В декабре 2012 года Лидер нации выступил с Посланием «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».
Третий пункт пятой главы оговаривает дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии: «Предстоит сформировать профессиональный государственный аппарат, для которого в соответствии с провозглашенными мной сегодня принципами — служение народу и государству превыше всего. С учетом новых требований мы уже начали второй этап административной реформы. Особый акцент необходимо сделать на повышении качества государственных услуг. Задача — отойти от односторонне-властных подходов во взаимоотношениях госаппарата с населением к эффективному и оперативному оказанию госуслуг гражданам».
Вслед за этим обращением был принят закон «О государственных услугах». Он предполагает публичное обсуждение проектов стандартов госуслуг, где любой человек может высказать свои предложения и замечания по данной тематике. Немаловажна и возможность проведения общественного мониторинга качества оказания госуслуг по инициативе физических лиц, некоммерческих организаций за свой счет, а также по государственному социальному заказу уполномоченного органа Министерства по делам государственной службы. Анализ собранной информации позволит устранить негативные факты, повысить качество работы госслужащих, оптимизировать процедуры, выявить административные барьеры.
В этой работе применяются анкетирование, фокус-группы, «таинственный покупатель», интервью. Все эти формы работы с населением помогают получить информацию об удовлетворенности граждан качеством оказываемых госорганами услуг в той или иной сфере. Позволяют определить уровень доверия к изменениям, которые направлены на улучшение обслуживания населения.
Мониторинг по 39 видам госуслуг, оказываемых в нашей области, показал следующее: доступность — 7,4 балла, качество обслуживания — 7,5 балла, процедура — 8,1 балла, информация – 8,5 балла, эффективность услуги – 7,4 балла и оценка электронного формата — 7,8 балла. В итоге общая удовлетворенность составила 7,7 балла при максимальном показателе 10 баллов. Среднереспубликанский показатель 7,9 балла. Следующее социальное исследование намечено на октябрь этого года.
Каждому гражданину, который обращается в госорган за услугой, важно изучить стандарт ее оказания, так как в нем содержится вся необходимая информация: порядок оказания, сроки, форма, результат, размер платы, взимаемой с услугополучателя при оказании госуслуги, способы ее взимания, график работы услугодателя, перечень документов, необходимых для оказания услуги, порядок обжалования и т.д.
Для удобства населения во всех гос-учреждениях вывешены информационные стенды, на официальных сайтах есть специальные рубрики.
В случае нарушения прав и свобод в процессе оказания госуслуг можно обратиться в департамент по делам государственной службы по адресу: г. Актобе, ул. Марьесева, 93 или по контактному телефону: 8 (7132) 72-83-01.
Кайыржан ТОКУШЕВ,
руководитель департамента, председатель совета по этике Министерства по делам государственной службы РК по Актюбинской области