Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Подождите в интернет-приемной!

«Как вам можно написать письмо?» — такой комментарий к материалу «Новый аким Актобе» появился на сайте «АВ». Актюбинка Жадыра явно отстает от стремительного бега времени. Во-первых, статья была написана в 2011 году, с того времени «новый» аким сменился другим. А во-вторых, давно уже появилось понятие «электронный акимат». Письмо можно разместить на блоге градоначальника или акима региона. Анализ интернет-ресурсов местной исполнительной власти показал, что именно акимы области и города ведут активную переписку с народом, отдуваясь за все управления и районные акиматы.

Все чаще интернет, мобильная связь используются для разоблачения пороков современности. Все больше казахстанцев стали обращаться с вопросами на блоги руководителей различных ведомств, министров и Президента. Обратная связь власти с гражданами не заставляет себя ждать. Выявляются проблемы, даются указания, летят головы. Блоги руководителей стали настоящим публичным интернет-дневником, а не просто красивым словом.

Мы пролистали веб-страницы областного, городского, районных акиматов и управлений нашей области. Признаться, были несколько разочарованы состоянием наших виртуальных приемных. Есть, конечно, «плюсы» в разработке, наполняемости сайтов, но «минусов» все же больше. Мы просмотрели все аспекты деятельности госструктур, сделав акцент на разделе «Работа с населением». Здесь указываются порядок, график приема граждан, контактные телефоны и рубрика «Вопрос-ответ».

 

Продуктивный

диалог

Примером налаженного диалога с населением может служить блог акима области Архимеда Мухамбетова. Все, как положено: его фотография, обращение к посетителям сайта, возможность задать вопрос, архив ответов. Актюбинцы обращаются к главе региона с наболевшими вопросами по коммуналке, садоводческим коллективам, здравоохранению, сбору денег в школах и детских садах. Ответы довольно подробные, свидетельствующие о том, что проблема действительно рассмотрена и меры приняты. Судя по всему, вопросы населения адресуются непосредственно курирующим ведомствам. Ни один вопрос не остается без внимания. Как репортеры отметим, что на сайте отсутствует раздел «Новости». Хотя вместо него мы можем вернуться на «Главную страницу». И увидеть, что обновляется сайт регулярно.

Какая же это

новость?

Не покидая страницу «Официальный сайт акимата Актюбинской области», в меню «Структура власти» откроем рубрику «Областные управления». Можно, конечно, отыскать их через поисковик, но отсюда проще и быстрее. Дизайн сайтов управлений, впрочем, как и районных акиматов, один в один повторяют облакиматовский. Те же разделы: «Общая информация», «Структура учреждения», «Государственная служба», «Государственные услуги», «Работа с населением» и «Регион». Не задерживаясь на отдельных ведомствах, отметим общие для всех «плюсы» и «минусы».

С первого взгляда понимаешь, что на свои сайты начальники заходят очень редко. Новости от 22 января, 5 февраля, 4 мая, 3 апреля, 10 сентября вызывают уныние. Мозолит глаза январская новость «Планировать и развиваться», которой открываются страницы шести управлений. Среди однообразия выделяются свежие информации управлений внутренней политики, строительства, культуры, предпринимательства и индустриально-инновационного развития.

Обратимся к «Структуре власти» и посмотрим фотографии, биографии руководителей (кстати, многие из них до сих пор именуют себя начальниками). Скромность проявили руководители управлений энергетики и ЖКХ, земельных отношений, архитектуры и градостроительства, образования, культуры, физической культуры и спорта. Ни фотографий, ни сведений о предыдущей деятельности. То ли побоялись, что их могут сглазить, то ли не захотели миру себя показать, о себе рассказывать… Кстати, если верить сайтам управлений, Дарига Исмагамбетова занимает одновременно две должности: заместителя начальника управления образования и руководителя управления по вопросам молодежной политики. А областной театр драмы, судя по информации управления культуры, возглавляет не Нурлыбек Жубаткан, а Мухтар Аманов.

Нет вопросов —

нет ответов

Допустим, человек решил позвонить в госорган, ему нужны контактные телефоны. На wев-ресурсах управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, управления по развитию языков нет сведений о телефонной связи ни на казахском, ни на русском языках. На странице ведомства главного врача области Кайрата Сабыра мы видим развернутую таблицу со списком сотрудников, датой их рождения и номерами рабочих телефонов. Но в казахский шрифт вкрались непонятные иероглифы.

И вот рубрика «Вопрос-ответ». Ни одного вопроса, ни одного ответа ни на одном сайте управлений. Похоже, все вопросы напрямую адресуются акиму области, а уж оттуда поступают бастыкам. Как ни крути, отвечать им все же приходится. Но как можно задать вопрос, если этот раздел попросту не работает? Можно давить сколько угодно на кнопку мышки, наводя курсор на слова «вопрос», «ответ» — навигация не срабатывает. Управление земельных отношений так же, как и управление по вопросам молодежной политики, не посчитало нужным даже ввести такую рубрику в меню сайта.

В глубинах интернета мы нашли две странички управления координации занятости и соцпрограмм. Первый сайт по ссылке http://social.aktobe.gov.kz/, на него мы перешли с электронного облакимата, и второй — http://www.social-aktobe.gov.kz/, который обнаружился через поисковик. Заметим, что второй намного информативнее, красиво смотрится дизайн, и, самое главное, есть возможность задать вопросы начальнику ведомства Серику Урынбаеву. Хотя архив вопросов тоже пустует.

 

Ну и как написать акиму района?

Новости на сайтах районных акиматов также не блещут разнообразием. Устаревшие официальные информации, пресс-релизы. И снова — тот же материал «Планировать и развиваться» на первых страничках нескольких сайтов. Что же в нем такого интересного? Ага, это статья нашего корреспондента Ляззат Егибаевой, рассказывающая о рабочем совещании у акима области 17 января нынешнего года. При этом ссылки на наш сайт, как того требует закон, нет нигде. Наиболее «горячие» новости можно прочитать на сайтах Алгинского, Хромтауского и Мартукского райакиматов.

Не будем придираться к фотографиям и биографиям акимов, здесь все более-менее оформлено. Присмотримся к строчке «Контактные телефоны». В Уилском районе в этой графе нет ни одного номера. Если поискать, телефоны акима, заместителей можно найти в разделе «Структура власти». Администратор сайта Кобдинского района «спрятал» номера во вложенном документе. Открыв его, вы найдете массу интересной информации. Например, как позвонить на сотовый, рабочий, домашний телефоны всех чиновников района, мало того, вы сможете связаться с их водителями, завхозом и охранником. Так и указано: номер Сержан ага, Берик ага, Нуртаса, Руслана, Дархана…

График приема граждан не везде обновился, например, в Мугалжарском районе до сих пор висит таблица, расписанная на III квартал 2012 года.

Раздел «Блог акима» есть на сайтах Алгинского, Уилского, Мугалжарского, Шалкарского районов. Только мы обрадовались, что сможем обратиться хоть к кому-то из райакимов, как снова зашли в тупик. «Задать вопрос акиму района» переходит в подробное «Соглашение по участию», и на этом все заканчивается. Писать вопрос, пароль, логин просто негде. Потому и страницы «Вопрос-ответ» на электронных райакиматах чисты, как только что выпавший снег.

Интересно, что в «Списке районных акиматов», на сайте облакимата числится «Акимат Иргизкого района». Так же, видимо, чтобы не обидеть руководство, озаглавлен и сам сайт: «Акимат Иргизкого района Актюбинской области». Но во всех документах, положениях, контактах заявляется «ГУ «Аппарат акима Иргизского района». Против грамотности, как говорится, не попрешь.

Из всех сайтов хочется отметить насыщенность Темирского электронного райакимата. Последняя новость — 23 октября, все иллюстрировано фотографиями. Аким района Бауыржан Каниев с фотографии приветствует население на двух языках. Структуру власти пополняют сведения об областном филиале партии «Нур Отан», маслихатах, и даже районном суде. Заполнены все разделы, подразделы, море нужной и интересной информации, ссылки на самые различные сайты. Невооруженным глазом видно, что администратор сайта выполняет свою работу профессионально.

 

Здравствуй,

посетитель!

Отдельно поговорим об «Электронном акимате города Актобе». Он кардинально отличается от областного своим дизайном и разделами. К нашему удовольствию, мы увидели строку «Новости», однако она практически повторяет «Главную страницу». Много фотографий, инфографики, ссылок, все красочно. Можно легко перейти на блог акима города, без проблем задать вопрос. И просмотреть архив. Людей интересуют, в основном, вопросы личного характера: профориентация, устройство ребенка в школу, рейсы автобусов в поселки, выдача участков под ИЖС. Если не обращать внимания на мелкий шрифт ответов, то, в целом, акимат разъясняет все убедительно и доходчиво. Смущает отсутствие даты вопроса и ответа. Кроме того, в ответе не содержится имя обратившегося человека. Просто «Здравствуйте» и сразу ответ. Какой-то обезличенный получается диалог. Думается, посетителю сайта было бы приятнее, если бы к нему обращались уважительно, по имени. Ведь даже если общение ведется через интернет, виртуально, оно не перестает быть общением Человека и Власти.

 

Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"