Крупные товаропроизводители, работающие на территории нашей приграничной с РФ области, целиком и полностью поддерживают мнение экспертов и серьезно озабочены перспективами развития своего бизнеса.
Редакция «АВ» считает своим долгом поддержать их и призывает читателей выбирать местный товар.
Мы открываем новую рубрику «Покупай свое!». Будем признательны за предложения, отзывы и мнения. Пишите, звоните. Контактные данные: отдел экономики — 56-05-55, e-mail: avestnik@mail.ru.
Отечественные предприниматели бьют тревогу: произведенные ими товары не пользуются спросом. Между тем полки наших магазинов завалены дешевым импортом. Если ситуацию не изменить кардинально, основными игроками рынка станут товаропроизводители России и Беларуси, а наше тенге будет укреплять уже их экономику. Эксперты предупреждают: это может привести к резкому скачку цен на самое необходимое — масло, молоко, мясо и крупы. При таком раскладе местные производители просто не могут конкурировать на рынке
Таможенного союза. Что будет с реальным сектором экономики после вступления в ВТО, остается только догадываться.
Основное преимущество наших партнеров по ТС — демократичные цены, красивая упаковка и хорошее качество. Почти 80 процентов всех товаров произведено за пределами РК, в основном, в России или Беларуси.
Эксперты утверждают: привлекательные цены на импорт (в среднем на 10-15 тенге дешевле наших аналогов) — это всего лишь ход конем. Зарубежные производители готовы работать даже себе в убыток, лишь бы занять наш рынок.
— Это обычная практика, когда надо вытеснить своих конкурентов с этого рынка. Устанавливаются цены ниже рыночных с тем, чтобы конкурент, не выдержав этих цен, ушел. И соответственно всю эту нишу занимает компания, которая демпингует. А потом уже устанавливает цены, которые будут возрастать, — заявил в своем интервью деловому порталу «Kapital.kz» в прошлом году экс-вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов.
По его мнению, крупных производителей в Казахстане раз-два и обчелся.
— Реализуем, в основном, сырье. А вот у партнеров по ЕТС покупаем почти все — от мяса и молока. Около 90 процентов сыров и 60 процентов масла — это импорт. Доходит до того, что фактически российские компании закупают на нашей приграничной территории молоко, потому что сырье дешевле, чем в России. Потом нам же продают эти товары, — говорил тогда Назханов.
С вступлением России в ВТО импортные товары хлынут и в Казахстан, уверены предприниматели. Конкурировать с европейским качеством и ассортиментом мы не сможем. В конечном счете наши товаропроизводители обанкротятся.
Кстати
За 11 месяцев 2013 года в область из-за рубежа (кроме РФ и РБ) завезено около 5 миллионов тонн пищевых продуктов животного происхождения на сумму 26 миллионов долларов.
Раздумья невеселых молочников
В этом году крупный игрок молочного рынка — ТОО «Айс» перестал выпускать мороженое. Продукция из натурального молока и сливок оказалась невостребованной. Под угрозой закрытия буквально все линии предприятия. Решить проблемы таких производителей сельхозпродукции можно только на уровне Правительства РК. Иначе огромные средства, в том числе и государственные, окажутся потраченными впустую.
— Наше мороженое не пошло. Меж тем каждый технолог знает, что в аналоги добавляют пальмовый жир. Благодаря этому их себестоимость в два раза дешевле, — раскрывает тонкости конкуренции директор ТОО «Айс» Куаныш Ищанов. — Такой растительный жир застывает на кишечнике у людей и усваивается лишь при температуре +40 градусов по Цельсию.
Напомним, ТОО «Айс» было создано несколько лет назад на базе бывшего гормолзавода. Затем была построена молочно-товарная ферма в селе Саржансай Мартукского района, куда завезли 1 100 коров из Голландии.
И хотя продукция фирмы популярна среди потребителей, у производителя серьезные проблемы со сбытом. Вопрос о закрытии предприятия не стоит, но тенденция спада налицо. Если в 2011 году продукция ТОО занимала 60 процентов соответствующего рынка, то сегодня — всего 40-45 процентов.
— МТФ производительностью
17-18 тонн ежедневно обошлась нам в 3 миллиарда тенге, но натуральное молоко оказалось не востребовано, — рассказывает директор.
Все дело, считает он, в недобросовестности конкурентов, продукция которых сделана из порошка. В этом случае честный производитель обязан указать на упаковке, что это молочный или кефирный продукт, а не молоко или кефир. Если информация и есть, то напечатана очень мелко. Данное требование отражено в техническом регламенте, принятом странами Таможенного союза.
— Проверяющие органы почему-то не обращают на это внимания, — сетует руководитель.
Молоко в тетрапакетах, проехав тысячи километров, поступает в продажу по цене всего в 120 тенге. Себестоимость же нашего молока с фермы, что всего в 40 километрах от Актобе, составляет 150 тенге. После обработки и упаковки цена превышает 200 тенге.
Наша продукция появляется на прилавках магазинов в течение 18 часов после надоя и хранится не более трех суток. Молочные же продукты из Алматы, Костаная, Кокшетау и Москвы после многих дней в дороге не прокисают месяцами. Есть повод задуматься: почему?
Реализовать продукцию производителю помогают сети супермаркетов «Анвар» и «Дина», но по большому счету его должно поддержать государство. К примеру, производители молока из Беларуси могут позволить себе дешевизну именно по этой причине.
Начальник отдела маркетинга ТОО Женис Аткин подкрепляет свои доводы цифрами. На аграрный сектор Беларуси приходится 12 процентов ВВП страны, РФ — 6, у нас — 4,2 процента. Маркетолог утверждает: в условиях ВТО это означает одно — банкротство.
Размеры госсубсидий для МТФ на заготовку кормов тоже ничтожно малы. По мнению руководства ТОО, нужно учитывать местонахождение сельхозтоваропроизводителя и климатические условия каждого региона. «Айсу», из-за низкой урожайности наших земель, приходится закупать корма в Костанае. Это отражается на себестоимости продукта: на обогащенные корма уходит от 50 до 60 процентов средств.
Получить помощь в виде субсидий до 1,5 миллиарда тенге по госпрограмме «Агробизнес-2020» «Айс» не может, помогают лишь МТФ, открытым в 2013 году. Естественно, продукция последних будет дешевле.
Относительно экспорта. ТОО понадобилось целых три месяца для оформления документов на вывоз продукции в РФ. Перед этим на завод приехала российская комиссия, которая провела дополнительную экспертизу в своей лаборатории. Между тем у ТОО есть сертификат, действительный на территории стран ТС.
Что говорить об экспорте продукции в Россию, когда даже наши дети в садах пьют иностранное молоко. Экологически чистая продукция неудобна для розлива и срок ее хранения недолог. К тому же по условиям госзакупа молоко должно быть в тетрапакетах.
— Это не только наши проблемы, — сетует Куаныш Ищанов. — Речь идет о здоровье нации в целом. И если это понимаем мы, то наверху уже давно должны были бить тревогу и принимать меры. Наша задача — выпускать натурпродукт и продавать его.
Кефир без добавок
ТОО «Мәртөк сүт» выпускает 16 видов натурального экологически чистого продукта. В ассортименте молоко, молоко йодированное, кефир, кефир йодированный, ряженка, варенец, снежок, сметана, творог, брынза, творожная масса, масло сливочное, биокефир, биоряженка, сливки и топленое молоко. Еже-дневно около двух тонн готовой продукции поставляется в актюбинские детсады, больницы, санаторий «Чайка», торговую сеть, в том числе «Анвара» и «Дины», и на вредные производства в качестве спецмолока для рабочих.
Предприятие может производить до 30 тонн в сутки, но вынуждено работать по заявкам, утверждает директор ТОО «Мәртөк сүт» Алла Тыщенко.
— Реализовать свою продукцию за пределами области не можем из-за маленького срока хранения, — разводит руками директор. — Ведь она не содержит стабилизаторов, консервантов, ароматизаторов и других добавок. Это натурпродукт, жизненно важный для организма человека. Считаю необходимым ограничить ввоз продукции из других регионов для нашей поддержки.
Недавно я увидела в актюбинском супермаркете самарскую 20-процентную сметану в 900-граммовой емкости по цене 220 тенге. Признаться, меня это сразу смутило.
Сегодня литр молока продают по 70 тенге, откуда такая низкая цена? Одно только чистое молоко стоит 500 тенге, плюс затраты по изготовлению и доставке сметаны. Получается не менее 700-800 тенге. Продукт же реализуется в четыре раза дешевле! Ясно, что это искусственные жиры. Для сравнения: 400 граммов нашей 10-процентной диетической натуральной сметаны стоят 207 тенге.
20 лет назад наш молокозавод запустил Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев. Тогда производство было рассчитано только на выпуск молока, кефира, сметаны и творога. За прошедшие годы здесь разработали новые качественные технологии и выпускают новые виды продукции. Линии оборудования австрийского, французского и итальянского производств. Вся продукция выпускается в пакетах от фирмы «Сигма» (Франция), пленка закупается в Москве.
В настоящее время ТОО заключило договоры с ПК «Кызыл Жар» и пятью крестьянскими хозяйствами. На предприятии трудятся 30 человек.
Каждое утро в 5 часов мы загружаем нашу продукцию в две спецмашины, которые везут ее в Актобе. В восемь, к открытию магазинов, «Мәртөк сүт» уже на прилавках и ждет своего покупателя. Не проходите мимо, покупайте свое, поддержите нас!
5 факторов успеха
Успех развития любого производства кроется в наличии пяти факторов. Это деньги, четкие и ясные законы, инфраструктура, кадры и емкость рынка.
— Сегодня на реализацию госпрограмм выделяются большие средства. РКС поддержал почти все проекты, предложенные инициаторами, — говорит директор палаты предпринимателей Актюбинской области, член РКС Толемис Шотанов. — Правда, не все сельхозтоваропроизводители могут получить их из-за отсутствия залога.
В 1991 году доля сельского хозяйства занимала 39 процентов в структуре ВВП, сейчас — всего 5 процентов. Соответственно, этот рынок занял кто-то другой. Между тем 38 процентов казахстанцев по-прежнему проживает в селах.
Парадоксально, но факт: рынок АПК при наличии исторических предпосылок для развития животноводства стагнирует. Обладая огромными площадями сельхоз-угодий, мы могли бы не только обеспечить себя, но и экспортировать продукцию. На деле — все с точностью наоборот.
Как говорится, надежда умирает последней: набирающие обороты ТОО «АкТеп» и «Молочные истории» вселяют оптимизм.
— Основная задача нашей палаты — способствовать появлению собственного производства, — подчеркивает Толемис Шотанов. — У нас нет финансовых ресурсов, поэтому не можем инвестировать их в какой-либо проект или производство. Но как интеллектуальный центр мы призваны подсказывать нашим товаропроизводителям, где, какие ниши есть и как можно их осваивать. В этом деле мы должны работать в тандеме с исполнительной властью и выявлять проблемы.
А они есть. Взять тот же технический регламент, нормы которого утверждаются наднациональными органами ТС. Не секрет, что лобби Москвы и Минска очень сильны. Связано это с тем, что интеллектуальная мощь — испытательные базы и НИИ — находится в этих странах. Потому принимаются такие техрегламенты, чтобы казахстанские товары изначально не подпадали под их стандарты. Это отнюдь не говорит о том, что наши товары некачественные.
Проблема и в том, что у нас не хватает профессиональных экспертов, которые могли бы защитить и лоббировать интересы отечественных товаропроизводителей. Поэтому мы работаем сейчас над созданием сильной команды экспертов, которая будет достойно представлять интересы РК в наднациональных органах ТС и ЕЭП.
Анализ показал, что в нашу область из России и Беларуси импортируются товары на сумму свыше 600 миллионов долларов США. Половину из них мы можем производить сами.
В настоящее время собираем в единую базу отечественных товаропроизводителей, чтобы отстаивать их интересы.
У нас нет никаких рычагов давления, тем более, что такие действия незаконны. Но подсказать, порекомендовать мы просто обязаны.
Выбор за потребителем
У местной продукции есть будущее, уверено руководство сети супермаркетов «Дина». Изделия ТОО «Айс», к примеру, здесь называют продуктом № 1.
— Продукция предприятия в нашей сети уходит первой: цены доступные, обороты мощные. Среди молочных продуктов, продаваемых у нас, 50 процентов приходится на его долю, — констатирует учредитель ТОО «Кабиев и К» Асхат Кабиев. — Мартукские молоко, пельмени, сливочное масло покупатели тоже разбирают с ходу. Спрос на них большой, однако поставляемых нам объемов не хватает — мощности «Мәртөк сүт» невелики.
По его словам, местное молоко востребовано, в магазинах для него отведены даже отдельные полки.
В течение пяти лет отечественным предпринимателям удалось потеснить своих зарубежных конкурентов, поставляющих на рынок молоко в тетрапакетах. Не освоено пока только производство концентрированного молока в жестяных банках.
Асхат Кабиев предлагает землякам сделать еще один шаг в деле продвижения товара made in Aktobe и вырваться вперед.
— Наши товары уступают в части упаковки, — считает он. — На первый взгляд, вроде бы все как положено, молоко в тетрапакетах, но вид непрезентабельный.
К сожалению, производители качественного продукта мало задумываются о продвижении своего товара на рынки. Маркетинговый ход — их слабое место. Среди изобилия товара покупатель не всегда может увидеть и выбрать по-настоящему хороший продукт. К примеру, можно было бы организовать различные акции — «Сезон скидок», «Проба новинок» и т. д.
Что касается других продуктов питания местного производства, помимо молочных, то в торговых сетях «Дина», как признаются их руководители, продаются только свои пельмени.
— Ничего удивительного, потому что мяса у нас предостаточно. Его к нам привозят из Костаная, Алги, Уральска, хотя всего года два назад ощущался дефицит, — говорит учредитель сети супермаркетов. — Поэтому цены на мясопродукты вполне приемлемые, даже по сравнению с прошлым годом они ниже. Возможно, эту сферу субсидирует государство, и животноводы почувствовали поддержку, что и отразилось на цене.
Неплохо также продается кумыс от одного местного ИП.
— Качество хорошее, производитель сделал главное — показал товар лицом, — говорит Асхат Кабиев и тут же замечает, что национальные виды продуктов люди привыкли покупать с рук.
Бизнесмен признает, что ему выгодно работать с местными производителями.
— Мы всегда поддерживаем своих производителей, наша торговая надбавка не превышает 10 процентов. Но последнее слово все же за потребителем, — резюмирует депутат городского маслихата.
Над Главной темой работали Абат КАРАТАЕВ, Ляззат ЕГИБАЕВА и Елена ОНИСЬКОВА