Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

ПОЛКОВОДЕЦ, ДИПЛОМАТ, ПОЛИТИК

После приобретения Казахстаном независимости в культурной, духовной жизни страны стали подниматься важные, можно даже сказать исторические, вопросы. Бесспорно, это способствует развитию и углублению мышления, мировоззрения подрастающего поколения.

Всем известно, что важнейшим фактором укрепления суверенитета страны является качественное формирование государственной идеологии, краеугольный камень которой – объективная история. Чтобы общество двигалось вперед, нужно правильно оценивать уроки прошлого.
Для казахского народа особую важность имеет не только научно-исследовательское, но и политическое, практическое значение изучения трагических периодов, длившихся столетиями. Казахская пословица гласит: «Өлі разы болмай, тірі байымайды». Из истории мы знаем, что герои, выдающиеся личности отстояли родную землю в сражениях с врагами, сделали все, чтобы сохранить страну для последующих поколений.
Одним из великих героев нашего народа является табын Букенбай Карабатырулы – гениальный политик, мечтавший о единстве казахов, дважды возглавлявший три жуза, достойный представитель Алаша. Достаточное количество исторических документов доказывают, что Букенбай Карабатырулы – это не миф, а человек, совершивший немало подвигов. О нем писали А. Кекильбаев в романе «Үркер», М. Магауин в книге «Қазақ тарихының әліппесі», профессора З. Байдосов, С. Утениязов и С. Куатов, ученые Н. Жетписбай, А. Кожанов выпустили статьи на страницах газет. Правда найдет свое место, хотя некоторые «историки» преднамеренно приписывают героизм Букенбая другому герою. Предлагаю вам рассмотреть три детали, которые до сих пор остаются спорными.
Первое. Определить точный год рождения Букенбай батыра. З. Байдосов, обосновывая строчки про «шесть мушел» из стихотворения аксакала из Оренбурга, указывает, что батыр родился в 1669 году, а сколько именно мушел жас он прожил, остается неизвестным. В книге «Әбілқайыр хан» А. Кунтолеуулы утверждает, что «Букенбай родился в 1693 году, он ровесник Абилкайыра, моложе Канжыгалы Богенбая на 10-12 лет, на 15-17 лет моложе зятя Есета, прожил 49 лет». А Е. Турбаев в статье «Тағы да Бөкенбай батыр жөнінде», вышедшей 15 апреля 2010 года в газете «Ақтөбе», пишет: «Точных сведений о датах рождения и смерти Букенбай батыра не встречается». Это спорное определение. Признавая, что роман Кекильбаева «Үркер» является литературно-художественным произведением, подлинным, написанным на основе исторических документов и на основании дневника А. Тевкелева, можно утверждать, что год рождения Букенбая – 1667-й. На 512-й странице читаем: «Одиннадцатого числа июля Букенбай батыр пригласил Тевкелева в гости». Это не выдумка. Про этот визит Тевкелев пишет в своем дневнике: в июле он был на торжестве по случаю рождения сына у 65-летнего Букенбай батыра. Если учесть, что Букенбай батыр умер от рук туркмен в мае, согласно письму Яицкого казака Харкина, датируемого 7 июня 1742 года в Оренбургскую комиссию по экстракции, то можно определить, что возраст Букенбай батыра в то время составлял 75 лет. Кандидат исторических наук Сакен Уталиев в статье «Букенбай или Богембай» пишет: «В дневниках известного российского посла к Абилкайыр хану Тевкелева есть запись о том, что он и видные казахи Младшего жуза были гостями у 65-летнего Букенбай батыра по поводу рождения его сына в 1732 году. Значит, табынец родился в 1667 году» («Актюбинский вестник», 16 апреля 2009 года). Это заявление, подтвержденное историческими документами. Еще один момент, который следует учитывать: в статье Е. Турбаева, в рассказе Сейткали аксакал Есет с уважением относился к Букенбай батыру, оказывал ему знаки внимания и почет. Есет – отважный воин, 17 раз выходил на поле боя, добиваясь победы. По этикету того времени казахи уважали не хана, а старшего по возрасту. Поэтому Есет уступал место Букенбаю, не шел впереди него. Все это свидетельствует о том, что Букенбай старше Есета.
Второе. Во время конференции показался спорным тот факт, что отца Букенбай батыра звали Кара. За разъяснением обратимся еще раз к роману «Үркер». На 314-й странице говорится: «Отец Абдулла султан выдал свою сестру Куттыбике замуж за Карабатыра, что сделало его дядей родившемуся Букенбаю». Профессор Т. Каратаев в статье «Бөкенбай аттас батыр­лар» указывает, что это именно Букенбай Карабатырулы («Алтын орда», 14.04.2000 года). В своих статьях в газете «Ақтөбе» профессор Байдосов писал, что отец Букенбая – Карабатыр. Заслуженный деятель Казахстана Рысжан Ильясова также отметила в своей статье «Бөкенбай шоқысы»: нет повода сомневаться в том, что эта сопка на территории современной России связана с именем отца Букенбай батыра («Алтын орда, 19-25 ноября 2009 года). Турбаев в статье «Ашып алар бір ақиқат» писал: «В Карабатырской долине Иргизской земли находится некрополь отца батыра Карабатыра» («Ақтөбе», 01.10.2009 года).
Понятно, что Карабатыр – прозвище. Его еще называют Бисен или Бисенбай. Сведения предоставил потомок Букенбай батыра от Тленши в седьмом поколении Капият Галымгереев, который жил на станции Жайсан. По словам старика, отца Букенбая звали Алдасугур. Абиш Кекильбаев пишет, что он был известен как Карабатыр, потому что был крупного телосложения и смуглым. Отличался храбростью, как сказал Капият аксакалу его дед по имени Сакыпкерей, указав это в своей родословной. Согласно той же родословной, Букенбай происходил из рода амандаулет – жиенбет, который относится к таракты табын. Асандаулет не входит в жылкышы. Как показывают некоторые источники, к ветке кедейкул тоже никакого отношения не имеет. В казахской традиции многие известные люди вошли в историю под псевдонимами. Настоящее имя Кабанбая батыра было Ерасыл. Если говорить о том, что рядом со спецификой имени сочетаются определяющие слова, то считаем правильным, что имя отца Букенбая, вошедшее в историю, – Карабатыр, а не Кара.
Третье. Значение и роль совместной победы Абилкайыра и Букенбая, которые впервые нанесли удар по джунгарам в битве в местностях Буланты, Анракай, до сих пор недооценены. Именно в этой битве могучим джунгарским войскам был нанесен сокрушительный отпор. В документальном произведении «Қазақ тарихының әліппесі» писатель М. Магауин отметил: «Буланты и Аныракай не были решающими битвами, но это было очень знаменательное событие, которое продлило жизнь Алаша, дало ему новое дыхание. Если бы не эти победы, Казахская Орда, очевидно, оказалась бы в шкуре Ногайской Орды, обветшавшей сто лет назад. Джунгарские калмыки, не видевшие преград на своем пути, после нескольких рывков могли пересекаться с Волжскими калмыками. После потери Сарыарки у казахов не осталось бы ни одного клочка земли. Не то что ханства, не стало бы целого народа». Значение победы заключается в том, что казахи смогли сохраниться как народ.
Почувствовав вновь угрозу со стороны джунгар, Тауке хан в 1710 году созывает курултай казахской Орды в Каракуме. На нем по предложению Тауке хана главным вое­начальником избирают Букенбай батыра. Впервые в истории казахской Орды судьба улуса была передана не хану, не султану, а батыру. Если говорить словами писателя, драматурга Смагула Елубая, то в казахской геополитике, казахской стратегии кажется правильным понимание исторической роли Букенбай батыра с Абилкайыр ханом как спасителей казахского народа от вечного рабства.
Следующая спорная тема – это политика Абилкайыр хана и Букенбай батыра, имеющая цель вступить в состав Российского царства в качестве подданных. В исторических источниках идеи о вступлении в Российское царство в связи с политико-экономическими потрясениями, обрушившимися на казахский народ, стали упоминаться в кругах ханов и биев еще раньше, чем в годы, известные под названием «Ақтабан шұбырынды». В XVIII веке, в 1715 году, первым посланником в русское царство был Тайкумар Культебай. Затем, в сентябре 1716 года, по поручению Тауке хана и преемника Кайыпа посланниками были Бекболат Екешев и Байдаулет Бериев. В декабре 1718 года казахский посол Тайкумар Культебай в местной администрации вручил губернатору Казани П.С. Салтыкову письмо Петру Первому с просьбой о вступлении Абилкайыр хана в состав царской России. К сожалению, после смерти Петра Первого в связи с разрушительным нападением джунгар, приведшем к Ақтабан шұбырынды, ведение переговоров было приостановлено. После сражения с джунгарами в Буланты и Анракае возникла необходимость вступления в российское подданство. Здесь даже не-
уместно обвинять Абилкайыр хана в тщеславии. Причина, по которой он покинул Туркестан, где стояла ханская орда, и прибыл в Мойынтобе в Иргизском регионе, Малый жуз, по-видимому, была связана со многими историческими обстоятельствами того времени.
Во-первых, он должен был находиться в территориальной близости к российскому государству для беспрепятственного ведения переговоров с целью реализации политики вхождения в состав России, создавать условия безопасности для прибывающих послов и поддерживать свою безопасность, полагаясь на биев и батыров младшего и среднего жуза. Во-вторых, у него было некоторое недоверие ханам и батырам старшего и среднего жуза из-за их явной оппозиции в отношении политики вхождения в состав России. Устоявшееся в то время представление о подданстве, особенно во взглядах кочевых народов, было совершенно иным, чем нынешнее понятие. «Вопрос подданства, поднятый Абилкайыром, а в более поздние времена поддержанный Абильмамбетом и Жолбарысом, на который надеялись другие казахские богачи, – это не потеря свободы, а способ, с помощью которого на тот же период можно было сохранить страну, независимость, опираясь на политические убеждения, защиту большого государства», – так отмечает М. Магауин в своей книге.
Известно, что посол России А.И. Тевкелев, переступив порог казахской земли в октябре 1731 года и доехав до Уфы 14 января 1733 года, в целях обеспечения безопасности посольства совершил трехдневную остановку на Иргизской земле у орды Абилкайыр хана под сопровождением Букенбай батыра. Старейшины рода шекти, видимо, дали этому временное согласие, учитывая историческую значимость совершаемых им действий. Тогда можно предположить, что достойному месту для караула народ дал название «Бөкенбай шоқысы». По нашим предположениям, Букенбай батыр Карабатырулы не захоронен в этом месте. Можно согласиться с предположением, которое высказал
А. Жумадил: на этом месте захоронен местный батыр рода шекти Богенбай Жапалакулы. О том, что останки Букенбай батыра лежат в окрестностях Жема, в населенном пункте Жаркамыс, рассказывают здравствующие ныне потомки батыра – прапраправнук батыра от его сына Мамбета Марат Ахмади и Муратбай Суюнгараев – потомок от седьмого поколения, происходящий от Мамбета, Акас Амангалиев, потомок Жоламана батыра Нуржанов Батырхан, потомок Мамбета Айсулу Тасимова и старейшины Байганинского района – Айнагул Кожанов и Максат Дос­жанов, которые дают информацию, ссылаясь на высказывания своих предков («Ақтөбе», 24 января 2013 г.).
По словам потомков батыра, Букенбай Карабатырулы родился на территории современной Западно-Казахстанской области, на склоне реки Калдыгайты, которая берет свое начало у горы Алмас, в долине Аккум, в населенном пункте Сегизсай.
Миссия, которую выполнял Букенбай батыр в реализации стратегической попытки Абилкайыр хана войти в подданство русского царства того периода, сохранив независимость, огромна. Это можно увидеть в сообщении А.И. Тевкелева, русского посла Коллегии иностранных дел от 5 января 1732 года. Он написал: «…понеже три месяца был я почти под саблею, и на каждой день объявляли мне смерть. Однако з божескою помощию насила их успокаел и привел в подданство всероссиское, ибо господь бог дал мне одного доброго человека – помощника из киргис – кайсацких и знатных старшин называемого Букенбай батыром, через которого я себе получил от смерти спасения и ево старанием киргис – кайсаков в подданство россйское привел…». В одном из следующих писем он пишет об отказе со стороны Бокенбай батыра, когда ему посланник предложил 500 рублей денежной премии за предоставленную помощь: «И Букенбай батыр сказал, что он таких товаров не возьмет, а будет услуги показывать без того…». Эти данные свидетельствуют о том, что Букенбай Карабатырулы был человеком отважным, храбрым, целеустремленным.
В народе сложено много легенд и сказаний о Букенбай батыре. Почтенного возраста Букенбай, услышав известие о приближении врага, сел на коня, подхватил оружие со словами: «Бір аллаға сиынып, соңғы рет жауыма көрінейін!» отправляется в путь. Но на этот раз враг его побеждает, используя свое превосходство. В разгар сражения 75-летний Букенбай батыр умирает от полученных ран. Услышав это известие, туркменские военачальники приостановили сражение, поставили юрту на месте его гибели и предоставили охрану до тех пор, пока не забрали тело, таким образом, отдавая дань уважения Букенбай батыру. Это обстоятельство показывает высокий уровень степного воинского этикета, авторитет Букенбай батыра (об этом пишет поэт Сейткали Жангалиев). Поэтому мы, сегодняшнее поколение, должны чтить память Букенбай батыра Карабатырулы.
Только после приобретения независимости и доступа к верному переводу исторического документа, написанного русскому царю, мы смогли убедиться в том, что все действия Абилкайыр хана заключались в защите интересов казахского народа. Он стремился восстановить дружеские отношения с башкирами. Про подданство ничего не было сказано. Абилкайыр был злейшим врагом русского царства, всю жизнь боролся против Российской империи. На это указывают С. Отениязов и С. Куатов в статье «Букенбай батыр». («Ана тілі», № 42, 2017 год).
Основная цель научно-теоретических конференций, проводимых в республике за последние годы, – объединить людей, имеющих представление о Букенбай батыре, систематизировать и активизировать работу, определить ее направление.
Ходжа Ахмет Яссауи говорил: «Если вы хвалите, хвалите только тех, кто этого действительно достоин. Про благородных помните всегда». В истории фигурируют имена батыров Богенбай и Букенбай. Несомненно, тут есть и спорные моменты. Меня особенно взволновала статья в интернете Армана Кабдешулы Жумадила: «Бөкенбай, Бөгенбай… қай Бөгенбай?». Широкая публика знает и гордится уважаемым народным писателем аксакалом Кабдешем Жумадилом. В их числе и я. Наверное, мало тех, кто не читал его роман «Дарабоз». Но с какой целью написана эта статья Армана Жумадила, неизвестно. Это отрицание того, что уже есть, или это другая мысль? История не пишется без оснований, доказательств. Произнесенное слово, как выстрел. Оно не вернется обратно. Жумадил пишет: «Раз в 1710 году курултай казахской Орды прошел в Каракуме на алимской территории, главным военачальником должен был стать Богенбай Жапалакулы из рода Шекти. На том же совещании, выступая с пламенной речью, шекти Богенбай был правой рукой Абулхаир хана». Тем самым не-
оправданно комментирует, что на том курултае не присутствовали таракты табыны. Он делает необоснованные выводы. Здесь не учитывается тот факт, что указом хана Аз Тауке по структуре государственной власти род табын был старшим в младшем жузе. В условиях серьезной угрозы жизни Тауке хан, посоветовавшись с биями, ищет подходящее место, имеющее тактическое и стратегическое значение, для проведения курултая. Это место должно было служить местом защиты от внезапных нападений джунгар. Проведение курултая на территории алты ата алим не должно было давать этому роду никаких привилегий. Это была только историческая необходимость. Не совсем верно, что алимские роды были главной опорой Абилкайыр хана. В поддержку его политики выступали табын Бокенбай, тама Есет, аргын Шакшак, Жанибек, Кудайназар мирза, кете Алтай батыр, они были патриотами, защищали Родину.
Арман Жумадил задается вопросом: когда руководители рода алим избирали Абилкайыра ханом, могли бы избрать военачальника из другого рода? Возможно. Это народное собрание, поэтому военачальник избирается по предложению биев на основе степной демократии. Истории нужны точные данные, доказательства и факты.
В 1859 году в своих записях П.Н. Рычков отмечает: «Тевкелеву так посчастливилось, что ему помогал один из знатнейших киргиз-кайсацких старшин Букенбай. А эту веру Букенбай батыр заслужил еще в 1710 году, когда повел казахских арысов на битву с джунгарами.
Историческая реальность вышеприведенных фактов заставляет признать, что в 1710 году на Каракумском съезде с яркой пламенной речью выступил Букенбай из рода табын, он и был избран военачальником народного ополчения» (С. Уталиев, «Актюбинский вестник», 16.04.2009 год).
В Национальной энциклопедии по ссылке профессора Т. Каратаева и Е. Турабаева названы имена четырех батыров с именем Букенбай, двух Богенбай батыров, перечислены их подвиги.
Это Букенбай Бозкозыулы (VIII век), Букенбай Мергенулы (1717-1758 гг.), Букенбай Кожекулы (1700-1759 гг.), Букенбай Қарабатырулы (1667-1742 гг.), Богенбай Маянбайулы (неизв.), Богенбай Ақшаулы (1690-1745 гг.).
В документах сведения о шекти Богенбай батыре не встречаются.
«… А как Букенбай батыр в бытность мою в киргиз-кайсацкой орде стал верные услуги казать, понеже он, Букенбай, человек доброй совести и умной, и я, нижайшее от смерти избавился им, понеже с приезду моево и хана убить досмерти, токмо спаслись охранением Букенбай батыра и на меня о вседневных нападениях объявлено будет во вседневной моей записке. И взяли меня и хана он Букенбай з братом и зятем в свои улусы, чтобы киргиз-кайсаки не учинили и мне какой противности, и ныне живем у них и киргиз-кайсацкая орда склонилась в подданстве всероссйском быть через добрдетельное старание Букенбай батыра.» (Доношение А.И. Тевкелева в Коллегию иностранных дел, 05.01.1732 г.).
Не может быть, чтобы Кекильбаев, Магауин – великие гуманисты, народные писатели, вооруженные академическими знаниями, вписавшие в историю имена многих личностей, не знали о Букенбае Карабатырулы.
Не должен вызывать спора тот факт, что одним из наиболее выдающихся представителей казахских батыров, живших во второй половине ХVII – середине ХVIII веков, является Букенбай Карабатырулы из рода табын племени жетиру Младшего жуза. Считаем, что хранитель чести, знаменитый батыр, прославленный полководец, дипломат, политик, национальный деятель Букенбай Карабатырулы по достоинству занимает место в истории независимого Казахстана.
Жаксат КАРЫЛГАШОВ,

город Астана

 

Фото из архива «АВ»

Колонка "Взгляд"