В Национальном музее при Министерстве культуры и спорта РК создан научно-исследовательский центр «Сакральный Казахстан», в котором прорабатываются вопросы создания проектов «Духовные святыни Казахстана», или «Сакральная география Казахстана».
[box type=»info» ]«Нам нужен проект «Духовные святыни Казахстана», или, как говорят ученые, «Сакральная география Казахстана».
У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа. Это одно из оснований духовной традиции. Для Казахстана это особенно важно. Мы — огромная по территории страна с богатой духовной историей. Иногда наши размеры играли разную роль в истории. Но никогда в народе не прерывалась связь в этом духовном географическом поясе. Однако при этом за всю историю мы не создали единое поле, единую цепочку этих важных с точки зрения культуры и духовного наследия святых мест. Вопрос даже не в реставрации памятников, зданий, сооружений. Вопрос в том, чтобы увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет-Ата, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья, и многие другие места. Все они образуют каркас нашей национальной идентичности. Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности, определенные культурные символы других народов. А им может противостоять только собственная национальная символика. Культурно-географический пояс святынь Казахстана — это и есть такая символическая защита и источник гордости, который незримо несет нас через века. Это один из элементов каркаса национальной идентичности, поэтому впервые за тысячелетнюю историю мы должны разработать и осуществить такой проект».
Н.А. НАЗАРБАЕВ, Президент Республики Казахстан «Взгляд в будущее:модернизация общественного сознания»[/box]
В масштабах республики утвержден государственный список, включающий в себя 100 памятников истории, культуры, археологии, архитектуры и монументального искусства. Востребованные святые места составят культурно-географический пояс, охватывающий все регионы страны.
В проект «Сакральная география Казахстана» вошли четыре исторических памятника Актюбинской области: один объект религиозного паломничества — мемориальный комплекс Абат-Байтак и три памятника историческим личностям — мемориальный комплекс Кобыланды батыра, некрополь «Хан моласы» и мавзолей-комплекс Есет батыра Кокиулы.
Легенды древние гласят…
На священной хобдинской земле расположено несколько выдающихся памятников истории и архитектуры. Здесь нашли вечный покой батыры Кобыланды, Абат-Байтак, Исатай Тайманов, защищавшие бескрайние просторы от чужеземных врагов.
Единственный и редко встречающийся в Западном Казахстане памятник Абат-Байтак расположен в двенадцати километрах восточнее села Бескопа Хобдинского района. Был описан в ХIХ веке французским путешественником Жозефом Кастанье, а в 50-70 годы ХХ века известный исследователь Малбагар Мендикулов установил, что он относится примерно к началу 13 века, ко времени возникновения Золотой Орды, когда кипчакские ханства были тесно связаны с Хорезмом. В архитектурном стиле ему нет аналога во всем Казахстане.
Согласно легенде, Абат-Байтак был построен на месте гибели батыра Абата, сына известного казахского философа-утописта XV века Асана-Кайгы. Сочувствующие горю люди за короткий срок всем миром воздвигли этот великолепный памятник, отсюда название «Байтак».
Высота мавзолея, построенного из жженого кирпича, 14,5 метра. Как полагают исследователи, его первоначальная высота достигала 16 метров, но со временем нижняя часть была занесена песком. Есть предположение, что верх мавзолея был позолочен и украшен голубыми изразцами.
За несколько сотен лет исторический памятник подвергся значительным разрушениям. Благодаря программе «Культурное наследие» его удалось не только сохранить, но и восстановить. Реставрационные работы начались в 2005 году. Для восстановления разрушенного купола и портала было решено использовать кирпич, изготовленный по средневековой технологии, сырьем послужил местный материал.
В 2007 году исследовательские и реставрационные работы были успешно завершены. Сейчас мавзолей Абат-Байтак является местом паломничества многих жителей и гостей области.[divider]
Подвиг, воспетый народом
Кобыланды батыр, ставший символом героизма казахского народа, жил в XV веке, в период распада Золотой Орды. В героическом эпосе «Кобыланды батыр» крупный военачальник предстает в образе непобедимого воина.
Захоронение Кобыланды батыра находится на левобережье реки Кобда, у села Жиренкопа. Когда-то на этом месте был мазар, о котором в 1906 году писал исследователь нашего края В.В. Карлсон, а также Жозеф-Антуан Кастанье. Мазар со временем разрушился, в начале ХХ века от него остались лишь развалины.
В 50-х годах ХХ века место захоронения посетил известный археолог Алькей Маргулан. В 1969 году останки батыра были подняты из склепа и перевезены в Алматы, чтобы восстановить облик героя. По прошествии многих лет облик Кобыланды восстановили в лаборатории антропологической реконструкции имени Герасимова в Москве. На месте захоронения батыра в 1995 году был установлен камень с надписью, а годом позже останки батыра были перезахоронены.
В 2007 году в селе Жиренкопа был сооружен мемориальный комплекс. Мавзолей, воздвигнутый Кобыланды батыру, уникален по своему архитектурному облику. Его высота — 17,5 метра, ширина — 12 метров. По форме мавзолей напоминает шлем батыра, с щитом и мечом. Рядом находится камень Кайрактас, о который батыр точил свою саблю, здесь же расположился музей боевой славы.[divider]
Мемориал в честь военачальника и дипломата
«Хан моласы» представляет собой большое казахское кладбище, появившееся во второй половине XVIII века на территории современного Айтекебийского района, в четырех километрах к западу от места слияния рек Улкейек и Кабырга. Некрополь, состоящий из более чем тысячи надмогильных сооружений с сырцовыми мавзолеями и оградками, связывают с местом гибели в 1748 году хана Младшего жуза Абилкайыра в неравном бою с султаном Среднего жуза Бараком.
Абилкайыр Мухамбет Гази Бахадур хан (1693-1748) — великий полководец, политик, дипломат. В
17-летнем возрасте был избран одним из военных предводителей казахского ополчения, в 1718 году стал ханом Младшего жуза. Во главе
30-тысячного войска он выступил против джунгар. Переломным, как известно, стало сражение на реке Аягуз. В 1726 году на съезде казахов трех жузов в Ордабасы хан Абилкайыр назначается верховным главнокомандующим войска Казахского ханства. В 1729 году в Аныракайской битве и в 1730 году в сражении в местности Итишпес войска под руководством Абилкайыра разбили джунгар и одержали полную победу.
На месте захоронения Абилкайыр хана, погибшего в схватке с султаном Бараком, вблизи села Толыбай Айтекебийского района в 2015 году в рамках празднования 550-летия Казахского ханства был открыт мемориальный комплекс «Хан моласы». Комплекс состоит из мавзолея над могилой хана и памятного знака, представляющего собой высокий стилобат, из центра которого взмывают три стелы-знамени, покрытые тамгами всех казахских родов. Такая концепция отражает деятельность хана Абилкайыра, сумевшего в жестоких условиях войны с джунгарами объединить казахские жузы в единый народ. Стилобат поднимается как ступенчатый курган, а возвышающиеся над ним стелы-кулпытасы с тамгами-гербами олицетворяют все народы и племена, участвовавшие в создании казахского этноса.
Объект стал местом паломничества и одной из достопримечательностей области.[divider]
Место паломничества
Мавзолей Есет батыра находится у села Бестамак Алгинского района, близ реки Илек, в 35 километрах к юго-востоку от Актобе.
Есет Кокиулы — известный казахский батыр и полководец, тархан, то есть представитель высшей военно-родовой аристократии, истинный борец за свободу и независимость народа (1667-1749 гг.). Рано начал участвовать в сражениях с джунгарами. За проявленный героизм и бесстрашие в одной из схваток юный Есет получил напутствие от Тауке хана. В 1700 году Есет становится бием подрода, в 1710 году — руководителем рода тама, в 1722 году — главнокомандующим союза племен жетыру. В победных сражениях при Тауке хане Есет батыр возглавил войско Младшего жуза. Есет был дружен с ханом Младшего жуза Абилкайыром и неоднократно возглавлял его войско.
Умер батыр в возрасте 82-х лет в 1749 году. В 1979 году жители района в память о нем возвели надгробие из белого кирпича, однако оно было снесено.
Нынешний мавзолей был построен в 1992 году в рамках празднования 325-летия батыра. Его высота составляет 11 метров, ширина — 5 метров. Мавзолей напоминает юрту, имеет кубическое основание и шлемовидный купол. На западной стене сооружения стилизованное изображение батыра в полный рост (высота 3 метра).
К мавзолею проложена асфальтированная дорога, построен мост через реку Илек, дом для ночлега паломников. Имеются отдельные помещения для приема гостей, для совершения намаза и отдыха. Двери для всех посетителей открыты в любое время дня и ночи. Мавзолей поистине является святым местом, и ни один путник не осмелится проехать мимо, не отдав дань уважения великому предку казахского народа.[divider]
О чем говорят древние кулпытасы…
К благословенным святым местам области относятся также петроглифы грота Толеубулак, некрополи «Асан-Кожа», «Даумшар», «Карасакал»,
датирующиеся XVII — началом XX веков, и мавзолей Есета-Дарибая.
Петроглифы грота Толеубулак, появившиеся 10-5 тысяч лет назад, находятся в 13 км к северо-востоку от села Булакты Мугалжарского района. Самый большой грот с рисунками находится на западном склоне возвышенности, недалеко от правого берега реки Жем. Сопка сложена из окремненного белого песчаника — исходного материала для производства орудий труда.
Петроглифы в небольших гротах представляют собой символы, антропоморфы, а также глубокие резные линии. Предположительно, самые ранние из них могли появиться в эпоху мезолита, может быть, палеолита, но не позже эпохи неолита. Петроглифы грота Толеубулак являются исключительно редкими и уникальными для Центральной Азии. Грот использовался в качестве святилища, посвященного плодородию. Рисунки памятника нереалистичны, скорее, относятся к абстрактным образам, обладающим дополнительной информацией, сегодня скрытой от нас, но понятной тем людям, которыми и для которых создавалось это святилище.
В Байганинском районе, в 43 км к юго-западу от поселка Оймаут, расположен некрополь «Асан-Кожа». Это один из наиболее крупных казахских некрополей нового времени долины реки Жем, на левом обрывистом берегу. Средний по площади комплекс насыщен разнообразными надмогильными сооружениями, всего здесь зафиксировано 264 объекта. Среди них — мавзолеи из мелового известняка, саганатамы из опиленных блоков, оградки из плитняка и сырцового кирпича, сандыктасы, кулпытасы, койтасы. В большинстве случаев кулпытасы устанавливались в комбинации с другими памятниками.
В целом комплекс характеризует разнообразие типов памятников погребально-культового зодчества Западного Казахстана и высокое развитие искусства казахов.
В 37 км к юго-западу от села Жаркамыс Байганинского района находится некрополь «Даумшар». Выделяются три мавзолея из пиленых блоков, два из которых расположены в северо-восточной части, а один — мавзолей Мурзя-Мурына — в северо-западной части некрополя. Для мавзолеев характерна яркая окраска орнамента в интерьерах.
Некрополь представляет собой один из выдающихся погребально-культовых комплексов долины реки Жем, на котором расположены различные по типам и форме надгробные сооружения казахов. Архитектоника, объемная резная композиция и декор памятников дают яркое представление о путях развития зодчества в данном регионе.
Некрополь «Карасакал», в 60 км к юго-западу от села Жаркамыс, включает в себя не менее одной тысячи надгробных сооружений, созданных народными мастерами казахского рода адай. Наиболее древней частью некрополя является, очевидно, северо-западная оконечность комплекса, где расположена могила святого Карасакала, отмеченная деревянным шестом. Также значительным памятником некрополя является мавзолей Индибай, выложенный из пиленых блоков известняка. Его композиция состоит из прямоугольного остова и шлемовидного купола. Эпиграфика некрополя имеет важное историко-этнографическое значение.
Мавзолей Есета-Дарибая, который находится в 10 км к юго-западу от поселка Сарыбулак Шалкарского района, воздвигнут в честь известного казахского батыра Есета Котыбарулы, жившего в 19 веке. Был построен в 1890 году, но со временем здание разрушилось. По инициативе жителей района был построен во второй раз в 1993 году. В правой части мавзолея находится могила Есета, в левой — его брата Дарибая.
Гульсым НАЗАРБАЕВА
Фото из архива «АВ»