«Став госслужащим, вы берете на себя ответственность за тот строй, в котором живете. Вы становитесь олицетворением государственных нормативных актов. Вы обязаны выполнять должностные функции, соблюдать этику госслужащего, уметь разговаривать с посетителями, контролировать свое поведение, речь и даже жесты», — рекомендует чиновникам на своих семинарах-тренингах профессор Академии государственного управления при Президенте РК, заведующая Центром изучения компетенций института дополнительного образования госслужащих Лейла АСЫЛБЕКОВА.
Интервью с профессором, доктором психологических наук, кандидатом медицинских наук Лейлой Умурзаковной мы начинаем с вопроса о миссии Центра изучения компетенций.
— Центр был создан в сентябре прошлого года, его открытие предзнаменовали Указ Президента страны о системе оценки эффективности деятельности государственных органов и тестирование госслужащих корпуса «А» по уровню реализации личностных и управленческих компетенций. Мы были авторами-разработчиками уникальной, я считаю, компьютерной программы, которая в режиме онлайн определяет компетенции госслужащего с помощью психометрического опросника. Разработка была зарегистрирована в органах юстиции как авторская интеллектуальная программа, кроме того, реализована в научно-исследовательской работе «Совершенствование конкурсного отбора на государственную службу и дальнейшее улучшение конкурсных тестов».
— Насколько достоверны результаты психометрических тестов?
— Опросник содержит более ста тридцати вопросов, разделенных на восемь компетенций. В каждом блоке содержится около пяти-шести повторяющихся, перефразированных вопросов. В программе заложена временная шкала, отслеживающая доли секунды, затраченные на обдумывание ответа. В начале программы респондентам предлагается отвечать предельно искренне, прописывая первое, интуитивное решение, не приспосабливаясь к той или иной ситуации, в надежде выглядеть в более выгодном свете. Если человек затрачивает на ответ больше времени, чем предусмотрено, это фиксируется программой. Если отвечает на повторяющиеся вопросы по-другому, программа может выдать резюме: «Недостоверный результат».
— Какие компетенции включены в тестник, и какие из них на сегодняшний день «хромают» у казахстанских чиновников?
— Вопросы характеризуют этичность, целеустремленность, ориентацию на конкуренцию, аналитичность, коммуникативность и другие компетенции.
Госслужащим не всегда понятно определение «ориентация на конкуренцию». «А с кем мне конкурировать?» — спрашивают они. Подтекстом в этой компетенции прослеживается развитие потенциала человека. Госслужащий должен уметь анализировать свой потенциал, потенциал своих сотрудников для того, чтобы правильно выстраивать линию командообразования. Не выставлять напоказ свои преимущества, а подтягивать сотрудников к общему делу. Такой опыт широко распространен в Японии, Южной Корее. Там каждый сотрудник на своем уровне должен уметь делать все, начиная от работы отверткой, заканчивая созданием виртуальных программ. Если один человек умеет делать такие программы, он обязан научить этому всю команду. У нас подобные отношения не совсем развиты. Человек не должен бояться вслух говорить, что этого он не знает, этого не умеет. Тот, кто боится конкурировать, скрывает свои опасения, возможно, будет склонен к коррупционным деяниям.
На тренингах мы говорим, как важно уметь верно излагать свои мысли. Глава государства в одном из своих выступлений подчеркнул, что необходимо улучшать переговорный процесс. Не на уровне международных отношений, а на уровне разговора с населением, которому нужно доводить постулаты, спускаемые сверху. Если вы слабы в лингвистической компетенции, если сами не до конца понимаете то, о чем говорите, вы начинаете запинаться, употреблять слова-паразиты, переиначивать серьезные документы на свой лад. Людей не обмануть, они видят, что вы не до конца компетентны, и уже не будут верить вашим словам.
Госслужащие хорошо знают дефиницию понятия «Этичность». Знают, что это свод правил, которые необходимо выполнять. Но одно дело знать, применяешь ли ты, принимаешь ли в глубине души эти знания? Чаще мы наблюдаем обратную сторону медали. Нередко госслужащие нарушают эти нормы, и очень сложно отслеживать, насколько честно выполняет чиновник свой профессиональный долг, насколько он сдержан, эмоционально устойчив. Каждый госслужащий, начиная с самого низового уровня, должен уметь быть медиатором. Что нужно человеку, обратившемуся в госорганы? Чтобы его выслушали, просто посмотрели в глаза. Мы знаем это, но применяем ли на деле? Многие госслужащие считают, что, достигнув власти, они стали элитой, и даже кастой. Но раз ты сам выбрал это кресло, так ознакомься, пожалуйста, с нормами поведения для госслужащих и будь добр выполнять их.
— Думается, не каждый человек желает и способен стать госслужащим. Для этого нужно обладать определенными качествами. Какими?
— Есть замечательное высказывание Абая: «Почему так заманчива власть? Потому что престижна, почетна, желанна». Это лежит в достаточно высоком уровне притязаний. А притязания — это наши амбиции, наша зависть и, если хотите, алчность. Я не могу сказать, что все госслужащие таковы, но уровень притязаний есть у каждого здорового человека. Главное, чтобы ты мог регулировать этот уровень притязаний, свои цели, эмоции, координировать свою позицию в конкурентной среде.
Ты должен четко знать, когда тебе надо замолчать и выслушать посетителя. Даже если тебе не все нравится, если, обращаясь к тебе, критикуют твое подразделение, твоего сотрудника, допустившего серьезный прокол. Потом ты разберешься на уровне своего отдела, а сейчас имей честь выслушать. Для меня эти вещи стоят на первом месте. Население ждет от чиновника оказания качественной услуги. Услужи. Даже если человек обратился не по адресу. Допустим, он должен был пойти в «Энергосбыт», а пришел в акимат. Ты не имеешь права выпроводить человека из кабинета, не выслушав его, не успокоив, не разъяснив, что ему делать в той или иной ситуации. Уходить от вас посетитель должен со словами: «Большое спасибо!» и с мыслями: «Какие хорошие люди здесь работают!». Нужно уметь ценить этот маленький положительный показатель.
— Должен ли работник государственного ведомства контролировать свое поведение в быту, повседневной жизни, в кругу друзей?
— Человек всегда играет две роли: внутриличностную и межличностную. Дома, в окружении самых близких людей вы можете позволить себе то, что ни в коем случае не допустите при общении с посторонними. Межличностная роль должна быть обыграна очень хорошо, особенно если вы — госслужащий. Вы — не бабушка у подъезда и не выпивший вчера мужчина, у которого с утра болит голова. Не смейте выплескивать на других свои домашние проблемы, плохое настроение. В этом — ваше отличие. Вы обязаны контролировать эмоции, жесты, которые могут выдать ваше внутреннее состояние.
Да, мы можем с вами пить чай, ходить в гости, на свадьбы, банкеты. Но, если попивая чай, вы хвалитесь тем, что ваши дети учатся за рубежом, и поступили они не по программе «Болашак», то резонно могут возникнуть вопросы: «А на какие деньги? Вы что — коммерсант? Значит, вы пользуетесь своим положением?» Уровень притязаний есть у всех, мы все по-своему завидуем. Демонстрируя свое превосходство, вы можете вызвать зависть. Этого нельзя допускать! Однозначно пойдут слухи, черный пиар, вас будут раздражать комментарии в соцсетях, материалы в «желтой» прессе.
Госслужащий в обществе должен быть показателем скромности. Президент страны на Международной конференции по вопросам государственной службы напомнил слова Абая: «Не тот силен, кто кичится богатством и положением, а тот, кто обладает знаниями, трудолюбив, а главное — честен перед собой и своим народом». На антикоррупционном форуме партии «Нур Отан» Нурсултан Абишевич озвучил восемь этических норм госслужащих. Среди них: «Казахстанский госслужащий должен быть примером справедливости, скромности, уметь вести себя среди людей», «Прежде чем руководить коллективом, он должен сам научиться подчиняться, уметь выполнять то, чего требует от своих сотрудников».
Мне интересно наблюдать за молодым госслужащим, который еще вчера был баловнем семьи, а сегодня стал специалистом в каком-то отделе. Он весь надулся, загордился. И тут надо с него эту спесь сдуть, научить первым навыкам, окружить хорошей командой. Но, если он увидел, что коллега за соседним столом лицемерит, ведет себя за стенами ведомства иначе, чем в кабинете, новичок будет брать пример именно с него.
Не надо бояться играть роль госслужащего, надо бояться другого — заиграться. С народом заигрывать нельзя.
— Отличается ли стиль руководства мужчин и женщин-чиновников?
— Конечно. На тренингах мы всегда предостерегаем женщин-руководителей, у которых в подчинении находятся мужчины. Женщины более педантичны, щепетильны в получении результата. Для мужчины главное — дело, он выполняет его, не обращая внимания на мелочи. А для женщины главное — условия, при которых это дело выполняется. Отсюда возникают не совсем этические эмоциональные столкновения. Мы рассказываем, какой темперамент характерен для мужчин и женщин, поясняем, как можно избежать конфликтных ситуаций.
— Имидж госслужащего складывается не только по его внешнему виду, но и по кабинету. Порой удивляешься количеству сувениров, фотографий на рабочем столе того или иного управленца.
— Есть очень тонкая грань, определяющая, насколько приятно общаться с человеком. Мужчина-госслужащий должен быть чистым, соблюдать личную гигиену. Пот здорового человека не имеет неприятного запаха, в противном случае человек или не следит за своим здоровьем, или пренебрегает отношением к нему окружающих. Женщина-госслужащая должна быть опрятна. Ей не следует использовать большое количество парфюма, особенно во время переговоров. Вдруг у кого-то из присутствующих аллергия на резкий запах или астма. Кабинет также не должен благоухать. На столе — минимум личных вещей. Допускаются цветы, одна фотография дорогих сердцу людей. Допускаются эстампы высотой не более двадцати сантиметров. Если вы хотите выставить сувениры, привезенные из других стран, определите им место на приставной тумбе у стены. В нашей Академии, к примеру, сувениры размещены в проходимой части корпуса, на стендах за стеклом. Благодарственные письма, награды, грамоты, сертификаты можно поместить на стене как показатель ваших навыков, конкурентоспособности.
— Лейла Умурзаковна, какие впечатления остались у вас после семинара-тренинга в Актобе?
— Актюбинцы умеют широко улыбаться. В вашем городе я заметила много улыбчивых людей, не озабоченных грузом собственных проблем. Улыбка, умение посмеяться, в том числе и над собой — показатель высокой самооценки. Вообще, западноказахстанские госслужащие достаточно смелые, умеют демонстрировать свою конкурентоспособность. У актюбинцев колоссальная готовность к восприятию информации, я получила огромное удовольствие от работы с вашими топ-менеджерами. Буду искренне рада видеть хороший карьерный рост тех, кто принял участие в наших семинарах.
Гульсым НАЗАРБАЕВА