Новым трендом этого лета стала мода на велосипеды. Все чаще на актюбинских дорогах, в парках, скверах и аллеях можно встретить людей, раскатывающих на двухколесных средствах передвижения. Если сначала это зрелище было несколько непривычным для горожан, то сейчас прохожие едва ли не равнодушно провожают их взглядами.
Справляется ли Актобе с велосипедным бумом и насколько наши дороги безопасны для велосипедистов — читайте в нашей Главной теме.
Тренд сезона
О набирающей обороты популярности этого вида транспорта говорят растущие продажи велобайков, очереди летними днями и вечерами у мест проката.
По городу действуют несколько мест проката велосипедов. Причем цены на арендуемый транспорт варьируются от 400 тенге за час и выше. Из чего складывается стоимость, какую ответственность несут хозяева и катающиеся?
Один из владельцев подобного пункта проката, Ерлан Кувандыков, рассказал о некоторых моментах работы, плюсах и минусах велоспорта в Актобе.
У Дворца спорта «Коныс» пункт открыт уже третий месяц. И за это время индивидуальный предприниматель убедился, что вовремя подхватил волну. В среднем в день при хорошей погоде кататься на байках приходят до 50 человек.
— У нас 20 велосипедов. Большую часть мы выставляем ближе к вечеру, когда посетители начинают прибывать. Уже по одному нашему пункту можно констатировать, что актюбинцы действительно увлеклись велоспортом. Чаще приходят подростки, молодые люди, реже взрослые актюбинцы. Случается, велосипеды нанимают семьи, вышедшие на прогулку, — рассказывает Ерлан.
Перед тем, как выдать транспорт, инструктора проверяют тормоза, объясняют технику безопасности, предупреждают о том, что ездить следует по тротуарам. Кстати, обучать езде на велосипеде они не берутся, предоставляя новичкам учиться самим или с помощью друзей.
— У нас аварий, ЧП пока не было, слава Богу. Мы составляем договоры с желающими прокатиться, в котором указано, где можно и нельзя ездить. Страховки у нас нет. Но если актюбинцы нарушают правила договора, то сами несут ответственность. К тому же мы не сдаем велосипеды людям, которые не внушают доверия, выглядят неадекватными. Заметили, что аккуратней остальных управляют велосипедами молодые пары, — продолжает владелец.
Час езды на велосипедах германского производства обойдется в 700 тенге. Их преимуществом Ерлан называет легкое управление, скоростной режим, возможность передвигаться по горной местности. Кстати, у него появились постоянные клиенты, которые нанимают байки на один или несколько дней, выезжают на них за город, отправляются по делам и на отдых.
— Арендующие оставляют в залог документы. И все же были попытки угнать велосипеды. Мы заказали и приобрели их этим летом. В принципе, они окупаются, но при поломке или неисправности замена запчастей обходится в кругленькую сумму, — делится Ерлан.
Чего не хватает велосипедистам, так это специальных дорожек и трасс, говорит молодой человек. При их отсутствии любители вынуждены кататься на городских площадках, аллеях, мешая прохожим и не имея возможности «развернуться».
Учите ПДД!
Именно незнанием ПДД и их несоблюдением дорожные полицейские объясняют дорожные аварии, в которых фигурируют велосипедисты.
По словам пресс-секретаря ДВД области Ардагера Уайдина, теоретические знания своим детям родители должны давать прежде чем купят транспортное средство.
— У нас зачастую взрослые покупают детям велосипеды, скутеры, не задумываясь, что они представляют угрозу не только для них, но и других людей. Выезжать на проезжую часть дороги на велосипедах могут лишь подростки старше 14 лет и при соблюдении правил дорожного движения. Для водителей скутеров этот возрастной ценз установлен с 16 лет. Школьники, молодежь, да и взрослые, передвигающиеся на байках, должны переходить «зебру» в пешем порядке, а не верхом на велосипедах, как поступают у нас, держаться крайнего правого ряда, а не двигаться, как им заблагорассудится, — предупреждает пресс-секретарь.
Как сообщается на сайте Комитета дорожной полиции МВД РК, нынешней осенью в Казахстане появятся водительские удостоверения нового образца. Они будут иметь семь категорий: A, В, С, D; BE; СЕ; DE и шесть подкатегорий: А1, В1, С1, D1, C1E и D1E. Это позволит упорядочить эксплуатацию скутеров и другого мини-транспорта, получившего широкое распространение в последнее время. Новые документы выдадут тем, кто впервые получает права, а существующие водительские удостоверения будут действительны до истечения срока действия.
— Все участники дорожного движения должны следовать правилам. За нарушения штрафуют всех. Но пока случаев штрафования велосипедистов у нас не было. И еще одно важное предупреждение: нельзя садиться за руль любого транспорта в наушниках, но наша молодежь спокойно цепляет их, включает музыку и катается, не слыша ничего вокруг, — заключает представитель ведомства.
К слову, за полгода в области произошли две дорожные аварии с участием велосипедистов. В одном случае водитель двухколесного транспорта отделался незначительными травмами, а вот второму велосипедисту повезло меньше — он погиб в ДТП.
Крутить педали полезно
для здоровья
Врач Ян Липириди называет велосипед отличным средством для поддержания и укрепления здоровья. А еще — непревзойденным способом релаксации и улучшения настроения.
— Новичкам перед ездой на велосипеде обязательно нужно проконсультироваться с врачом. В принципе, противопоказаний для катания нет. Главное, увеличивать нагрузку постепенно, а не «наматывать» километры с первых дней, — поясняет Ян Николаевич.
С его слов, польза от велоспорта для организма огромная. Улучшается работа сердечно-сосудистой системы, развиваются мускулатура, общее физическое состояние человека.
— Я заметил, что в последнее время увлечение велосипедами молодежью, подростками стало повальным. В нашем городе необходимо создать условия для катания, нужны дорожки и трассы для безопасной езды на велосипедах. А пока те, кто вынужден ездить по закоулкам, аллейкам, мешают передвижению других людей, — уверен врач.
Средство для преодоления
препятствий
На планерке, когда мы определялись с Главной темой, выбор провести эксперимент — добраться на работу на велосипеде — пал на меня, как на единственного в редакции владельца этого транспортного средст-ва. Прежде чем отправиться в своеобразный велопробег, изучила отдельные главы Правил дорожного движения РК.
Успеть
за 24 минуты
Накануне эксперимента решила привести в порядок свой транспорт: в ближайшей шиномонтажке его проверили и накачали велосипедные камеры. Утром я двинулась от «Дастана», что в 12 микрорайоне, к зданию облакимата. Так как велосипедных дорожек в нашем городе отродясь не было, а на проезжей части в час «пик» небезопасно, я решила ехать по тротуару и сразу же столкнулась с неразрешимой проблемой. Выяснилось, что о принципе правостороннего движения пешеходы представления не имеют: идут как им удобно, не задумываясь о других. Еще более опасно то, что, оказывается, на дорогу они точно не смотрят, и поневоле задаешься вопросом: как же они пересекают проезжую часть? Бедные водители!
Кстати, о водителях. Недалеко от перекрестка у моста через речку Сазды я съехала на встречную проезжую часть (больно уж был разбит тротуар) в то время, когда машин близко не было. Но нашелся один, кто метров за 80 от меня истошно засигналил, видно, так пытался выразить свое мнение обо мне. Но до сближения с авто я успела спокойно переместиться на тротуар.
От моста до улицы Газизы Жубановой пешеходов почти не было, а вот встречные велосипедисты попадались, но с ними, как и положено, мы разъезжались каждый по своей правой стороне.
Далее, от окраины района Сазды до самого облакимата мне пришлось применить умение маневрировать между пешеходами: вот это адреналин!
Были и курьезные случаи. Одна встречная барышня шла задом наперед, все время подаваясь в мою сторону. Мне удалось все-таки объехать ее справа, едва не зацепив, но она никак не отреагировала на гипотетическую опасность! И тут до меня дошло: притуплен у народа инстинкт самосохранения. Или вообще отсутствует.
Вторая, видя меня, едущую навстречу, упорно перемещалась в мой правый край. Это было на очень узком и переполненном людьми тротуаре у ТД «Айна». Безусловно, велосипед для пешехода небезопасен, я остановилась и пыталась объяснить девушке, что ходить надо по правой стороне, но ей до этого дела не было.
Подъехав к пункту назначения, глянула на часы: на дорогу, далеко не гладкую, ушло 24 минуты. Кстати, снова возникла проблема: негде оставить велосипед. Спасибо вахтерам, разрешившим мне пристроить транспорт возле них.
Дорога домой
В половине восьмого вечера на том же узком тротуаре у ТД «Айна» препятствий прибавилось. Высыпали на улицу отдыхающие. Тут были и мальчишки со скейтами и на велосипедах, совсем не глядящие на дорогу; и бабушка с коляской, катающая ее одной рукой, и тем самым перегородившая весь тротуар; и девочка на самокате, раскатывающая кругами; и ее мама, которая не собиралась объяснять дочке, что надо заботиться о безопасности…
А от проспекта 101 Стрелковой бригады до улицы
Г. Жубановой ситуция, что и утром: горожане не смотрят ни под ноги, ни вперед. По-прежнему убеждены: «Собьют – ответят».
Вернувшись вечером домой, я пожалела о невозможности ездить на работу на велосипеде каждый день и ужаснулась, вспомнив о согражданах и их детях с отсутствующим чувством самосохранения.
Мы будем долго гнать велосипед
Жительница Мартука Лариса Стрюкова почти всю жизнь пользуется велосипедом как средством передвижения. Даже на работу в районный акимат чиновница приезжает на нем.
Лариса Стрюкова, начальник Мартукского отделения Актюбинского филиала РГП «Научно-производственный центр земельного кадастра», признается, что благодаря велосипеду поспевает всюду.
— Мне 50 лет и езжу на велосипеде, сколько себя помню. Я выросла в селе Вознесеновка, и вечерами мы катались с друзьями наперегонки. С годами велосипед превратился в первое и самое важное средство передвижения. Он удобен, полезен для здоровья, экономичен для семейного бюджета и экологичен, что не менее важно. У нас в районном акимате организованы две стоянки для велосипедов, они постоянно заполнены. Ежедневно более десяти сотрудников районного маслихата и акимата приезжают на работу на этом транспорте. Недаром же Мартук называют «маленьким Китаем». Понимаете, если я на велосипеде — я мобильна, кругом успеваю: и в магазин, и на работу в районный акимат. Обычно не расстаюсь с ним с ранней весны и до поздней осени. Трудно приходится зимой, ведь по большим сугробам не проедешь, — рассказывает Стрюкова.
Госслужащая — не единственный житель Мартука, отдавший предпочтение велосипеду. Возможно, из-за больших расстояний в Мартуке, а, быть может, по привычке многие жители ездят на велосипедах. Он есть практически в каждом доме.
В селе оборудованы специальные стоянки для велосипедов у зданий государственных учреждений, двухколесные «машины» можно увидеть и возле районного Дома культуры. Владельцы торговых точек также активно пользуются этим средством передвижения и устанавливают у своих объектов стоянки.
Кстати, пару лет назад молодежь района, возглавляемая местным филиалом НДП «Нур Отан», совершила трехдневный тур, проехав на своих велосипедах по району более 300 километров. С жасотановцами крутил педали и корреспондент районной газеты «Мәртөк тынысы» Каныш Искаков.
Как замечают мартучане, ремонт двухколесного друга недорог. В каждой из четырех шиномонтажных мастерских райцентра велосипедисты всегда желанны. Местные специалисты быстро заклеят пробитую камеру, заменят и отремонтируют необходимую деталь. Предприниматели также заботятся о населении — в своих магазинах они открывают отделы для велосипедистов. Есть и специализированные бутики по данному профилю. Так что купить новую деталь для велосипеда взамен отработавшей свой срок в райцентре не проблема.
Над Главной темой работали Баян САРИЕВА,
Татьяна ВИНОГРАДОВА и Елена ОНИСЬКОВА