Великий педагог Константин Ушинский утверждал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. Казахский народ сохранил свою многовековую культуру. Особое внимание наши предки уделяли воспитанию детей. С малых лет в них закладывались патриотизм, уважение к старшим, трудолюбие. Придерживаются ли современные семьи этих устоев? В почете ли сегодня беспрекословное почитание, скромность, сдержанность? Что следует приблизить к реалиям дня, а от чего отказаться в традиционном казахском воспитании?
На одном из интернет-сайтов вышла статья на тему воспитания в казахских семьях. Утверждалось, что если по каким-то меркам ребенок не соответствует стандартам национальной культуры, то осуждают его родителей. «Общественное осуждение, воспитание виной может спровоцировать случаи суицида», — считает психолог. Детей с казахским воспитанием выделяет из среды западных студентов и преподавательница одного из ведущих вузов страны. По ее словам, такие студенты воспитаны, не перебивают, не возражают и не могут держать себя на равных с преподавателем. «Мне не нравится такое воспитание, потому что я знаю, к чему это приводит», — говорит педагог. «Тем не менее, — резюмирует автор статьи, — сторонники традиционализма утверждают, что основы воспитания меняться не должны. По словам известного казахстанского этнографа Ахмета Токтабая, «в национальной педагогике казахского народа было много хорошего, просто нынешние родители не обращают на это внимания».
Традиции и обычаи настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы, на самом деле, перестаем обращать на них внимание. Воспринимаем как должное нормы поведения в обществе, соблюдение приличий во время торжеств, не задумываясь о том, что все это было выработано веками народной мудростью. Отличительной чертой казахского народа является гостеприимство. Гости собираются за столом, где у каждого свое место. Самые почетные места — аксакалам, бабушкам, сватам. Затем рассаживаются родственники мужа, жены, друзья, соседи. Свое место знают зятья и невестки. Все расписано, как по нотам, все следуют правилам. Каждая кость в национальном блюде имеет свое предназначение. Слова пожеланий предоставляются строго по старшинству. Когда говорят мужчины, женщины молчат, младшие не перебивают старших. Невестки, унося блюдо, делают поклон в знак уважения к родственникам супруга. Завершает застолье бата — благословение от уважаемого старца. Красивых обычаев и традиций, связанных с гостеприимством, у казахов очень много. Еще больше степных законов посвящено рождению и воспитанию ребенка. С младенчества прививается уважение как к старшим членам семьи, так и к посторонним людям. Особые взаимоотношения между членами семьи позволили казахскому народу пережить века и сохраниться как единая великая нация. Может ли такое воспитание навредить ребенку?! Не уходим ли мы в сторону от истины, сравнивая культуру Запада и Востока?
Кандидат педагогических наук, директор колледжа им. С. Баишева Бакит Кульбаева в свое время защищала диссертацию по этнопедагогике.
— Каждый этнос отличается богатством культуры, — говорит она. — Заимствуя у развитых стран технологичные, научные инновации, мы ни в коем случае не должны слепо копировать их культуру. Наши ребята, как правило, ведут себя за рубежом вежливо, учтиво, потому что так их воспитали в семье. Это у нас в крови, это менталитет, переданный далекими предками. Мы не можем и не должны прививать детям западный стиль поведения, наша задача — воспитать достойного гражданина своей Родины.
— Бытует мнение, что родители, укладывая ребенка в бесик — казахскую колыбель — с первых минут жизни сковывают его волю. Так ли это?
— Бесик позволяет находиться новорожденному в чистоте и тепле. Мама знает, когда уложить младенца в колыбельку, а когда взять его на руки. Мой сын, к примеру, вырос в такой колыбели, я не могу сказать, что он робкий или застенчивый. Он вежлив, но может смело высказать свою точку зрения.
— Недавно я узнала о старинном обычае определять возраст мальчиков по названию домашних животных.
— Как только ребенок вставал на ноги, ему поручали несложные обязанности по хозяйству, воспитывали трудом. Мальчикам с 5 лет доверяли пасти ягнят. Этот возраст назывался «қозы жасы» (возраст ягненка). «Қой жасы» (возраст овцы) наступал после 10-13 лет. От 25 лет джигиты присматривали за лошадьми — это «жылқы жасы». Сорокалетний возраст называли «патша жасы», мужчины могли управлять родом, приобретали славу.
— У казахов есть обычай отдавать первенца бабушкам и дедушкам. Как сказывается это на становлении ребенка?
— Наши предки жили большими семьями, ребенок был окружен заботой и вниманием всех родных. Но, на мой взгляд, нельзя перекладывать обязанности по воспитанию ребенка на плечи своих родителей. Бабушки и дедушки должны быть на первом месте для внуков, не заменяя собою маму и папу. Мы говорим: «Ата-әжесінің баласы», учим детей искренне заботиться о пожилых. Дети, выросшие на попечении только бабушки и дедушки, отличаются своим поведением. Мы наблюдаем это в стенах учебного заведения. Чаще всего такие подростки избалованы, не ценят труд, у них нет уважения к старшим, они требуют во всем свободы. И нередко сами страдают от слишком мягкого бабушкиного воспитания.
— Как вы считаете, чем отличаются дети, выросшие в многодетных семьях?
— Я много размышляю об этом и пришла к выводу, что в таких семьях растут отзывчивые, почитающие родных дети. Они довольствуются тем, что имеют, и знают всему цену. Несмотря на трудности, они могут добиться в жизни больших высот. А когда в семье один-два ребенка, как бы ты ни старался, в их поведении будет просматриваться нотка эгоизма.
— Какова роль отца в воспитании детей?
— На мой взгляд, со времен перестройки авторитет отца в семье стал намного ниже, чем это было в годы нашего детства. Возможно, виной тому сложное положение, в котором оказался весь народ. Сегодня мы пожинаем плоды такого перекоса, юноши становятся слабовольными, робкими, не готовыми встать на защиту Родины. Девушки в большинстве своем не желают уважать парней, хотят показать себя выше них. Все это формируется в семье. Если мужчина в те трудные годы и обеспечивал семью, он не успевал заниматься воспитанием. А если не имел возможности хорошо зарабатывать, если мать получала больше, и должность ее была выше, отец и вовсе терял в доме уважение. В сознании ребенка закрепилась мысль: «Да ну его, отца». А как было в прежние времена? Главу дома почитали, не смели ему перечить. Женщины уважительно называли мужей «отағасы». От матери зависит, как она поведет себя и настроит ребенка по отношению к отцу.
— По рассказам наших родителей, они росли во дворах, с утра до ночи бегая с соседскими детьми. Может быть, стоит отпустить ребенка, доверившись улице?
— Для этого общество должно быть здоровым, люди чистыми изнутри. Раньше было больше доброжелательности, человечности, сейчас мы каждый день слышим о жестокости, насилии. Это делают взрослые, показывая негативный пример своим детям. У казахов есть пословица: «Хочешь сохранить нацию — воспитай дочь, хочешь сохранить род — воспитай сына». Нам надо помнить мудрые обычаи предков и следовать им.
Гульсым НАЗАРБАЕВА