В полтавской средней школе дети постигают азы бизнеса прямо со школьной скамьи. Второй год они работают на пришкольном участке, а недавно создали свою кролиководческую ферму.
Идея создания производственных коллективов пришла, как вспоминает директор школы Иван Классен, на уроках труда. В школьной программе экономического воспитания учащихся есть такие понятия, как прибыль, доход.
— Как объяснить детям, что такое прибыль и из чего складывается доход?! Я объяснял все это теоретически. Мы учились составлять бизнес-планы, изучали рынок, реализовывали произведенный продукт. Но теория есть теория. У кого-то откладывалось в памяти, другие делали вид, что понимают, но мне было ясно, что освоить все это непросто, — рассказывает Иван Викторович, — тогда и пришла мысль: учить детей на реальном примере, на конкретном деле.
Начали с пришкольного участка, где дети выращивают овощи: помидоры, капусту, огурцы, сладкий перец. Ничего, казалось, нового в этом не было. Пришкольные участки есть во многих школах, но полтавский -особенный. В прошлом году ребята вырастили 300 килограммов капусты, собрали богатый урожай помидоров и огурцов. Часть закатали в банки, а остальное в свежем виде пошло на питание в школьную столовую. А капуста закончилась только в конце марта.
Растить на школьном огороде овощи оказалось не таким уж трудным делом. Высадили в этом году 600 корней капусты. Подсчитали: если каждый вилок будет весить килограмма два, то и тогда огород даст более тонны этой культуры. Новоиспеченные огородники в этом году решили увеличить площади посадки вдвое. Теперь планируют выращивать еще свеклу, кабачки, морковь, картофель. И будет у школьной столовой полный набор овощей.
Еще ребята собираются разбить яблоневый сад. Но это будет в следующем году. К осени они хотят поднакопить денег и купить 50 молодых яблонь. Тогда у них будут свои варенье, джемы, компоты. Школьники принимают активное участие и в озеленении поселка.
Хозяйство у школы разноплановое. Недавно при ней появилась кролиководческая ферма.
Тут дети имеют дело с живыми существами, поэтому к организации подошли особенно тщательно. Из своей среды назначили директора фермы, бухгалтера, бригадира. Обязанности ветврача взял на себя самый сильный в биологии ученик.
Вместе с мужчинами-педагогами сделали клетки, для чего закупили доски, металлические сетки. Потом приобрели небольшое поголовье кроликов. И дело пошло.
Экономическое обоснование проекта сделали сами дети. Учли все: травы вокруг села много, летом и осенью на огороде есть капустные листья. Все это бесплатно, так что затраты на ферму минимальные.
Сегодня уже 12 кролематок ждут потомство, подрастает и молодняк. К концу года планируют получить 300 килограммов мяса. Хотя все мясо поступит в школьную столовую, все равно подсчитывают рентабельность.
— Мы преследуем три задачи, — говорит Иван Классен, — во-первых, наши трудовые коллективы — это наглядный урок для детей, во-вторых, экономическое воспитание и, наконец, ребята заняты, и у них нет возможности для пустого времяпрепровождения.
Я поинтересовалась у родителей: как они относятся к тому, что их дети в школе занимаются физическим трудом.
— В сельской местности дети привычны к работе, а тут — полезный труд. Они видят плоды своей работы. Что плохого в том, что детей приучают к труду? Возможно, кто-то из ребят в будущем станет фермером, полезные для этого навыки он приобретает уже в школе, — говорит жительница села Наталья Иманалина.
Такого же мнения и другая жительница села Анастасия Моцык.
— Полностью одобряю политику наших учителей. Ухаживая за животными, дети меняются, становятся добрее. Сейчас они торопятся в школу, малыши несут кроликам капустные листья, морковку. На переменах они у клеток, кормят своих питомцев.
Я даже заметила: после того, как в школе появилась ферма, дети стали более исполнительными, дисциплинированными. Сейчас каждый отвечает за свой участок и старается все делать исправно. Я очень довольна, что мои дети учатся именно в Полтавской школе.
— Скажу честно, многие в селе отвыкли работать на себя, даже не имеют подсобных хозяйств, — говорит директор школы Иван Классен.
А возможности при нынешней поддержке государства сельского бизнеса очень большие. Сколько сейчас госпрограмм всяких и процентные ставки на кредиты сносные, но все равно люди не торопятся открывать свое дело.
Мы хотим, чтобы подрастающее поколение наших сельчан изменило свою психологию. В бизнесе много рисков, поэтому люди не решаются заниматься предпринимательством.
Наша главная задача — приучить детей к мысли, что надо быть предприимчивыми, работать на себя. Мы хотим искоренить у детей иждивенчество. Возможно, навыки по составлению бизнес-планов, полученные в школе, когда-нибудь пригодятся им и они станут хозяевами на родной земле.
Примеров деловитости наших земляков немало: полтавские крестьяне широко используют возможности фонда финансовой поддержки сельского хозяйства. Они берут кредиты и исправно погашают их. К примеру, в прошлом году крестьянские хозяйства «Акжан», «Тамаша» и «Декхан+» получили кредит на приобретение зерна и закуп ГСМ. В этом году добросовестные земледельцы вновь взяли кредиты.
…Дети вышли на летние каникулы, но будут приходить в родную школу каждый день. За огородом и кроликами нужен уход.
Елена ОНИСЬКОВА,
Мартукский район