Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Полетели!

Почему люди не летают как птицы? Сегодня этот классический вопрос потерял свою актуальность. Современные люди научились-таки летать. И для этого не нужны аэродромы с самолетами.

Осуществить мечту о свободном полете человечеству помог параплан — тот же парашют, но имеющий форму «крыла». На нем можно очень долго летать, используя только силу и скорость воздушных потоков.

Парапланеристы видят мир с высоты птичьего полета. Для них подниматься ввысь и парить в небе – уже не фантастика, а обычное дело. Не без романтики, конечно.

Неудачное приземление

Свои первые полеты на параплане руководитель электротехнической лаборатории ТОО «Асана СтройРенСервис» Александр Аппель сравнивает с полетами во сне. На протяжении трех лет он поднимался в небо на параплане, обозревая окрестности города. Оставить любимое дело Александра вынудило неудачное приземление, случившееся несколько лет назад…

— Мечта полетать жила во мне с юношества, — вспоминает парапланерист. – Прыжками с парашютом я занимался еще до армии. Но полеты на параплане нечто иное. Здесь ты свободен, можешь самостоятельно управлять аппаратом. Все зависит только от ветра и твоего умения как пилота.

В Актобе возвышенностей, пригодных для старта, не особенно много. На практике были случаи, когда люди воспаряли с 80-метрового холма, и за счет воздушных потоков пролетали около двухсот метров. Порой на нужную высоту любители острых ощущений поднимаются с помощью лебедки. Считается, что чем выше старт, тем безопаснее пройдет парение.

— Нас обучал инструктор, который в свое время выучился парапланеризму в Алматы. Говорят, что это опасный вид спорта. Опасно не соблюдать технику безопасности. Бывали случаи, когда люди забывали о том, что у них нет опыта для выполнения разных трюков в воздухе, и получали ушибы и переломы при приземлении. Кроме того, подобные упражнения должны отрабатываться над водой, — продолжает Александр.

Кстати, удовольствие воспарить над землей на параплане отнюдь не из дешевых. По словам Александра Аппеля, новый параплан производства стран СНГ стоит около 1600 евро, плюс подвесная система — еще 600 евро; аппарат европейского производства потянет на все 3-4 тысячи евро.

— Раньше в школе юных техников в Актобе существовал клуб дельтапланеристов, где обучали азам полета. У нас же все было на любительском начале. На тот момент, когда я еще летал, насчитывалось около 15 человек, «болеющих» воздухом. Сколько актюбинцев сейчас продолжают парить на параплане, я не знаю, — подытожил он.

Люди-птицы

Наш следующий герой, 33-летний Владимир Сенников, не мыслит своей жизни без полетов на параплане. Он утверждает, что человек хоть раз полетавший на этом аппарате, непременно вновь поднимется в небо.

– В детстве я занимался авиамодельным спортом. Всегда тянуло в небо. Несколько лет назад в Башкирии попробовал прыгнуть с высоты 800 метров, – рассказывает Владимир. – Эти ощущения ни с чем не сравнимы – столько адреналина!

В поисках любителей этого вида спорта Владимир «прочесал» Интернет и в результате нашел коллег-парапланеристов в Самаре. Чуть позже актюбинец отправился в Алматы на знаменитое высокогорное плато Ушконыр. Владимир называет это место Меккой для парапланеристов.

В настоящее время небо над Актобе Владимир бороздит вместе с другом. Но мыслей о том, чтобы привлечь в парапланеризм побольше людей, у него нет.

— Парапланеризм – не массовый вид спорта. Если ты неправильно рассчитаешь свои силы, то можешь дорого заплатить за это. Для меня это просто хобби. Если к нам присоединятся новые люди, то придется обучать их. А это занимает много времени, и на свои полеты практически не остается времени, — закончил парапланерист.

Сегодня парапланеризм становится действительно модным увлечением. Однако не надо забывать, что простота бывает обманчивой. Поэтому пилоту необходимо научиться прежде всего адекватно оценивать любую ситуацию и быстро принимать правильное решение. И, самое главное, воспарив в небеса, необходимо помнить, что любой полет рано или поздно заканчивается приземлением…

Баян САРИЕВА

Увлечение для избранных

Талгат ТАКАБАЕВ, начальник отдела областного управления туризма, физической культуры и спорта:

— Парапланеризм в нашей стране более или менее развит в Алматы. В Актобе он только зарождается, и приверженцев этого вида спорта единицы. Раньше в городе была инициативная группа, члены которой собирались вместе и летали. Сейчас этого уже нет.

В Казахстане в целом, и в Актобе в частности, парапланеризм находится в стадии зарождения. Массовым видом спорта он вряд ли станет, поскольку является довольно дорогостоящим. Порой, помимо самого параплана, нужны лебедка или моторы, что может позволить себе далеко не каждый.

Кстати

Параплан появился в 60-х годах прошлого столетия, когда США и СССР начали космическую гонку. Американский инженер Дэвид Бэриш изобрел тогда новый парашют для спуска космического корабля на землю. Демонстрация планирующего парашюта получила название «парение над склоном». Однако НАСА отказалось от этого изобретения. А вот спортсмены-парашютисты с удовольствием подхватили новую идею. Они слегка доработали планирующий парашют Бэриша под себя: добавили профиль, стропную систему и удлинили крыло.

Самые популярные дельтадромы СНГ:

1. Дельтадром «Планерское» — Крым, г.Феодосия, гора Клементьева. Старейший дельтадром. В 30-х годах там учились летать советские планеристы. И сейчас это место ежегодно посещают сотни любителей свободных полетов.

2. Дельтадром «Юца» — Кавказ, г. Пятигорск, гора Джуца. Там летают как начинающие пилоты, так и спортсмены. Более 10 лет в июле каждого года на Юце проводился чемпионат России.

3. Курай, горный Алтай — одно из немногих горных мест в России, где можно эффективно, красиво и безопасно летать. Наборы до 5 000 метров над морем и больше 3 000 — над равниной. Маршруты по 100 км и более.

Рекорды на параплане (на 2009 год):

— рекорд мира на открытую дальность – 461 км

— рекорд мира на максимальный выигрыш высоты над точкой старта — 4 тысячи 526 метров

— неофициальный рекорд мира на максимальный высоту над уровнем моря — более

7 000 м.

Колонка "Взгляд"