Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Почем «Опель» для народа?

В Актобе в последнее время каждый день растаможивается больше  100 иномарок. Автолюбители спешат купить и оформить  машины до 1 июля.

Время денег
В выходные около автомобильного рынка в Актобе было трудно даже припарковаться, вереница машин на обочине растянулась на десятки метров. В понедельник, когда мы с фотокором приехали делать репортаж, покупателей было меньше, но самих машин – столько, сколько авторынок, наверное, не видывал в лучшие времена.
— Цены поднялись в среднем на тысячу-полторы тысячи долларов, — рассказал нам покупатель Серик. – Джипы подорожали еще больше, в самих Эмиратах они выросли в цене на 9 тысяч долларов.
— Торговля немного оживилась, — делится перевозчик Булат. – Но цены мы сильно не повышали, потому что у нас по несколько машин, а покупателей за наличку не так много.
— Сейчас те, у кого есть деньги, заказывают машины по Интернету, — говорит Мурат. – У нас на работе почти каждый заказал себе авто в Эмиратах. Там есть посредник, актюбинский парень, он выбирает машины, присылает фото по Интернету и отправляет ее. Нужно только встретить машину в Актау и растаможить.
В дальней части рынка припарковались автовозы, заполненные иномарками. Рядом отдыхали водители, разговаривавшие на незнакомом языке. Оказалось, что они приехали из Литвы.
— Мы ехали в Алматы, — рассказал нам один из них, Гентаустас. – Но, как поняли, что можем не успеть доехать до 1 июля, позвонили заказчикам и попросили их приехать в Актобе. Теперь они здесь растаможивают машины. Утром сдали документы, сказали, что к вечеру все будет оформлено.
Перегонщики признаются:  их услуги перед 1 июля стали очень востребованы. За перевозку 8 машин они получают 12 тысяч евро.
— В Литве не хватает автовозов, а все машины раскупили, — говорят литовцы. – Многие отправили авто на поездах, но на это уходит больше времени – около двух недель. Мы привозим в Казахстан машины за 3-4 дня.
Водители говорят, что спали в последние дни по 4-5 часов в сутки. В Европе их работу строго контролируют. Через каждые 4,5 часа они должны останавливаться на час отдыха, ночью должны спать. На их машинах есть специальные датчики, которые может проверить полиция. После того, как водители выехали из Европы, они гнали по полной, не жалея себя. Нужно было во что бы то ни стало привезти дорогой товар до заветной даты.
Гентаустас занимается автомобилями с 96-го года. Покупает их в Германии, заказчиков находит по Интернету. В основном, это алматинцы. Теперь, говорит, без работы все равно не останется, так как и в Европе много заказов. Но, конечно, такой прибыли, как раньше, уже не будет. Алматинцы заказывали очень хорошие автомобили, чаще всего джипы и «Тойоты» разных моделей. А цены на подержанные машины в Европе такие же, как на велосипеды. В Германии теперь старье будут продавать только на запчасти, говорит иностранец.

Если надо, будем работать сутками!
— С 1 июля 2011 года отменяется льготный порядок таможенного оформления автомобилей, ввозимых для собственных нужд, — рассказал Александр Кочубей, начальник департамента таможенного контроля по Актюбинской области. – Теперь в Казахстан будут ввозиться только автомобили стандарта Евро-3.
В некоторых городах – Актау, Алматы — сейчас наблюдается ажиотаж. Мы успеваем в течение рабочего дня провести таможенное оформление всех автомобилей. В день оформляется более ста машин. Бывает, что одна-две машины остаются на следующий день, но это происходит только, когда у них не все в порядке с документами. Если машин станет еще больше, мы готовы работать круглые сутки, чтобы все автомобили, въехавшие на территорию Казахстана до 24 часов 30 июня, прошли оформление, — заверил главный таможенник области.
С 1 июля таможенное оформление станет дороже в разы. Например, если раньше растаможка «Тойоты Камри» с объемом двигателя
1 800 куб. см обходилась в 1 035 долларов, то сейчас она будет стоить 7 476 долларов (по курсу в тенге). За «Тойоту Прадо» придется уплатить пошлину 24 556 долларов вместо прежних 3 452 у.е.
За период с января по май этого года в нашу область были завезены 3 442 иномарки от 3 до 10 лет выпуска в льготном порядке. Для сравнения: за весь 2010 год было ввезено всего 3 356 машин, то есть рост налицо, при том, что в статистике не учтены машины, завезенные в июне, когда наблюдался наибольший спрос.

Ажиотаж и
мыльный пузырь
Между тем информационные агентства Казахстана сообщили, что 35 таможенных постов в стране до 1 июля работают без перерывов и выходных. Машины из Арабских Эмиратов и Грузии декларируют уже на пароме, но некоторые автовладельцы все равно не успеют оформить свои машины до 1 июля. Так, 44 из 100 контейнеров с машинами, отправленных из США в Казахстан через Китай, не успеют доехать до нашей страны, так как китайская транспортная компания, перевозившая контейнеры, объявила себя банкротом. Данная проблема была частично решена с помощью МИД Казахстана.
Нам удалось поговорить с актюбинцем, который привез на днях автомобиль из Грузии.
— В Баку творится что-то невообразимое, — рассказал он. – Люди ночуют на паромах. В Актау тоже очереди в таможне по нескольку дней. Чтобы растаможить машину за один день, какие-то сомнительные брокеры просили 70 тысяч тенге, но я оформлялся за легальную цену. Гостиницы в Актау подняли цены, даже продукты подорожали, потому что там сейчас очень много приезжих.
На днях департамент таможенного контроля по Мангыстауской области сделал официальное заявление о том, что стоимость услуг брокеров по помощи в таможенной регистрации автомобилей на границе Казахстана не должна превышать 25 тысяч тенге. В сообщении ДТК было сказано, что «общая стоимость данных “навязанных” услуг брокеров достигает 100 тысяч  тенге и выше и не имеет отношения к официальным суммам таможенных пошлин и налогов, подлежащим уплате в бюджет, в связи с растаможкой автомобиля».
Между тем некоторые аналитики делают заявления, что к концу 2011 года цены на подержанные авто в Казахстане снова упадут. Например, заведующая отделом экономических исследований Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Анар Рахимжанова считает, что цены на подержанные машины вырастут только в краткосрочной перспективе – на 3-4 месяца. Потом они все равно начнут падать. По данным Министерства финансов, в страну уже завезено около 100 тысяч машин, то есть, по мнению Рахимжановой, на авторынке страны сложилась ситуация «пузыря». Однако, по заявлению президента Ассоциации таможенных брокеров РК Геннадия Шестакова, цены на подержанные автомобили в Казахстане осенью 2011 года вырастут до 40 процентов.
Остается дождаться осени и увидеть, кто из аналитиков прав.
Мария КОРЖЕВА

Автомобиль или
металлолом?

Иногда под видом «свежей» иномарки на наших рынках продают машины в аварийном состоянии.
Многие автолюбители слышали о том, что среди машин импортного производства, которые поступают в Казахстан, есть авто, которые были в серьезных авариях, угнаны или «утоплены». Если вы покупаете машину из США, у вас есть возможность проверить ее состояние на специальных сайтах. Для этого нужно выписать VIN-код машины (17-значный номер, состоящий из цифр и заглавных букв латинского алфавита), который находится обычно со стороны водительского сиденья над приборной доской или в нижней части дверного проема (чтобы увидеть, нужно открыть дверь). Реже вин-код может находиться в багажнике, под капотом или в салоне машины. Затем  вводим номер на сайтах www.autocheck.com либо www.carfax.com. Услуга платная, стоит около 700 тенге и оплачивается с помощью SMS-сообщения. Но, согласитесь, лучше потерять их, чем купить автомобиль, который был восстановлен, ведь это в дальнейшем может привести к серьезным проблемам.
Именно так поступил один из актюбинцев, решившийся приобрести авто в США. Зайдя на вышеуказанные сайты, он выяснил, что его будущее авто, которое на фото выглядело идеальным, побывало в аварии.

Колонка "Взгляд"