О том, как школьники потребляют интернет и как он ими манипулирует, вместе с нами размышляет учитель информатики СШ № 23 Гульсара МУХАШЕВА.
– Какие проблемы порождают айфоны и смартфоны? Наверное, они сейчас есть у каждого ученика?
– Все с гаджетами, причем постоянно обновляют модели. Конечно, это делают родители. Для своего ребенка разве не будешь напрягаться? Хорошо это или плохо?
Я своей дочери купила смартфон только тогда, когда она окончила школу. Не потому, что не могла – не хотела.
Сейчас смартфоны есть у всех первоклассников. Но в школе существует жесткое правило: во время уроков никаких телефонов. Ребенок отвлекается сам и отвлекает других. Он не может сосредоточиться, сконцентрироваться, у него рассеивается внимание. Поэтому запретили. Полностью запретили: во всех классах, на всех дисциплинах. Во время уроков – никаких гаджетов.
А в жизни их не запретишь, в жизни они – источник чудовищных проблем. Дети перестают общаться между собой вживую. У нас был мальчик, с первого по четвертый класс учился очень хорошо, никаких отклонений за ним замечено не было. Он был тихий, спокойный и вдруг резко изменился. Стал зависать в соцсетях, в поведении появились жестокость, агрессия, съехал на тройки. Мама все делала, чтобы обеспечить свое дитя – покупала ему компьютеры, гаджеты… Как-то в 11 часов ночи звонит мне: «Я не знаю, что делать с ним. Полностью оторвался от мира. Сидит сам на сам с айфоном. Я стала говорить ему, так он огрызнулся, потом ушел в другую комнату, закрылся и сидит там с телефоном». Из этой ситуации надо было выпутываться.
Школьный психолог неделю с ним работала. Мальчика все-таки удалось развернуть лицом к людям. Не сразу, но стал постепенно появляться интерес к учебе. Появились опять хорошие оценки. Мама поставила перед ним задачу поступить в НИШ. Он сам потом отказался от айфона. Перешел на кнопочный телефон – поменялся с бабушкой. Но это единичный случай.
Сегодняшние дети – это поколение айфона. Они уже не могут без гаджетов. Не могут понять, как можно смотреть старые советские мультики: «Серую шейку», «Простоквашино». Им интересен Губка Боб, всякие монстры из вселенной Марвелл.
У всех родителей есть стандартная оговорка: «Контролирую, что он смотрит». Как это можно проконтролировать? Я сама была свидетелем случая в поликлинике. Детское отделение. Сидит молодая мамочка с ребенком. Сидит, уткнулась в смартфон. Ребенку чуть больше годика. Его что-то возбудило, и он захныкал. Мама тут же сунула гаджет ему чуть ли не в лицо – малыш успокоился.
Дети не могут контролировать свое поведение, и шестилетний мальчик тут мало чем отличается от годовалого. Его что-то привлекло в интернете, в телефоне, и он отвлекся от реального мира, ушел в цифру. Везде такая проблема.
– Как вы относитесь к ТикТоку?
– Считаю, что его надо запретить. Поставить жесткое табу. Интернет – это сеть, там есть много полезного. Но это просто хлам. Знаете, сколько среднестатистический школьник сегодня висит в телефоне? Больше восьми часов. И как можно увязать заверения родителей (в основном мам): «Я контролирую, что он смотрит» с реальностью – неизвестно.
Игры в интернете? По-моему, они все направлены на разрушение психики. В одном из начальных классов в кабинет пришел ребенок. Сел в прострации и стал бить себя по голове. Что-то мучительно пытался понять или вспомнить, судя по лицу. Я его спрашиваю: «Что с тобой?». «Мне неспокойно». «А что тебя беспокоит?». «Я не доиграл».
– В сетях появилось выражение: «Поколение ТикТока – поколение лузеров».
– Да, полностью согласна. Сознание у этих детей не развивается. Это поколение неудачников.
– Гаджет формирует мозаичное сознание?
– Раньше дети читали и общались между собой и с миром. Сейчас они сидят в соцсетях и собирают лайки. Любое увлечение, неважно – музыка, рисование, танцы, техническое моделирование, требует внимания, концентрации, сосредоточенности.
У нынешних подростков с этим проблемы. Сейчас дети не читают больших текстов. Они даже не могут понять суть прочитанного. Я даю им небольшие куски, и мы повторяем по несколько раз, чтобы хоть как-то заякорить информацию. Маленькие отрывки постоянно перечитывают от четырех до девяти раз.
Это не у всех одинаково. Кто-то понимает сразу, а кому-то надо несколько раз повторить. Сейчас у них нет интереса: открыть, прочитать, пересказать, а это необходимо. У них сейчас есть кумиры в 3D-формате, которых поставляет вселенная Марвелл, Человек-паук, например, и другие.
– Правда ли, что гаджеты вызывают аутизм?
– Скорее десоциализацию.
– В нашем лексиконе появились слова – буллинг, хейтеры… Это как-то связано с гаджетами?
– Мы собирали родительское собрание по этому поводу. Буллинг – это травля учеников. Они в соцсетях сидят, пишут что угодно. В результате весь класс настраивается против кого-то одного. Нет живого общения. Они о себе самих знания имеют отрывочные. А в этом возрасте любое неточное слово в адрес одноклассника может стать причиной раздрая и травли.
Я как-то давала им тему: «Что ты делал на выходные, что видел, чем занимался?». Так первый вопрос был: «Сколько предложений должно быть в таком сочинении?». Вообще, проблема гаджетов – это проблема всего общества, а не только школы или родителей.
Марина Зайченко
Фото из открытых интернет-источников