Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Помочь ребенку

Еще в начале 2000-х профессиональные логопеды прогнозировали увеличение количества детей с нарушениями речи. Только столкнувшись лицом к лицу с проблемой, мы узнаем, что существует множество заболеваний данного спектра.
Задержка психоречевого развития, острое нарушение речи различных степеней тяжести, эхо алалия, моторная алалия и многие другие трудно выговариваемые диагнозы стали обыденностью в жизни многих семей. Факторы, влияющие на задержку речи, могут быть разного характера — от физиологического до психологического.
Одной из коренных причин небезосновательно можно считать проблему экологии. Следующая причина, согласно статистике, внутричерепное давление. Дефицит внимания — социальный фактор — также является серьезной причиной задержки речи. Постоянная занятость взрослых, когда времени на ребенка катастрофически не хватает из-за того, что родители вынуждены зарабатывать на жизнь. Оппозитивная ситуация происходит при излишней опеке ребенка, если взрослые создают атмосферу, в которой у него нет необходимости говорить: желания исполняются без просьбы. В дополнение к этому стресс, неблагоприятная обстановка в доме усугубляют и задерживают процесс порождения речи ребенка.
Логопед коррекционного детского сада «Алма» Гульжан Карагулова считает:
— Взрослые должны понимать, что от атмосферы, которую они создают в семье, зависит уровень развития ребенка. При этом велика степень влияния работы родителей с детьми на качество коррекции речи. Обычно всю ответственность за результат возлагают на логопеда. Это не совсем правильно, так как именно от активного участия семьи в коррекционном процессе зависит успех ребенка. Привыкая к речи своих детей, родители перестают замечать в ней какие-либо недостатки и не помогают усвоить правильную речь. Именно поэтому очень важен процесс вовлечения родителей в логопедические занятия. Родители должны понять: требования и в саду, и дома должны быть одинаковыми.
Что еще советуют логопеды предпринимать в ситуации, если вы обнаружили симптомы задержки речи у своего ребенка? Первое и основное — это незамедлительное обращение к специалистам: отоларингологу, логопеду-дефектологу, невропатологу, психологу. Очень часто родители занимают позицию настороженного выжидания, думая, что ребенок вот-вот заговорит. Это ошибочное действие приводит чаще всего к потере драгоценного времени. Ведь проведя диагностику, можно выявить причины, а также назначить правильный курс лечения.
Одним из важных пунктов является систематичность занятий с логопедом вкупе с медикаментозным лечением от невропатолога. Крайне не рекомендуется проводить лечение самостоятельно, основанное на опыте и словах знакомых либо родственников.
По сравнению с предыдущими годами ситуация с нехваткой специалистов в Актобе улучшилась. Если ранее в нашем городе было всего два-три детских коррекционных учреждения, то на данный момент в каждом государственном и частном детском саду имеется логопедическая группа, что также говорит о росте детей с речевыми диагнозами. Открылось много обучающих центров, где оказываются услуги логопеда и психолога.
Более того, на базе АРГУ имени К. Жубанова разработана образовательная программа по специальности «дефектология», что способствует увеличению специалистов в этой сфере. По словам заведующей кафедрой психолого-педагогического и специального образования Клары Туребаевой, количество выпускников за последние годы возросло в несколько раз.
— Образовательная программа специальности «дефектология» открылась у нас в 2005-2006 учебном году. Первый выпуск состоял из 20 человек. А сейчас ежегодно выпускаем свыше 50 человек. Причем приезжают к нам поступать из Тараза, Южно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Мангыстауской областей. Около 80 процентов наших выпускников трудоустраивается. А если учитывать тот факт, что 20 процентов это те, кто в декрете, кто продолжает учебу в магистратуре, то можно с уверенностью заявить: работу находят все выпускники, — говорит Клара Туребаева.
Эльвира АБДУЛЗАЛИЕВА

Колонка "Взгляд"