Автор этих строк в одно время читал курс социологии в Казахской гуманитарной юридической академии (ныне Казахский гуманитарный университет имени М. Нарикбаева). Поскольку вуз юридический, лекции были приближены к правовым проблемам, вопросам преступности, в частности, детской преступности. С тех пор автор интересуется проблемами преступности и решил поделиться с читателями некоторыми размышлениями о детской преступности.
Преступность несовершеннолетних была и остается острейшей социальной проблемой. Она существует столько, сколько существует сама преступность, и не решена в полной мере ни в одном обществе. Это очевидно, но не безнадежно, как очевидно и то, что одними педагогическими или правоохранительными мерами ее не решить.
Средний возраст несовершеннолетнего преступника – неполных 16 лет, более 90% правонарушителей – мальчики. Детская преступность часто характерна для детей из неблагополучных семей, но иногда бывают нарушители и из очень благополучных. Особенно волнует общество школьное насилие. Дети в той или иной мере опасаются, чтобы кто-нибудь не применил к ним в школе насилие. Они испытывают страх, когда гуляют по улицам города.
Психология насилия легко воспринимается несовершеннолетними, что отражается в немотивированной жестокости по отношению к сверстникам, а в последнее время и к учителям. К сожалению, информация о детской преступности искажается из-за нежелания педагогов оглашать факты насилия в школе, намерения приукрасить ситуацию в силу соблюдения корпоративной этики.
Как показывает многолетняя практика, в школах наблюдаются психологические формы насилия: оскорбления, унижения, насмешки, высмеивания. Иногда в присутствии детей унижение и грубость допускают отдельные учителя. Постепенно психологическое насилие в условиях слабой воспитательно-профилактической работы переходит в физическое насилие в школе и вне ее, сопровождается травмами, нанесением ущерба здоровью, а то и убийством. Редко, но имеет место и сексуальное насилие. По мнению экспертов, данное насилие часто скрывается боязнью потерпевшей стороны огласки и общественного резонанса.
У детей и подростков отмечаются гипертрофированные материальные потребности, чему способствуют реклама в СМИ, кинофильмы о богатой жизни, красивой одежде и еде богатых, боевики, в розовом свете показывающие уголовные бригады. По мнению специалистов, нужда – причина 20-30% всех корыстных преступлений, в том числе и совершенных несовершеннолетними. Поэтому распространенной формой школьного насилия являются вымогательство денег, телефонов, покупка в школьном буфете еды и напитков под угрозой избиения, причинения вреда здоровью.
Во многих школах имеются группы асоциального направления. В них школьники курят, употребляют алкоголь или легкие наркотики, оскорбляют, унижают, бьют других учеников и даже учителей. В группе подросток утрачивает индивидуальный стереотип поведения и подчиняется поведению группы. «Самый отъявленный хулиган в одиночку, как правило, не представляет особой опасности для окружающих, – отмечает один из экспертов, – однако стоит ему оказаться среди своих единомышленников, у него возникает немотивированное проявление агрессии по малейшему поводу, а иногда и вовсе без повода». Травля школьников осуществляется сегодня посредством интернета, жертве посылают грубые оскорбительные сообщения, вплоть до вымогательства денег или каких-либо вещей. Но большая часть подростков не входит в асоциальные группы.
Обычно выделяют три группы школьников: школьники с устойчивой криминальной направленностью; склонные к насилию (группа риска) в силу сложного материального или неблагополучного семейного положения, отклонения в психологическом развитии и иные факторы; лица с устойчивой антикриминальной направленностью, не допускающие проявлений насилия, и их большинство.
Динамика соотношения полученных показателей числа школьников в указанных группах свидетельствует об оздоровлении либо ухудшении ситуации в школьной среде.
Многое зависит от культурного и нравственного уровня учителей, морально-психологической атмосферы в школе, что будет способствовать снижению или повышению криминализации и совершенствованию воспитательного процесса, искоренению среди подростков таких порочных явлений, как курение, ранний алкоголизм, наркомания – спутников или стимуляторов преступного поведения.
Морально-психологическая атмосфера вокруг фактов насилия в школах довольно сложная.
Что делают ученики, когда становятся жертвой насилия? Они предпочитают обращаться за помощью к родителям, родственникам, классному руководителю, учителям, администрации школы. При том, что имеют возможность обратиться к правоохранительным органам, не обращаются, пока им не нанесен значительный физический и моральный ущерб.
Что касается учителей, то они на проступки и преступления учеников реагируют по-разному. В ряде случаев обращаются к руководству школы. Иногда учителя вмешиваются в конфликт и разбираются сами. Эксперты считают, что до правоохранительных органов доходит одно из пяти правонарушений – только тогда, когда правонарушения настолько серьезные, что педагоги не могут не сообщать о них. Нередко во взаимоотношениях между педагогами и детьми возникают довольно серьезные конфликты. Когда обнаруживаются факты психологической и иной травмы, учителя повышают голос, обсуждения сопровождаются криком, руганью, бранью, унижением и оскорблением учащихся. Когда наедине, а порой перед всем классом. Только в том случае, когда о фактах насилия узнают еще родители пострадавших, они получают официальную оценку. Жертвами насилия в этих случаях со стороны учащихся могут быть и сами учителя – как наедине, так и перед коллективом класса.
Как родители относятся к проступкам своих детей? Это также показатель правовой культуры или правового нигилизма родителей. Как и предполагается, большиство родителей, примерно 72-75%, осуждают противоправное поведение своих детей. Вместе с тем более четверти из них или оправдывают своих детей, или не дают никакой оценки.
Проблема профилактики преступности имеет комплексный характер, охватывает все общество. Общесоциальные проблемы охватывают обеспечение родителей работой, жизненный уровень семей и страны, обеспечение социальной защитой неблагополучных семей, развитие досуговых учреждений, бесплатность культурно-спортивных центров и т.д. Первоочередной задачей является совершенствование правовой базы для укрепления семьи.
Актуальна проблема подготовки специалистов по работе с детьми и семьями. В большинстве подразделений по делам несовершеннолетних работает юрист или педагог. В идеале этой работой должны заниматься или юристы с дополнительной педагогической специальностью, или педагоги с дополнительной юридической специальностью. Но пока ни одно учебное заведение в Казахстане таких специалистов не готовит. Важнейшая задача – предупреждение преступности в городе, районах, индивидуальная профилактика.
Если говорить конкретно о профилактике правонарушений, то можно говорить о двух группах причин. Во-первых, семейная среда воспитания школьника, который трудно поддается профилактике; во-вторых, недостатки воспитательной работы и администрации школы, скрытие школьных проблем от правоохранительных органов, слабый контроль за досугом школьников.
Там, где прочные семейные узы, традиции, многодетность семей, низкий коэффициент разводов, дети воспитываются в традициях уважительного отношения к старшим, матери заботятся о младших братьях и сестрах, и для них непререкаемым остается авторитет учителя, воспитателя.
Распад семей, появление матерей-одиночек, а то и отцов-одиночек, бедность стимулируют подростковую преступность. К тяжелым последствиям недостатков семейного воспитания относятся преступность, алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни и другие патологические явления, источником которых в большинстве случаев стали обстоятельства, окружавшие ребенка в семье. Дети из таких неполноценных семей порой совершают повторные преступления, с 13-14 лет употребляют спиртные напитки.
Основные криминогенные факторы семей, негативно влияющие на поведение несовершеннолетних, способствующие совершению преступлений: воспитание детей в условиях неполноценной семьи, одним родителем; наличие в семье судимых родственников; злоупотребление спиртными напитками взрослыми членами семьи, скандалы, драки, сексуальная распущенность; тяжелое материальное положение, плохие жилищные условия семей, отсутствие отдельной комнаты для детей, нужда в питании и одежде; низкая правовая культура, правовой нигилизм родителей и других взрослых членов семьи; грубость, жестокость, насилие в семье, воспитание детей в условиях эмоционального голода, отсутствие теплоты в отношениях родителей с детьми. Эффективными средствами профилактики специалисты считают применение уголовной и административной ответственности к виновным лицам (школьники, родители, педагоги).
В этих условиях необходима тщательная регистрация фактов насилия и их правовая оценка. Поэтому применение мер уголовной и административной ответственности к виновным лицам дает свои плоды. Однако, как отмечалось, многие факты насилия практически не фиксируются. Главным направлением в борьбе с ними остаются профилактические меры.
В интересах воспитания и социальной защиты детей в ряде государств создаются специализированные молодежные биржи труда, центры и агентства по трудоустройству молодежи, социальные службы для молодежи, подростково-молодежные клубы по различным направлениям, в частности, по профилактике алкогольной и наркотической зависимости, центр социально-психологической помощи молодежи, комплексные центры для несовершеннолетних, подростково-молодежные клубы.
Проводятся обучающие мероприятия с педагогами, профилактические беседы с учащимися, работниками органов внутренних дел, прокуратуры, суда, здравоохранения, образования. Необходима правовая пропаганда среди родителей и педагогов с привлечением творческой интеллигенции, ученых.
Эффективность профилактических мер различна. 19% экспертов отмечают результативность профилактических мероприятий, проводимых органами внутренних дел (участковыми, уполномоченными полиции, сотрудниками ГИБДД, уголовного розыска), 17% – сотрудниками прокуратуры, суда, 13% – медицинских работников, 11% – педагогов.
Профилактика также предполагает составление в каждой школе специальной карты: география школы, демографический, этническо-религиозный состав школьников и педагогов, криминальный опыт обучающихся, характеристика семейного положения, склонность к алкоголю и наркотикам, дисциплинарная практика и т.д. Подобная информация позволяет управлять текущей ситуацией, планировать профилактическую работу, не упустить момент появления негативных тенденций.
Амангельды АЙТАЛЫ,
доктор философских наук, профессор, Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова
Фотоиллюстрация из открытых интернет-источников