Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Под светлые мелодии Казангапа

29-31 октября в Актобе прошел комплекс мероприятий «Ақжелең», посвященный 160-летию композитора, уроженца Шалкарского района Казангапа Тлепбергенулы.

 Его стиль неповторим

Имя Казангапа свято для его земляков, поэтому нет ничего удивительного в том, что 160-летие отмечалось с размахом. Организаторами исполнительского конкурса, научно-практической конференции, мастер-классов, концертов выступили два областных управления (образования и культуры), областной Дом народного творчества, детская школа искусств имени Казангапа, а также областной филиал партии «Нур Отан». Был издан сборник докладов.

Отец будущего музыканта сразу понял, насколько одарен его сын, поэтому уже в восемь лет у Казангапа была собственная домбра (сделал отец). Кюйши путешествовал всю жизнь: в поисках тем, вдохновения и с целью оттачивания мастерства. Много времени провел в Туркмении, и привязанность к туркменской музыке наложила отпечаток на кюи Казангапа, сделав их лиричными, непохожими на динамичные мелодии Курмангазы и героические — Махамбета. Но при явной оригинальности музыки Казангап остается композитором казахским, и это стало безусловным поводом собраться в Актобе музыкантам-народникам, музыковедам, искусствоведам, представляющим тюркские народы и работающим над вопросами развития тюркоязычной культуры. В работе научной конференции и в концертах приняли участие гости из Турции, Тувы, Татарстана, Башкортостана, Алматы, Астаны, Атырау.

Согласно четко продуманному трехдневному плану торжества открылись концертом в филармонии, где звучала музыка Казангапа в исполнении оркестра народных инструментов имени А. Жубанова, известного актюбинского домбриста, солиста оркестра Жайлау Асылханова, гостя из Алматы Абдулхамита Раимбергенова и шалкарцев Нурболата Жанаманова и Жумабая Жансугурова.

Продолжением мероприятий стала научно-практическая конференция «Культурное наследие тюркских народов», суть которой — поиск истоков общетюркской культуры. Одновременно в Актюбинском областном научно-методическом центре прошли мастер-классы, где были показаны особенности исполнительского мастерства Казангапа Тлепбергенулы (Ерсаин Басыгара, Жайлау Асылханов, Абдулхамит Раимбергенов), образцы хоомея — тувинского горлового пения (Хеймер-оол Ховалыг, Чодураа Тумат), приведены примеры отличия ишкурая от традиционного башкирского курая (Ишмурат Ильбаков). Важной составляющей работы мастер-классов нужно назвать доклад профессора кафедры музыковедения Казахского национального университета искусств Саиды Елемановой на секции «Наследие тюркской культуры и современность». Давней заботой мэтра является включение казахского кюя в список нематериальных ценностей ЮНЕСКО:

— Одним из условий включения ценностей в список ЮНЕСКО является фактор практического применения традиции в сообществе, а кюй жив, и будущее его неисчерпаемо. Еще один фактор — инициатива снизу, то есть мы сами должны выдвигать кюй на мировую арену. В рамках этой инициативы со стороны государства необходимы изменения в законе о культуре с акцентом на заботу о носителях самобытных традиций, в данном случае, кюйши.

К слову сказать, Саида Абдрахимовна — одна из авторов антологии «Тысяча казахских традиционных песен», а в антологию «Тысяча казахских традиционных кюев» включены и кюи Казангапа, в том числе в исполнении наших земляков Бакыта Басыгараева, Жалекеша Айтпакова, Абдулхамита Раимбергенова, Нурболата Жанаманова, Жайлау Асылханова, Асылбека Кенегесова. Садуакас Балмагамбетов и Абдулхамит Раимбергенов еще и представлены как авторы.

 

К истокам

Известно, что у Казангапа было десять учеников, с большинством из которых знакомы нынешние шалкарцы. Один из них — Кадыргали Ержанов, ставший в свою очередь наставником Жумабая Жансугурова. Как и у Казангапа, у него домбра появилась в восемь лет.

— Инструмент мне купили у отца Садуакаса Балмагамбетова в 1938 году, а к Кадыргали Ержанову я попал в 1941-м… Из-за войны занятия пришлось отложить: было не до музыки, — вспоминает Жумабай ага. — Бросив школу после окончания семи классов, в 1944-м я начал работать в колхозе и всерьез заниматься у Кадыргали агая. Знаю семьдесят кюев Казангапа, все — на слух. Первым их на ноты положил Рустем Сеитов, потом Жайлау Асылханов и его сын Курмангазы.

— Как вы думаете, вся ли музыка нашего земляка дошла до сегодняшних дней? — обращаюсь к аксакалу.

— Дошла большая ее часть, ведь у кюйши было немало учеников. Что-то дошло в вариантах, но что-то явно утерялось — народ ведь нотами не владел.

Музыку Казангапа широкой казахстанской общественности представил известный исполнитель, педагог и музыковед Абдулхамит Раимбергенов, тоже уроженец Шалкара. Об этом на научной конференции напомнила собравшимся Саида Елеманова:

— Тридцать с небольшим лет назад Абдулхамит Искакович в Алматы сыграл мелодию, которая мне показалась просто чудной. «Откуда она?» — спросила я Абдулхамита. И тут он произнес имя Казангапа.

Отталкиваясь от сказанного Саидой Абдрахимовной, нужно сказать, что сегодня в науке существует понятие казангаповедение, яркими представителями которого являются Абдулхамит Раимбергенов, Нурболат Жанаманов и ныне покойный доцент консерватории имени Курмангазы Садуакас Балмагамбетов. Нурболат Жанаманов, младший брат Садуакаса Балмагамбетова, рассказал, что в артистической среде у старшего из братьев было даже соответствующее прозвище: тірі Қазанғап (живой Казангап).

 

Связующая роль Казангапа

В рамках «Ақжелең» прошла серия концертов. Помимо оркестра имени А. Жубанова, перед актюбинцами и гостями выступили оркестр народных инструментов «Нарын» Атырауской филармонии имени Н. Жанторина и мастера-исполнители из числа участников научно-практической конференции. Благодаря им звучали тувинские струнные бызаанчы, игил, дошпулуур, хоомус (аналог казахского шанкобыза), башкирский курай, татарская думбыра, турецкая баглама.

Два доцента кафедры татарской музыки и этномузыкологии Казанской госконсерватории имени Жиганова Лилия Сарварова и Геннадий Макаров в Казахстане впервые.

— Все на конференции впечатляет! — делятся с восторгом гости. — Все новое, но такое родное и знакомое, потому что культуры, казахская и татарская, родственные. Нас захватило звуковое пространство казахской музыки и поразил уровень сохранения исполнительской традиции. В Татарстане этномузыка, как и во многих странах, в стадии возрождения и развития.

Особую боль по этому поводу выразила Валентина Сузукей, доктор культурологии из Тувы, член Союза композиторов России:

— Быть носителем музыкальной этнотрадиции, поддерживающей национальный дух, престижно, но параллельно нужно где-то зарабатывать на жизнь, так как государством не предусмотрены выплаты на содержание уникальных музыкантов.

Благодаря юбилею Казангапа Тлепбергенулы в Актобе приехало много самобытных мастеров. Так, Чодураа Тумат стала первой, кто нарушила тувинский запрет на исполнение хоомея женщинами, и уже второй десяток лет она руководит женским фольклорным ансамблем «Тыва кызы». Другой носитель тувинской этномузыкальной традиции Хеймер-оол Ховалыг, как и Чодураа, гастролирующий по всему миру, рассказал о некоторых разграничениях в традициях родственных культур:

— Казахская музыка — темповая, в ней ярко звучат арабские мотивы. Мы более самобытны. Тувинская музыка вообще базируется на пяти нотах (пентатоника — один из азиатских народных ладов).

По приглашению актюбинцев на праздновании юбилея были гости из Турции. Руководитель отдела народного образования и одновременно председатель центра казахской культуры города Измир Чаглар Ербек сделал небольшой экскурс в историю современного турецкого искусства живописи, а его земляк Зейнель Абидин Сонмез на концерте исполнил турецкую музыку и кюи Казангапа на багламе. К сожалению, всех гостей и участников «Ақжелеңа» представить читателю трудно: их было много, и каждый с образцами родной музыкальной культуры.

 

Чтобы не пришлось возрождать

Конкурс исполнителей кюев можно назвать апогеем «Ақжелеңа», ведь целый день со сцены областного драмтеатра имени Т. Ахтанова звучала музыка Казангапа. Все конкурсанты играли великолепно, поэтому жюри с отбором лучших было непросто.

Обязательным номером конкурсной программы должен был быть один из шестидесяти двух (!) вариантов кюя «Ақжелең». Все варианты — авторские. Многие участники включали в свою программу одну из мелодий, посвященных Казангапом возлюбленной Балжан. История этой любви скорее трагична: у сына небогатого человека недостало средств вовремя посвататься к дочери каракалпакского бая.

Для третьекурсника Алматинского музыкального колледжа имени Чайковского Адильбека Аргынжана участие в подобных конкурсах привычно:

— Так я оттачиваю мастерство. У каждого отдельно взятого автора — особая манера игры, совершенствующая исполнителя. Но мелодии Казангапа я люблю за их лиричность, особый темп, он один из моих самых любимых кюйши.

К слову сказать, Адильбек увез домой диплом третьей степени. А обладателями двух Гран-при стали учащийся Актюбинского музыкального колледжа Курмангазы Асылханов и студент Алматинской консерватории имени Курмангазы Танат Саденов.

Резюмируя комплекс мероприятий, председатель жюри Абдулхамит Раимбергенов отметил, что конференция достигла своей цели:

— Главное, в душе каждого, кто присутствовал на мероприятиях, Казангап занял свое место. Благодаря международному статусу творчество выдающегося композитора популяризируется далеко за пределами Казахстана. Конечно, голод, репрессии, война внесли деструктивную поправку в наследие нашего земляка, но если то, что осталось (большая часть его творчества), мы донесем до потомков, это — большой багаж. Хорошо было бы больше пропагандировать его в эфире.

 Татьяна ВИНОГРАДОВА

Колонка "Взгляд"