Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Полувековой юбилей музыкального колледжа

Актюбинское музыкальное училище приняло первых учащихся в октябре 1971 года. Сегодня это колледж имени Ахмета Жубанова и Мекка миллионов поклонников Димаша Кудайбергена. Интервью с его первым директором Каиргали Кожанбаевым открывает серию публикаций «АВ» о юбиляре.

Каиргали Кожанбаев, фото 1970-х | фото из архива колледжа имени Ахмета Жубанова

Домбрист и дирижер
Уроженец Гурьевской области приехал в Актюбинск в 1964 году после окончания консерватории имени Курмангазы. И все сложилось бы по-другому, не забудь чиновник позаботиться о распределении выпускника.
— На 5 курсе я уже работал музыкальным редактором в комитете радио- и телевещания и планировал остаться в Алма-Ате, — вспоминает Каиргали Усенгалиевич. — Главный редактор музыкальной редакции композитор Омирбек Байдильдаев пообещал похлопотать, чтобы меня оставили на радио. Видимо, забыл. Когда во время распределения вошел в зал, директор и худрук Актюбинской филармонии Турдыбек Оспанов и Мухтар Жалгасов обрадовались: в моем лице они получат домбриста и дирижера. А не ехать нельзя: распределение было строжайшей процедурой и диплом мы получали по месту работы.
Педагог выпускника Хабидулла Тастанов (кстати, как и Ахмет Жубанов, уроженец колхоза «Жана турмыс» Джурунского района) ходил к ректору Кудусу Кожамьярову, другие заинтересованные в парне люди — в министерство культуры, но ничего не помогло: закон есть закон.
— Каиргали Усенгалиевич, но то был 1964 год…
— …и о музыкальном училище речи не велось. В Актюбинской филармонии объявили конкурс на прием музыкантов в ансамбль казахских народных инструментов, а никто в него не торопился. Я забеспокоился, но начальство утешало: пройдет выпуск в культпросветучилище — соберем ансамбль. Ансамбль собрали через год, который я проработал в том же культпросветучилище. Параллельно работал и в филармонии.
Ответственный и трудоспособный Каиргали очень нужен был в Алма-Ате, откуда на имя директора культпросветучилища прислали письмо-требование отпустить молодого музыканта назад. Но такие кадры нужны всем, и Аушат Баймуратов положил письмо под сукно, никому о нем не сказав…
— Замечу, что тогда же я прошел по конкурсу на кафедру дирижирования в альма-матер и уехал бы, если б в формулировке о предоставлении жилья (комнаты в студенческом общежитии) не было оговорки «без ребенка»: у нас с Галиной уже была дочка, — продолжил собеседник. — Еще была вероятность командировки в Монголию, где в месте массового проживания казахов организовывался оркестр казахских народных инструментов. А тут подоспел 1971-й и идея готовить в Актюбинске профессиональных музыкантов.

Костяк профессионалов
— Я не рвался в директоры музыкального училища, но, так как был кандидатом в члены КПСС, не мог игнорировать веление партии. Здание выделили хорошее! В ту пору еще реорганизовывался Западно-Казахстанский край, мы стали отдельной Актюбинской областью, горком партии переехал в здание обкома на улицу 50 лет Октября (ныне Т. Ахтанова), а музучилищу отдали здание горкома. Педагоги набирались в основном из кадров культпросветучилища, были совместители из музыкальных школ.
В первый год открылись два отделения — народных инструментов (20 человек на казахском и русском отделениях) и хорового дирижирования (40 человек), — продолжил воспоминания Каиргали Усенгалиевич. — Членами первого педсовета было пять педагогов вместе с учителями общеобразовательных дисциплин, ведь в училище поступали вчерашние 8-классники.
Одними из первых преподавателей были выпускница Саратовской консерватории Галина Скурыдина, Алма-Атинской — Лариса Захаркина (позже приехал ее муж Юрий Захаркин), директор музыкальной школы № 1 Анатолий Ставниченко, приехавшая из Фрунзе (ныне Бишкек) Надежда Ткаченко, перешедший из культпросветучилища Дмитрий Агафонов. Набор кадров облегчили квадратные метры жилья, выделяемые исполнительной властью.
— В первый год облисполком выделил нам 500 квадратных метров, во второй — 250, а потом ежегодно по 100 метров жилья. Возможно, поэтому к нам ехали работать из разных уголков Советского Союза, даже из Москвы, — предполагает собеседник. — Люди слали письма с вопросом, нужна ли нам их квалификация, и все решалось.

Кузница талантов и звезд
В 1972 году приехали трубач Владимир Фоменко и кларнетист Вячеслав Ткаченко, открылось отделение духовых и ударных инструментов с 17-ю учащимися. Вливание в том же году в педколлектив Надежды Ткаченко обеспечило набор 12-ти учащихся на отделение фортепиано, а приезд выпускницы консерватории имени Курмангазы Насу Абдыкаримовой добавил класс кобыза на народном отделении. О развитии училища Каиргали Усенгалиевич рассказывает с удовольствием:
— В 1973-м приехал тромбонист Владимир Эртман и спектр специальностей духового отделения расширился, новые преподаватели Турум Алагузов и Наталья Фоменко внесли свежую струю, став педагогами отделения хорового дирижирования. В 1975-м открылось отделение теории музыки, чему мы обязаны Галине Скурыдиной и Жанне Шелест, прежде ведущим сольфеджио и музыкальную гармонию на всех отделениях. Хорошие специалисты из выпускников колледжа имени Жубанова получаются именно потому, что их готовят профессионалы.
— Кроме мега-звезды Димаша Кудайбергена, у музыкального колледжа есть и другие известные выпускники. Можете их назвать?
— Их много. Профессор КазНУИ Турар Алипбаев, кандидат искусствоведения Гульнара Кузбакова, заслуженный деятель РК и профессор Ерсаин Басыгара, валторнист Государственного духового оркестра Казахстана Владимир Тимошенко, солистка ГАТОБ имени Абая Венера Алпысбаева, преподаватель КазНАИ имени Жургенова Жадыра Арыстанова, талантливые вокалисты Мирас Бекжанов, Кайрат Игликов, Омиркул Айниязов, солистка Большого театра Светлана Касьян, солистка Президентского оркестра Жанна Сандыбаева, кандидат искусствоведения Астраханского института искусств Юлия Кирбаба. Известные в Актобе Сара Нуркатова и Айгуль Арынгазиева стали госслужащими, но они тоже окончили наш колледж. Первым серьезным достижением выпускников была победа Абдулхамита Раимбергенова на I республиканском конкурсе имени Курмангазы. Кстати, это мой ученик.
Большинство воспитанников колледжа поступают в профильные вузы, и мало кто работает не по специальности. О преданности колледжу и профессионализме свидетельствует тот факт, что большая часть нынешних преподавателей — из числа наших выпускников: кобызистка Дамели Таубекова, почетный гражданин Актюбинской области Жайлау Асылханов, отличник культуры РК Дина Ниязова, пианистка Бибинур Кожанбаева и многие другие.[divider]

Благодарный выпускник

Абдулхамит РАИМБЕРГЕНОВ, профессор консерватории имени Курмангазы, директор Алматинской школы-колледжа «Көкіл», кандидат искусствоведения:
— I республиканский конкурс имени Курмангазы проходил в 1983 году, председателем жюри был Нургиса Тлендиев. Я тогда уже окончил консерваторию и работал на кафедре домбры родного вуза.
Да, о музыкальном училище самые светлые воспоминания. Нашего наставника Каиргали Усенгалиевича мы все любили: он не только красив и харизматичен, но и академически образован, что чувствовалось во всем, талантливый домбрист и вокалист. Ариями или народными песнями в его исполнении мы просто заслушивались! Считаю счастьем, что учился у профессора Кожанбаева.
В 1994 году, когда он заведовал кафедрой в Актюбинском пединституте, общественность готовилась к 140-летию Казангапа и даже надеялась, что на могиле кюйши будет установлен памятник. Но исполнительная власть не разрешила праздновать юбилей, и ректор АПИ Мухтар Арынов провел конференцию своими силами. Мы с Каиргали Усенгалиевичем были в некотором смысле организаторами. Кроме научно-практической конференции, прошел и конкурс домбристов. А гости тогда были знатные: главный казангаповед Садуакас Балмагамбетов, искусствовед Акселеу Сейдембеков, композитор Каршыга Ахмедьяров, писатель и композитор Илья Жаханов. Участники мероприятия съездили в Шалкарский район на могилу Казангапа, на которой все-таки возведен красивый мазар.

Над страницей работала Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото Аймурата Дарибаева

 

Колонка "Взгляд"