Обретают ли Независимость без подвига сильных духом?
Добиваются ли Свободы без борьбы и страданий? Какова
их цена, коль они достаются легко? Долог ли бывает век
малозначимых случайных приобретений.
Первый Президент Республики Казахстан – Елбасы Н. А. Назарбаев
Первые годы Независимости были самыми сложными. Стагнация в экономике, остановка десятков предприятий, заводов и фабрик. Сотни тысяч людей остались без заработка, что повлекло за собой рост социальных проблем.
Если кому-то захотелось бы замерить градус напряжения и недовольства в обществе, то показатели, несомненно, были бы на самой высшей точке кипения. Практически во всех соседних странах – бывших союзных республиках – вспыхивали локальные конфликты, большая часть из которых имела межнациональную основу.
Зарубежное сообщество особенно пристально всматривалось в постсоветское пространство после того, как рухнул Союз. Многое было непонятным, произошедший развал одной из могущественных империй породил массу вопросов.
Именно тогда в официальных кругах Великобритании прозвучала фраза: «Мы тянем канат, не зная, кто на другом конце». Она как нельзя лучше характеризировала отношения, сложившиеся в постсоветских республиках. И в этом всеобщем хаосе Казахстан, несомненно, привлекал внимание своей стабильностью. Но недоверие и сомнения, а на самом ли деле все так спокойно и не является ли это затишьем перед бурей – имели место быть.
Учитывая, что республика была полиэтническим государством, угроза вспышки конфликтов на межнациональной или социальной основе постоянно витала в воздухе. Каждую минуту мог разгореться огонь вражды, достаточно было одной, даже самой маленькой искорки.
А разбушевавшееся пламя потушить было бы непросто.
В те годы, которые позже назовут переходным периодом, по сути, страна не просто делала первые самостоятельные шаги, она доказывала свое право на самостоятельность.
На кону стояло очень многое, и самое главное – быть или не быть независимому Казахстану на Карте мира.
И как покажет история, мудрость и дальновидность Елбасы сохранили страну от конфликтов и неизвестности. Президент в своих выступлениях говорил о том, что движущей силой успеха является Единство. Что страна, которую изнутри разрывают войны и разруха, никогда не будет процветающей. Мысль ушла в народ, люди поверили. Очаги напряжения начали постепенно сходить на нет.
В этот же период происходит становление законодательной базы страны. Требовали своего решения вопросы закрепления конституционных ценностей, межнационального и межконфессионального согласия, выработки суверенного внешнеполитического курса, военной доктрины и стратегии национальной безопасности.
В контексте происходящих событий стоит отметить, что уже через три дня после принятия Закона «О государственной независимости Республики Казахстан» создан Комитет государственной безопасности Республики Казахстан вместо упраздненного Комитета, входившего в общесоюзную систему госбезопасности.
В июне 1992 года принят Закон «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан». А 13 июля Указом Главы государства создан Комитет национальной безопасности.
В череде принятых законодательных актов Указ Президента страны о создании отечественной спецслужбы стал переломным и определил дальнейшее развитие КНБ. И здесь важен был не просто вопрос ухода от действовавшей союзной системы или банального изменения названия государственного органа. Есть много трактовок различий между категориями национальной и государственной безопасности. Но сам факт выбора, сделанного Казахстаном в пользу первой категории как более широкой, стал историческим водоразделом.
Такой принципиальный поворот отвечал новому курсу страны и совпадал с логикой реформ, проводимых Елбасы в политике и экономике. Благодаря твердой позиции Лидера Казахстан справился со всеми текущими вызовами, обеспечив защищенность страны от возможных внутренних и внешних угроз. Главное – были созданы условия для беспрепятственного осуществления кардинальных реформ в социально-экономической и общественно-политической сферах, заложивших основу для будущего процветания республики.
По сути, требовалось сохранить целостность суверенного государства и его будущее. Именно такой и была задача системы национальной безопасности на этапе становления.
Несмотря на все трудности, она была успешно решена. Не был реализован ни один из описываемых экспертами пессимистичных сценариев, связанных с возникновением социальных конфликтов, экономическим крахом, транспортной изоляцией, территориальными спорами и, в конечном итоге, несостоятельностью молодого государства.
Национальная безопасность в современной трактовке уже неотделима от успешного развития страны, будучи ее ключевым элементом. Казахстан является примером стран, в которых национальная безопасность не просто приоритет, а один из главных элементов государственной политики, во многом благодаря которому и возможно существование государства.