Сегодня предприниматель Багдат Алишеров крепко стоит на ногах. Небольшой бизнес приносит стабильный доход, рынок сбыта и клиентская база постоянно расширяются. Казалось, можно расслабиться и подсчитывать дивиденды. Но региональный директор компании «HOTEL AMENITIES» по Западному Казахстану не привык останавливаться на достигнутом.
Раскрутив один проект, он тут же задумывается о другом. Но если раньше Багдат шел наугад, куда кривая выведет, с 2006 года он точно знает, зачем и ради чего работает.
5 лет назад компания, в которой работает Багдат, вошла в состав казахстанской ассоциации предпринимателей (КАЗКА). Она поднимает актуальные для МСБ вопросы. К предложениям и замечаниям прогрессивных для своего времени людей всегда прислушиваются в Правительстве РК. В том, что проблема увеличения казахстанского содержания в объемах товаров, работ и услуг крупных системообразующих и компаний-недропользователей стала вопросом №1 в Казахстане, есть и заслуга членов КАЗКА.
Ассоциация тесно сотрудничает с конфедерацией бизнесменов и промышленников Турции (Tuskon). Собственно, этим объясняется, что в мае этого года Багдат стал делегатом 4-й конференции ООН по проблемам наименее развитых стран, которая проходила в Стамбуле.
К слову, международный форум проходит один раз в десять лет в формате Генеральной Ассамблеи ООН. Участие в нем принимают представители 192 стран-членов организации.
Багдату, как и многим делегатам, переводчик был не нужен. Турецкий и английский языки он освоил во время учебы в университете Анкары, а затем в магистратуре, что в Хаджиттепе. В страну, которую до этого видел только в сериалах, кызылординский паренек попал благодаря программе обмена студентов между Казахстаном и Турцией.
После лекций по экономике и менеджменту он с однокурсниками выходил на улицы и смотрел во все глаза: пытался понять, как турки смогли приложить теорию к практике, и в чем секрет успеха этого государства.
После учебы ему повезло быть принятым на работу в отдел человеческих ресурсов головного офиса группы компаний «Туркуаз», насчитывающей до 20 тысяч сотрудников. Потом работал координатором по продажам в группе компаний «Булак».
А в 2007 году Багдат вместе с однокурсниками по приезде домой решил работать на себя. Начать свое дело по продаже аксессуаров для гостиниц, кафе и ресторанов — от тапочек и халатов до зубочисток и промышленной химии. Причем не просто перепродавать, а самим производить упаковку, наносить на нее логотипы, шить те же тапочки с халатами.
Претворить в жизнь мечту оказалось непросто. Чтобы приобрести землю в Алматы и построить производственный цех, пришлось даже продать двухкомнатную квартиру и влезть в долги. Это было рискованное мероприятие, к тому времени он уже был главой семьи. Но жена Малика поддержала мужа в его начинании.
Уверенности придавало то, что ва-банк пошли, предварительно просчитав бюджет и все риски. После «бумажного» периода и шевеления мозгами в ход пошли ноги, язык, обаяние. Сколько километров прошли, в сколько кабинетов стучались, кому только не предлагали свою продукцию, сейчас уже и не вспомнят. Кто-то выслушивал и обещал позвонить, кто-то вообще не воспринимал всерьез молодых людей с улицы и захлопывал перед их носом двери.
Спасали молодость и упорство. Иногда накатывало отчаяние, казалось, все — больше и дальше уже нельзя. Но утром вставали и начинали все сначала.
— Мы понимали, что не можем конкурировать с импортными товарами известных производителей, но взяли соответствием цены, качества и… сроками, — вспоминает Багдат. — Без логотипа мы поставляли продукцию в день заказа, со знаком фирмы — через неделю. У нас действовала очень гибкая система скидок. Этому мы научились у турков, как и, впрочем, тому, что они никогда не говорят «нет». При любом исходе переговоров мы улыбались: «Да, вы правы, все для вас и вашего блага, мы есть только потому, что есть клиенты». Нюансов было много…
Каждый месяц подводили итоги, анализировали плюсы и минусы, промахи и маленькие победы. Терпение и труд, как известно, всегда приводят к результату. Он, кстати, превзошел все ожидания — сегодня в Астанинском, Алматинском, Атырауском и Актюбинском и других филиалах работают 55 сотрудников.
— Сейчас мы знаем про аксессуары все. Например, в гостинице уровня четырех звезд тапочки должны быть мягкие, в пятизвездной — ушные палочки, — рассказывает он. — Но это не повод для расслабления. Мы должны идти в ногу, если не на шаг впереди. Мода меняется быстро, и мы обязаны за ней успевать. Потому каждый год полностью меняем свой каталог. По крайней мере, три сегмента обязательно — цвет, упаковку и дизайн флаконов. Многое дают выставки, их мы стараемся не пропускать. Это как мастер-класс — показываешь себя, учишься у других, улавливаешь тенденции и направления развития ниши, в которой работаешь.
Багдат и его друзья никогда не забывают о том, через что им пришлось пройти, чтобы встать на ноги и чего-то добиться в этой жизни. Наверное, поэтому вместе с еще 30 единомышленниками — социально ответственными предпринимателями — они строят в Актобе общежитие для студентов 1-2 курсов из малоимущих семей. Ребята, а в основном это выходцы из сельской глубинки, будут платить за проживание чисто символическую сумму — 5 тысяч тенге. Остальные расходы, в том числе и за трехразовое питание, берут на себя предприниматели. Во время Оразы каждый из них в течение 30 дней накрывал дастархан для постящихся.
— Не надо бояться браться за новое дело, надо только начать и работать не покладая рук. Чем мы хуже граждан той же Турции? — задается вопросом Багдат. — Сегодня у молодых гораздо больше возможностей, чем было у нас, один Интернет чего стоит, ресурсов много, надо только определиться…
Возвращаясь к началу материала, скажу, что сегодня Багдат и его друзья начали реализовывать еще один свой проект. В китайском городе Шэньчжэнь, что в 20 минутах езды от Гонконга, они открывают языковой центр. Идею подсказал коллега, который уже три года живет в КНР. Кто знает, чем займется Багдат года через три, но в том, что это будет модно и востребовано, сомневаться не приходится.