшее упрощение разрешительной системы в стране. Эта работа в сфере строительства является одним из направлений рейтинга «Ведения бизнеса», проводимого Всемирным банком, и в деятельности Агентства РК по делам строительства и ЖКХ.
Посредством презентации документа «Обзор изменений, внесенных в законодательные акты РК по вопросам архитектуры, градостроительства и строительства» эксперт проекта ЮСАИД проинформировал о том, что за прошлый год в РК были подписаны два закона и три постановления Правительства, учитывающие ряд рекомендаций по упрощению разрешительной системы в строительстве.
— В целом сроки сократились более чем на 3 месяца. Для предпринимателей это существенное подспорье. Если подсчитать экономический эффект, то мы получим колоссальные цифры с учетом зарплаты строителей. Сокращено общее количество процедур, — подчеркнул Антон Зиновьев. — Работа по оптимизации будет продолжена: снизятся адмбарьеры, упростится разрешительная система, но не в угоду качества строительства. Жертвовать им нельзя. Нужно ужесточить ответственность строителей за нарушения.
Ляззат ЕГИБАЕВА