Основатель школы медиации в нашем регионе указывает основные причины участившихся случаев расторжения брака среди молодых.
Переговорщики на основе Корана
Духовенство региона в числе первых по стране организовало семинар-тренинг для имамов на тему «Брак и сохранение семьи». Для усовершенствования их знаний по развитию конфликтологии и медиации пригласили почетного члена Европейской ассамблеи, доктора юридических наук, тренера-медиатора Светлану Балпеисову. Она выразила благодарность главному имаму области Серикжану Еншибайулы за то, что он одним из первых в республике обратил внимание на медиацию и предложил сотрудничество, а также за обучение имамов.
– Имамы – готовые медиаторы, которые каждый день ведут переговоры с населением и регулярно сталкиваются с семейными вопросами. Им остается освоить основы коммуникации, чтобы с каждым найти общий язык и решить их проблемы. Тем более медиация – честный, добросовестный, а еще и благородный труд, – говорит основатель медиации в нашей области.
Кстати, если удается примирить стороны и избежать расторжения брака, она не берет деньги за подобные услуги.
– Такую медиацию веду бесплатно, так как получаешь радость, когда удается сохранить семью. Способствовать тому, что дети вырастут счастливыми при родителях, это большой сауап, – поясняет свой поступок Светлана Балпеисова.
Упущенное время
Казахстан занимает второе место по разводам в мире. Каждая третья казахстанская семья расторгает брак. Для подтверждения своих слов Светлана Балпеисова задает вопрос всемирному поисковику и тут же получает ответ: «Согласно источнику Института экономических исследований, Казахстан занимает второе место в мире по количеству разводов. 4,6 развода приходится на каждую тысячу человек».
К ней чаще начали обращаться по вопросам развода с момента пандемии коронавируса. В среднем в день принимает минимум одну пару, хотя отмечает, что специально не ведет статистику, так как это противоречит сути деятельности.
– За тридцать дней пар двадцать в основном договариваются здесь. Только один процент говорят, что подумают, – рассказывает собеседница.
По ее словам, разводятся и совершают другие негативные явления в семейных отношениях люди, рожденные в 1990-х годах. В этом она винит старшее поколение:
– Виноваты мы, взрослые. Упустили время, когда надо прививать детям истину, что самая важная ценность в жизни – это семья. Об этом говорю везде во время выступлений. Да, в те перестроечные годы продукты первой необходимости выдавали по талонам. Пытаясь защитить семью, мы выходили на заработки. В итоге выросло недолюбленное, недогретое поколение, а ведь каждый ждет теплого слова, доброго напутствия. У многих нет чувства меры, уважения друг к другу, умения выслушать и правильно подойти к тому или иному вопросу. Это поколение растет в погоне за имуществом, за приобретением и на первое место ставит только материальные блага, что очень страшно. У меня дети того же времени, и когда не понимаю дочь или сына, виню только себя. Потому что у нас не было времени для разговоров с ними.
Этнический момент
Решительно настроенные на развод пары приходят из суда, чтобы подписать соглашение со злостью и негативом. Им медиатор разъясняет законодательство, приоритеты будущего, напоминает о наших традициях. Собеседница подчеркивает, что разводится большинство не из-за имущества, а по сущим пустякам. Они даже не слышат друг друга, воздвигли внутри себя прочную стену.
– Когда узнаю, что у них дети, говорю, какие красивые они у этой прекрасной пары. Рисую картину будущего: «Они вырастут, а вы будете сватами сидеть на почетном месте в гостях». Вспомнив о таких ценностях, начинают задумываться, – делится опытом Светлана Балпеисова. – Если это не действует, то перехожу к следующему шагу: в отдельной беседе говорю женщине: «Как ты отдаешь такого красавца другой, а сама останешься с его детьми?». Главе семьи привожу пример, что мужчина другого рода не будет воспитывать его детей как родных. Он все равно будет ущемлять, и дети вырастут ущербными. Сын сохранит злость в душе, в будущем будет мстить не только отцу, а всему роду, обществу. Ребенок, выросший в счастливой семье, не пойдет на противоправные поступки. И наконец: «А вдруг отчим будет иметь склонность к насилию детей?». Такой довод – последняя модель боя.
Она говорит, что приходят к медиатору не только молодые. Вполне солидного возраста пары, вырастившие успешных детей, не захотели жить вместе. Причина – мелочи. В таких случаях приходится объяснять, что развод в почтенном возрасте отразится на детях и внуках. Их супруги будут упрекать родителей: «Они не смогли общаться между собой, какое воспитание могли дать детям?». То есть одним движением зачеркивают будущее своих сыновей и дочерей.
– Однажды после такого случая буквально через три дня пришел глава семьи и поблагодарил меня. Они дома поговорили, осознали все и решили остаться вместе. Такие истории бывают каждый день, – констатирует Светлана Балпеисова. – Медиация – это разговор не о вчерашнем, а о завтрашнем дне. Основа медиации – не судебные тяжбы, где разбирают грязное белье, а, наоборот, она открывает окно в будущее. Многие семьи, которые ко мне приходят, останавливаются в своем решении расторгнуть брак.
Пример мудрости
По словам собеседницы, в казахском обществе роль медиаторов выполняли бии.
– Была недавно на международной конференции, где представительница Швеции хвастала, что медиация у них создана в сороковые годы прошлого века. Мы ей ответили, что истоки медиации – в Казахстане. Потому что в каждом роде были бии, которые ставили во главу угла семейные ценности, одним словом останавливали любую ссору, учили договариваться. В казахской степи никогда не было, чтобы дети-сироты остались без присмотра. Бии знали, как правильно повернуть такую ситуацию, предлагали вдове выйти замуж за брата умершего мужа. Потому ребенок не должен воспитываться чужим родом, – отмечает почетный член Европейской ассамблеи.
Балпеисова советует свекровям, чтобы принимали сноху как дочь, а не соперницу. Она вырастила и воспитала этот род, теперь сноха продолжает ее дело.
– Девяносто процентов обращений связано с молодыми. Мужчины жалуются, что супруга не ладит с его мамой. Я сама была молодой снохой, свекровь всегда говорила мне, что я хорошая, умная, а сын немного избалован, просила немного потерпеть. Это было стимулом для меня. Муж не называет меня по имени, обращается «радость моя». После добрых слов невозможно гневаться. Одно его слово, и я все сорок два года храню огонь шанырака. Добро и любовь передаю детям. Дочь уже двадцать лет замужем, для нее тоже важны семейные ценности, – говорит Светлана Балпеисова.
В завершение доктор юридических наук добавила, что должны создаваться горячие линии при мечетях и социальных службах, открываться центры примирения, в которых бы консультировали пары адвокат, психолог, медиатор и другие специалисты. Центр «Бакытты отбасы» – капля в море для Актобе. Такие центры нужны в каждом районе, жилом массиве. В этом направлении большую роль играют мечети и церкви.
Неке қию в цифровом формате
Как сообщил главный имам области Серикжан Еншибайулы, наладить контакт с медиаторами – это требование Духовного управления мусульман Казахстана. Для работников городской мечети провели семинар, участникам выдали сертификат медиатора на общественных началах.
– В дальнейшем будем обучать их как профессиональных медиаторов, откроем совместный кабинет медиации, так как участились разводы. Делаем все возможное, чтобы семьи сохранились. Тем более у нас по линии муфтията 2024-й объявлен Годом «Ислам және ізгі қоғам» («Ислам и благое общество»), – пояснил главный имам региона.
По его словам, в наши мечети с начала года обратилось более 11 тысяч человек с различными вопросами, из них более 800 касались семейных отношений. Поэтому в отдельном кабинете по семейным вопросам принимает наиб-имам Мұхаммедисмаил Шадманов. Помимо этого, есть Телеграм-канал, где на все вопросы отвечают узкие специалисты.
– Обряд бракосочетания в мечетях (неке қию) по канонам ислама совершаем только при наличии свидетельства о браке от РАГСа. То же касается и расторжения брака. После этого выдаем документ, зарегистрированный в Базе данных ДУМК. При необходимости его можно проверить с помощью QR-кода на сайте муфтията. Есть и те, кто не хочет или не признает государственный акт, желает зарегистрировать отношения только по мусульманским обычаям. Им, конечно, отказываем. Иногда говорят, что невеста якобы выходит замуж в другой регион и распишется там с женихом в РАГСе. Советуем получить бата от аксакалов, а после совершить обряд и по светским законам, и по шариату там, куда она выходит замуж.
Абат КАРАТАЕВ
Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА