Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

«Помогу урегулировать задолженность с банком и МФО»: не доверяйте недобросовестным посредникам

В Казахстане активизировались недобросовестные посредники, предлагающие услуги по реструктуризации кредитов за отдельную плату. Мошенники предлагают услуги по составлению и подаче заявлений на процедуру урегулирования просроченных займов по потребительским кредитам и микрозаймам в кредитные организации. Они убеждают граждан, что обращения, поданные самостоятельно, не будут рассмотрены.


Введенный в 2021 году единый и обязательный порядок урегулирования просроченной задолженности показал свою эффективность и позволил изменить условия договоров 1,3 млн заемщиков, из них за 2023 год кредиторами проведена реструктуризация займов 815 тысяч заемщиков (330 тысяч заемщиков банков, 485 тысяч заемщиков МФО).


Это заблуждение! В целях защиты прав потребителей финансовых услуг с 1 октября 2021 года действует единый законодательный порядок урегулирования кредитными организациями задолженности неплатежеспособных заемщиков – физических лиц. Банки и микрофинансовые организации на законодательном уровне обязаны рассматривать заявления граждан на реструктуризацию просроченной задолженности по займам и микрокредитам. Алгоритм действий заемщиков простой, и никому платить денег за это не надо!

1. Банк или МФО обязаны уведомить заемщика о возникшей просрочке в течение 20 дней с момента ее наступления. В уведомлении кредиторы должны также проинформировать граждан:
— о необходимости внесения платежей с указанием точного размера возникшей просрочки;
— о праве заемщика — физического лица — обратиться к кредитору;
— о последствиях невыполнения своих обязательств по кредитам и микрозаймам.
Поэтому если заемщик не может исполнять свои обязательства, то в первую очередь ему нужно обратиться с заявлением в банк или микрофинансовую организацию. Ни в коем случае нельзя скрываться от кредитора! Положительный выход из ситуации в интересах не только заемщика, но и кредитной организации. Поэтому чем раньше будут приняты меры по урегулированию, тем скорее будет найден взаимоприемлемый вариант погашения задолженности.

2. После получения от кредитора уведомления о возникшей просрочке заемщику необходимо в течение 30 дней с даты наступления просрочки обратиться в финансовую организацию, в которой он обслуживается, для реструктуризации кредита с письменным заявлением или иным способом, который прописан в договоре.

В своем заявлении необходимо указать:
— причину неисполнения своих обязательств. Важно иметь на руках документы, подтверждающие возникшие у вас сложности;
— свои варианты по исполнению обязательств.


Важно!
Именно заемщик должен предоставить кредитору информацию о своем финансовом и социальном положении, документально подтвердить факт снижения либо отсутствия доходов, что не позволяет ему исполнять в полном объеме свои обязательства. Непредставление запрашиваемых документов является основанием для оставления заявления заемщика без рассмотрения.


Согласно законодательству, внесение изменений в условия договора кредитования предусматривает следующее:
— изменение в сторону уменьшения ставки вознаграждения по займу или микрокредиту;
— отсрочку платежа по основному долгу и (или) вознаграждению;
— изменение метода погашения задолженности или очередности погашения задолженности, в том числе с погашением основного долга в приоритетном порядке;
— изменение срока займа;
— прощение просроченного основного долга и (или) вознаграждения, отмену неустойки (штрафа, пени), комиссий и иных платежей, связанных с обслуживанием банковского займа;
— самостоятельную реализацию залогодателем недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки;
— представление отступного взамен исполнения обязательства по договору кредитования путем передачи кредитору залогового имущества;
— реализацию недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки, с передачей обязательства кредитования покупателю.

Банк обязан принять заявление, зарегистрировать и рассмотреть. В течение 15 календарных дней предоставить ответ:
— согласиться, принимая предложенные вами изменения в условия договора;
— предложить свои варианты по изменению условий договора;
— отказать, но с указанием мотивированного обоснования причин.
Основанием для обращения к кредитору с заявлением о внесении изменений в договор могут быть следующие сложившиеся обстоятельства:
— потеря работы заемщика;
— получение статуса социально уязвимых слоев населения (СУСН) либо получателя адресной социальной помощи;
— временная нетрудоспособность, связанная с болезнью;
— выход в отпуск по уходу за ребенком;
— призыв на срочную воинскую службу;
— смерть близкого родственника, супруга (супруги), повлекшие дополнительные расходы;
— нанесение материального ущерба (кража, пожар, затопление и т. д.).

Решение по одобрению изменений в условия заключенного договора займа принимает уполномоченный орган кредитора по результатам рассмотрения предоставленных заемщиком документов, подтверждающих невозможность исполнения обязательств на действующих условиях договора и оценки его платежеспособности.
Внесение изменений в условия договора осуществляется в течение 15 календарных дней со дня принятия такого решения кредитором.
В случае если заемщику не удалось достичь согласия с банком или МФО, он вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство). При этом обязательно нужно предоставить подтверждение своего обращения к кредитору и недостижения взаимоприемлемого решения. Агентство на основании обращения в рамках своих полномочий инициирует документальную проверку в отношении кредитора и после завершения проверочных мероприятий предоставит оценку действий кредитора.
Отмечаем, что в период рассмотрения Агентством обращения от заемщика — физического лица, относящегося к СУСН, не допускается обращение взыскания на заложенное имущество путем подачи иска в суд либо во внесудебном порядке.

Что будет, если заемщик не обратится в кредитную организацию?
Если не начать процесс урегулирования, кредитор вправе применить меры в отношении неплатежеспособного заемщика:
— снять средства со счета должника в счет погашения займа (за исключением специальных счетов, предназначенных для получения пособий, алиментов, жилищных выплат, денег, внесенных на условиях депозита нотариуса, денег по договору об образовательном накопительном вкладе);
— передать задолженность на досудебное взыскание и урегулирование коллекторскому агентству или уступить права требования третьим лицам.
Кредиторы могут обратиться в суд для принудительного взыскания.

При оформлении кредита не торопитесь, сначала изучите, какие комиссии и условия есть у банка, МФО. Рассмотрите более короткие сроки кредита, и перед тем, как подписывать кредитный договор, вам нужно обязательно прочитать все его условия. Не торопитесь с принятием решения об оформлении кредита, которое впоследствии может повлиять на ваше финансовое благосостояние.

Источник FinGramota.kz

📸Иллюстрированное фото из открытых интернет-источников

Колонка "Взгляд"