Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Почему хромает высшее образование

жубан_reswm_1

Физико-математическая школа-интернат в недалеком будущем получит химико-биологическое направление и перейдет под начало регионального университета им. К. Жубанова. Такая идея была озвучена на встрече акима области
Бердыбека Сапарбаева с общественностью в этом вузе.
Как отметил Бердыбек Машбекович, мероприятие отличалось от других встреч в учебных заведениях тем, что были приглашены не только студенты, их родители, профессорско-преподавательский состав, но и руководители школ, предприятий и организаций, где работают выпускники вуза.
— Сегодня мы откровенно поговорим о проблемных сторонах высшего образования, — настроил собравшихся аким. – Почему в последние годы качество обучения оставляет желать лучшего? Почему всего 68, а не 100 процентов выпускников вуза находят работу по специальности? Соответствует ли качество обучения мировым стандартам? Насколько конкурентоспособны специалисты, окончившие наш университет? И не пополняют ли они ряды безработных, которых и так становится все больше в эти кризисные годы?
По сложившейся традиции вводное слово было предоставлено ректору АРГУ им. К. Жубанова Кенжегали Кенжебаеву. До встречи во Дворце студентов ректор ознакомил акима с деятельностью коллектива в одном из корпусов вуза, показал лаборатории, затем провел экскурсию по главному корпусу. Выступление ректор проиллюстрировал презентацией. Судя по диаграммам, работу вуза можно было признать отличной. И ректор не жалел слов благодарности педагогам, студентам за достигнутые успехи. На послед-них слайдах аким прервал речь Кенжебаева:
— Мы все знаем, что наш вуз – один из ведущих в Западном Казахстане, что он на хорошем счету в республике. И все же, мы собрались не для того, чтобы аплодировать друг другу.
Последовали вопросы и предложения. Внимательно выслушав и записав их, Сапарбаев подробно ответил каждому.
К микрофону подходили чаще всего преподаватели вуза, меньше – студенты и всего 2-3 родителя. Руководители предприятий промолчали. Лишь доктор исторических наук Талгат Жумаганбетов затронул тему трудоустройства:
— Не каждого бывшего студента я могу допустить к работе, часто мы их переучиваем. Выпускники, даже грантники, приходят с самой разной мотивацией, но мало кто стремится стать хорошим специалистом. У нас мало  ребят с хорошим техническим образованием, я считаю, упущение идет со школы. Особенно на селе, где нет домов технического творчества.
Руководитель отдела образования Актобе Ляззат Уразбаева отметила, что есть некоторые упущения в подготовке педагогических кадров, но виноваты в этом не только вуз или наставники педпрактики.
— Учитель – это не профессия, а призвание. Готовить к ней, я считаю, нужно еще со школьной скамьи.
Родители на встрече задавали практически один вопрос: найдут ли их дети работу, получив диплом. Больше всего переживала мама будущего специалиста в сфере туризма. Где ему устроиться в нашей области?
По этому поводу Бердыбек Сапарбаев заметил:
— Я считаю, пока не стоит пачками выпускать студентов факультета туризма. Давайте сначала дороги проведем, сервис наладим в местах с нашими достопримечательностями. Куда вы сейчас собираетесь туристов возить?
Преподавателей беспокоили самые разные проблемы: от проф-ориентации школьников, состояния физико-математической школы, нехватки лекционных часов для изучения двухтомных учебников до иппотерапии для детей с инвалидностью. Всеобщее, пожалуй, мнение сформулировал, профессор Амангельды Айталы:
— Два года назад мы анкетировали абитуриентов, чтобы узнать, с какой целью они поступают в наш вуз. Мало было тех, кто хотел получить знания ради будущей профессии. Кто-то ответил, что без «корочки» не проживешь, кто-то приехал следом за другом-земляком, кому-то родители, оплачивающие учебу, выбрали факультет, а кто-то и вовсе пришел, чтобы найти здесь вторую половинку.
Но ведь работодателю нужно совсем другое. Вот и получается, что большинство работает не по своей специальности. Это большая проблема не только для Казахстана, но и для многих стран СНГ. И кроется она в отсутствии профориентации в школе.
Есть у нас управление по молодежной политике, есть департамент труда, но их волнует только статистика по безработице. У них не болит голова о том, как ее снизить. Школы озабочены средним баллом по ЕНТ. Вузы обучают по выбранной специальности. Нет у нас органа, который бы координировал деятельность разных структур по вопросу трудоустройства молодежи.
Профессор коснулся темы наставничества на предприятии. Кому нужны сейчас стажеры, тем более компаниям с иностранным инвестором? Айталы предложил внедрить квоты на прием молодых специалистов.
Завершая затянувшуюся на два с лишним часа встречу, Бердыбек Сапарбаев поддержал все прозвучавшие идеи и предложения. Отметил, что физико-математическая школа находится в очень плачевном состоянии, и, если преподаватели и ректорат готовы взять ее под свою опеку, это было бы лучшим выходом из ситуации.
— Не забывайте, что у нас есть Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления. Поэтому, я считаю, не в обиду историкам и литераторам, нужно развивать химико-биологическое направление, — сказал он.
На вопрос педагогов: «Будет ли проложен надземный или подземный переход через дорогу к университету?», аким ответил:
— Переходы в городе будут построены, но в более оживленных местах. Ваш ректор только что отчитался о хороших доходах вуза. Думаю, вам по силам и переход построить. Мы только поддержим это.
Ипподром детям с инвалидностью нужен, одобрил идею Бердыбек Машбекович. Для этого при ипподроме будет открыта спортивная школа.
Аким области еще раз подчеркнул, что в современном мире ценятся конкурентоспособные специалисты, востребованные на рынке труда. И что учебные заведения должны быть ориентированы на качество обучения по мировым стандартам и обязаны учитывать спрос на трудовые кадры.
Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"