Накануне Наурыза наш корреспондент побывала в приграничном Оренбуржье.
Как живут российские казахи и что их беспокоит?
Кувандыкский район, на востоке Оренбургской области России, очень многонационален: здесь живут русские, казахи, башкиры, татары, чеченцы, узбеки. В общем, все как у нас, в Казахстане. Большая часть казахов издавна поселилась по правую сторону реки Урал в поселках Урал, Приуральский, Жанатан, Каратал, Маячный, Айтуар, Ровный, Новый — здесь то и дело встречаются казахские названия.
Предки 72-летнего Карма Аманжулова из поселка Урал всегда жили в этих краях. От деда Аманжола пошел большой род. Его потомки занимались животноводством, только дед Жумабай был сапожником. Говорят, шил прекрасные хромовые сапоги.
Вплоть до 60-х годов местные казахи жили по традиционному укладу. Дома строили из самана, а крыши покрывали камышом. Весной семьями отправлялись на джайлау. Питались в основном мясом и молочными продуктами. Сливочное масло сохраняли в бурдюках свежим до лета, а мясо вялили на зиму еще до 90-х годов, пока в каждом доме не появились морозильные камеры.
И сейчас сельский быт ближе к природе и традициям. Здесь вас могут угостить ароматным чаем с дымком из настоящего самовара на дровах. И мясо по-казахски, приготовленное в большом казане на печке, тоже кажется вкуснее.
Супруга Карм агая, Жума-слу апай, делает айран, курт, жент. Тары и талкан сейчас чаще привозят из Актобе, а раньше бабушки все делали сами. В музейном уголке, который собрали в местном Доме культуры, хранится дермен для перемалывания талкана и другая утварь.
Жумаслу апай живет здесь с тех пор, как ее 17-летней привез сюда муж. Их сосватали родственники, сказали, что в ауле Коптогай живет девушка «пысық, қолынан бәрі келеді» (шустрая и все умеет). Она из рода жагалбайлы асан. В районе почти все казахи из рода жагалбайлы, поэтому, когда здесь спрашивают ру (род), люди сразу называют более мелкие ветви — сакай, каржаулы, теки и другие. Между некоторыми ветвями существует более тесная связь, например, парень сарке не может жениться на девушке из рода асан, считается, что они близкая родня.
Приданое в поселке по сей день готовят сами. Женщины помогают друг другу, шьют подушки, одеяла, корпе разных видов — конак корпе, шай корпе, в последнее время стало модным шить еще и махаббат корпе. Недавно Жумаслу апай заказали сшить корпешки знакомые из Казахстана. Она мастерица по части узорных, сшитых из мелких лоскуточков, корпе.
Кроме того, женщины сами прядут шерсть. Раньше здесь выделывали и кошму, но сейчас этим уже никто не занимается.
Ткани в основном везут из Актобе, как и чай. Каждый, кто ездит в гости в Казахстан, непременно привозит с собой десяток пачек. Местные жители хорошо разбираются в его сортах. То у них были в фаворе «Аламан» и «Ассам», потом любимыми сортами стали «Долина Нанди» и «Джамба».
Асар по-оренбургски
Самыми популярными презентами из Казахстана также считаются книги с мудрыми высказываниями и легендами. Раньше женщины переписывали друг у друга слова казахских песен, чтобы вместе петь их на свадьбах и других мероприятиях, сейчас у каждой есть свой песенник. Некоторые семьи выписывают областную газету «Жаңа айқап». На казахском в основном говорит старшее поколение. Молодежь знает лишь азы родного языка.
Большинство казахских традиций в российских приграничных поселках сохранилось очень хорошо. С молодости сельчане ходят на садака, участвуют во всех мероприятиях и исподволь обучаются всему, что знают старшие. Потом передают свои знания детям.
Даже в советское время старики здесь держали Оразу и отмечали курбан айт. В последние годы пост соблюдает больше людей, и все остальные стараются их поддержать. Тех, кто держит Оразу, приглашают на разговение — «ауыз ашар». На Курбан айт, как и положено, все ходят друг к другу в гости. А семьи, у которых недавно умерли родные, забивают животное и приглашают односельчан на «шектік».
Многие на зиму режут согым. Мужчины забивают лошадь или корову и разделывают мясо, а женщины вместе промывают кишки, жарят куырдак и помогают хозяйке разложить мясо. Вечером вся семья садится делать конскую колбасу, здесь ее называют не казы, а шужык. А казы называют толстый слой конского жира. В течение зимы нужно обязательно пригласить соседей и родственников отведать согым.
— У нас, когда старший человек или приезжий гость входят в комнату, все встают и уступают ему почетное место, — рассказывает Жумаслу апай. — Когда в доме собираются гости на какое-то мероприятие, каждый, кто заходит в комнату, здоровается со всеми за руки и самый пожилой человек дает ему бата, как и каждому вновь вошедшему. Если приезжает почетный гость, в честь него режут барана, даже если в доме много мяса.
Самый хороший обычай, который соблюдается здесь испокон веков, — это взаимопомощь. Если кто-то проводит садака, и молодые, и пожилые односельчане без напоминания приходят помочь, приносят посуду, пекут лепешки и баурсаки. Если мероприятие большое, соседи предоставляют свои дома для гостей. И в радости, и в горе человека не оставляют одного. Когда в семье кто-то умирает, родственников зовут на «конил шай», чтобы они не предавались грустным мыслям в одиночку.
Наурыз в поселке Урал в этом году проводили 25 марта, ведь 21 и 22 марта пришлись на среду и четверг. В местном Доме культуры собрались жители нескольких соседних поселков.
— Раньше мы проводили Наурыз по традиционным казахским обычаям, в этом году решили сделать интернациональный праздник, когда организации представляли обычаи и кухню разных народов, — рассказывает Шулпан Биисова, председатель общества «Аманат».
Мероприятие не было формальным. Когда каждый вкладывает в праздник частичку своих стараний, то все удается на славу: и танцы, и игры, и конкурсы, и стол.
Заграничные
страдания
Практически у каждой семьи есть родные в Казахстане. В разные годы молодежь уезжала на историческую родину — и в 60-е, и в 90-е, и до сих пор некоторые девушки и парни, получив образование в России, едут в Актобе работать. Так что, когда кто-то собирается в Актобе на машине, к нему обязательно присоединятся соседи. Сельчане везут актюбинским родственникам топленое масло, мясо и другие «натурпродукты». Говорят, однажды на таможенном посту в Орске кому-то даже сказали: «Передайте там своим кувандыкским, чтобы больше мяса в Казахстан не возили! Постоянно только ваши с мясом и попадаются!». Уральцам такие законы не нравятся. Ну как поехать в город и не взять с собой хотя бы утку, недоумевают они.
Из-за новых законов с 2000 года из поселка стали ездить в Актобе в объезд через Орск. Хотя напрямую до Казахстана рукой подать. Несколько лет назад, правда, разрешили хотя бы в соседний Мартукский район ездить, но только в определенные дни и только жителям Кувандыкского района.
Вся зона за Уралом считается нынче приграничной территорией. Это еще одна проблема. Теперь каждый житель должен иметь при себе паспорт на случай проверки, даже если купается в реке. На мосту через Урал дежурят пограничники, и все гости, даже из других регионов России, должны иметь специальный пропуск, оформленный в миграционной службе. И если приезжают казахстанцы, мало оформить миграционную карту на границе. Их разворачивают обратно, если нет спецпропуска. Приходится ехать в райцентр с хозяином дома, к кому вы едете, брать его домовую книгу и оформлять пропуск. Очень неудобно, особенно если ты попал на выходные и приехал ненадолго. Были даже случаи, когда ничего не подозревающие заграничные гости приезжали ночью в поселок, а их возвращали.
Этот вопрос не раз поднимался местными жителями на встречах с пограничным начальством, но воз и ныне там. Проблема требует решения на законодательном уровне. Еще одна проблема, которой с корреспондентом «АВ» делились практически все встреченные казахи, это то, что спутниковые тарелки перестали транслировать казахстанские каналы.
— Раньше мы смотрели «Жетысу», «Актау», «31 канал», знали все новости, слушали передачи и песни на родном языке, а теперь страдаем, — говорят уральцы.
Но жители надеются, что скоро проблема решится, кое-кто уже начал устанавливать «Отау-ТВ», где бесплатно транслируют 37 казахстанских каналов. Правда, позвонив в компанию, мы узнали, что она не может гарантировать качество показа и производить сервисное обслуживание клиентов вне Казахстана. Надеемся, что приграничные поселки смогут смотреть казахстанские каналы, и не будут чувствовать себя оторванными от своей исторической Родины.
Мария КОРЖЕВА
КСТАТИ
Казахи в России — четвертая по численности после Казахстана, Китая и Узбекистана общность казахов. Казахи являются коренным народом в Российской Федерации, десятым-одиннадцатым по численности среди всех этносов страны.
Численность казахов в Российской Федерации по переписи 2010 года составила 648 тысяч человек. При этом 63,12% казахов проживает в сельской местности. Казахское население России относительно молодо — средний возраст 30,2 года. Большинство браков у казахов в сельской местности заключается внутри казахского этноса, в городах значительно число межнациональных браков. За период с 1991 по 2009 годы из Российской Федерации в Казахстан прибыло по программе этнической репатриации 24 тысячи казахов, вне программы прибыло еще 74 тысячи человек.
(По материалам Википедии)