Слово профессора
В Послании Касым-Жомарта Токаева от 16 марта 2022 года «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» сказано: «Мы должны открыто говорить о существующих проблемах и вместе искать оптимальные пути их решения». В этой связи отечественной высшей школе сейчас важно не бояться признать ошибки и настроиться работать иначе.
Высшее образование за годы независимости пережило всевозможные реформы. Наиболее плодотворными признает первые две. Первая связана с деидеологизацией содержания учебных дисциплин. Благодаря второй внедрены социология, политология, культурология, религиоведение и другие предметы, представляющие мировой опыт формирования научного мировоззрения.
Следующие реформы не принесли прогресса. В частности, открытие частных университетов и введение Болонской системы образования в 2010 году оказали дестабилизирующее воздействие, породив истоки академической нечестности.
На первый план выдвинута коммерческая ориентация, нежели получение студентами прочных научно-теоретических знаний. Они быстро усваивают: не посещая занятия, не имея ни одной оценки за семестр, они без всяких усилий именно пройдут, а не сдадут экзамены. Повальное отсутствие требовательности, вседозволенность, царящие в частных университетах, ведут к потере не только специалиста, но и гражданина.
Выделю три процесса, установленные Болонской конвенцией и явившиеся ломкой всей учебно-методической деятельности университетов Казахстана.
Память без мысли
Тестирование внедрялось форсированно, примитивизм не требует особых научных усилий. Критерий один: чем больше тестов, тем лучше. Проверяются не знания, в лучшем случае – память. Понимание заменяется заучиванием, но, как отмечал Конфуций: «Учеба без мышления бесполезна». Печальнее всего, что контроль знаний на основе тестирования порождает и деградацию личности.
Студентам, отлично проявившим себя по итогам семестров, экзамены проставляют автоматом, они заслужили такое поощрение. Но это возможно на устном экзамене, что исключает Болонская конвенция. Так, на мой взгляд, первокурсники впервые сталкиваются с обесценением честного труда.
Еще деталь. Преподаватель перед экзаменом сдает в учебную часть тесты, где якобы по инструкции Болонской системы правильный ответ в списке должен быть расположен первым. Далее компьютер должен перемешать предложенный порядок, но нередко перво-
зданный вид вопросника каким-то чудом заранее оказывается у некоторых студентов.
В результате те, кто в ходе семестра всего лишь один-два раза показывался на занятиях и не имел ни одной оценки, в итоге оказываются обладателями высоких баллов, тем самым порождая тихий протест против очередной несправедливости у сокурсников, старательно трудившихся весь семестр.
Агентство по противодействию коррупции находится в поисках сфер, где рождается коррупция. А не находятся ли ее истоки в студенческих аудиториях?
Следующий социальный негатив от тестирования, как инструмента контроля знаний. Оно не вмещает в себя духовные основы, самобытность, национальный код, являющиеся фундаментом формирования патриотизма. В этом заключен и разрыв преемственности поколений.
Ирония судьбы силлабуса
Второй процесс, введенный Болонской системой, – это перевод в бумажное русло учебно-методической работы. Эталонной методической директивой стал силлабус. Но вспомним, происхождение этого термина связано с Римским Папой Пием IX (1792-1878 гг.).
«Силлабус» – это название его послания, осуждавшего прогресс, свободомыслие, демократию. Такова ирония судьбы. Через 150 лет это слово стало самым главным в наших университетах.
Болонской конвенцией также введен учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД). Минимально требуемый объем – 80-120 страниц. После утверждения он складывается в шкафах и сейфах. Студенты его не видят. Значит, он не повышает их знания.
Бутик дипломов
Третий процесс, введенный Болонской конвенцией, привел к потере традиционной системы подготовки научных кадров – аспирантуры и докторантуры. При каждом университете, независимо от научной базы, как грибы после дождя, появились магистратуры.
Но магистр – не ученая степень, это свидетельство получения высшего образования. Ветераны сферы образования – кандидаты и доктора наук — уходят, их некем заменить, потому что в Казахстане теперь нет аспирантуры и докторантуры.
Результат всего этого – колледжный уровень преподавания в университетах. Деформирована организационная система высшей школы.
Президент Национальной академии наук РК, академик Мурат Журинов в своей статье «Наука обеспечит прогресс» («Казахстанская правда» от 12 апреля 2021 года) отметил: «Наше вхождение в Болонскую конвенцию не было столь успешным. Мы не сохранили традиционные для СНГ правила подготовки научных кадров, а именно традиционную аспирантуру и докторантуру, как другие страны СНГ. Звание доктор нау» сохранилось во всех странах СНГ, кроме Казахстана».
В стремлении быть впереди планеты всей не учли подводные камни новшества. Подлинную оценку сути и цели Болонской конвенции дал другой ученый мирового уровня, который назвал ее «величайшей диверсией Запада».
Это профессор Народного университета имени Мао Цзедуна, академик, член-корреспондент Академии наук Китая Цзинь Сычжан. Выступая в 2020 году перед студентами МГТУ имени Баумана на конференции по теме «Современные проблемы науки и образования», он отметил: «В Советском союзе была лучшая в мире система образования и проверки знаний учащихся. Теперь же Запад провел против вас величайшую диверсию, навязав вам в рамках Болонской конвенции систему ЕГЭ, уничтожающую знания».
Исправление ошибок
Нам остается лишь извлечь уроки из всего, что произошло. Нужно полностью отказаться от Болонского метода обучения.
У доктора PhD знания ниже, чем у традиционного кандидата наук, учившегося пять лет в вузе и три года в аспирантуре. Магистрам и докторам PhD можно сохранить право альтернативной преподавательской работы, но их статус необходимо регулировать на основе зарплаты: магистру – как старшему преподавателю, доктору PhD – как кандидату наук и доценту.
Высшей школе не следует увлекаться реформами. Их было слишком много за три десятилетия. К сожалению, и сегодня приходится наблюдать соблазн введения новшеств. К примеру, университетам разрешено выдавать выпускникам дипломы собственного образца. Не окажется ли это на руку нечестным вузам, не превратятся ли наши университеты в бутики по торговле дипломами?
Все чаще звучат предложения об академической свободе, которую необходимо предоставить каждому университету. Абсолютная бесконтрольность в финале может привести к анархии.
И последнее. Университеты должны соответствовать своему предназначению – готовить интеллектуальную личность, быть кузницей элиты. Такая миссия в Казахстане сегодня присуща считанному количеству национальных университетов.
Вопреки вековым традициям, Болонской декларацией образование в университетах превращено исключительно в товарную услугу. Даже понятие учебной нагрузки заменено словом кредит. В народе такие вузы называют пылесосами и продавцами псевдодипломов.
Считаю, пора заканчивать относиться к таким университетам с легким юмором. В конечном итоге речь идет о национальной безопасности. Потому с большим удовлетворением воспринял решение о разделении Министерства образования и науки. С выделением отдельного Министерства науки и высшего образования связываю огромные надежды и жду больших перемен в лучшую сторону.
От редакции: автор статьи имеет опыт преподавания в университетах имени Сактагана Баишева, имени Кудайбергена Жубанова, в академии транспорта и коммуникаций, также он был ректором Казахско-Русского международного университета.
Фото из архива «АВ»