В Уилском районе, да и, пожалуй, во всей Актюбинской области, в живых из Героев Социалистического Труда остался лишь один человек. Это экс-депутат Верховного Совета Казахской ССР двух созывов, знаменитый в прошлом чабан, ветеран труда Бекиш Галымов.
Основное сельскохозяйственное направление в Уилском районе — животноводство. В свое время каждый совхоз был представлен всеми четырьмя основными видами скота. Но даже среди них село Коптогай отличалось количеством поголовья. Ситуация с тех пор не изменилась.
Здесь разводили тысячи овец, имена многих чабанов были на слуху. Но до сих пор, если заходит речь о чабанах, первым неизменно вспоминают Бекиша Галымова, ведь именно он некогда прославил этот аул.
Отец Бекиша, Галым, был признанным мастером-овцеводом. Вслед за ним стал овцеводом и продолжил отцовское дело его сын, Бекиш. И сделал это достойно. Прошло не так уж много времени, как о молодом чабане заговорили: он стал показывать высокие результаты. Слава о нем разошлась по всему Союзу. О нем писали газеты. Его фото не сходило с Доски Почета.
В наши дни Бекиш Галымов — почетный гражданин Уилского района. Недавно нам удалось побеседовать со старым чабаном у него дома. В свои 76 лет он, аксакал, держится молодцом: движения его энергичны, речь отточена и легка. Я не стал расспрашивать его о прошлом. Оно известно. Фотография Галымова висит на Доске Почета района. И писали о нем много. Мне же хотелось узнать его мнение о нынешнем времени.
— Расскажите, пожалуйста, с высоты своего жизненного опыта, как вы относитесь к нынешним делам в овцеводстве?
— Отец мой говаривал: «Скот выращивать нелегко, и коли взялся, то нужно делать это искренне, с сердцем». Овцеводство у меня в крови. В мире, пожалуй, никто лучше казахов не может ухаживать за овцами. В прошлые времена мы и не думали ни о чем, кроме как о том, чтобы растить как следует овец, трудиться на совесть. В Советском Союзе была большая численность овец. Только в нашем совхозе было около 50 тысяч голов. Сейчас задумываюсь о прошлом, и наш труд в те времена кажется сказкой. Я так говорю, потому что сейчас в ауле, когда людям приходится по очереди пасти овец (каждые 5-10 дней), все пасут кое-как. А потом торопятся скорей загнать скот во двор. Глядя на это, я думаю: «Апырай, как же мы изо дня в день ходили за скотом в безлюдной степи и не уставали?!».
— В чем, по-вашему, причина равнодушия нынешнего поколения к скоту?
— Развалилась Советская власть, расформировались совхозы, изменилось и отношение к овцеводству. В ту пору было немало сильных чабанов. Но все стало ненужным. Затем пришел рынок и прочее. Народ за 20 лет привык к лени, нынче дети разве ухаживают за скотом? Одно лишь знают: сидеть за компьютером. А взрослые, едва сойдутся, начинают все хаять. А ведь тому, кто хочет трудиться, сейчас благодать, работы полно. Порой снохи в ауле видят, как ревут телята, да бровью не поведут. Сначала я боялся, что при таком подходе к скоту они останутся без молока. А потом вижу, им можно не тревожиться. Иди и покупай в магазине. Всего полно. Так мы и становимся падки на готовенькое, не хотим себя утруждать. Словом, все ищут где полегче. Хотят сегодня начать какое-либо дело, а завтра уже разбогатеть. Сознанием человека владеет не желание созидать, а нажива.
— И все-таки многие тоскуют по прежним временам. Говорят, что тогда жить было легче. Как это понимать?
— В ту пору усиленно привлекали молодежь к труду в сельском хозяйстве. Не было безработицы. Всем прививали любовь к труду, было трудовое соперничество. Тех, кто оправдал надежды, ценили и поддерживали.
— Почему вы, имея возможность, не живете сегодня в городе? Многие же сейчас так делают?
— Жить в городе, конечно, хорошо. Все удобства в доме. Но мне, привыкшему сызмальства жить вольно, тесно в четырех стенах городского жилья. Разумеется, кому-то там хорошо, особенно молодым. Но там не особенно пообщаешься с людьми. И к тебе, если не пригласишь, никто не заглянет. А без задушевных бесед, раздумий человек зачахнет. Помню как-то, еще в советские годы, поехал в командировку в Алматы, и там, даже не будучи со мной знакомым, меня поздравил с достижениями наш земляк, светило медицины Ишанбай Каракулов. «Человеку не нужно лечение, лучше всего дарить друг другу радость и доброе настроение», — сказал он. Сейчас в ауле осталось с десяток аксакалов. Не говоря о тоях и вечеринках, встречаемся, приглашаем друг друга в гости, ведем беседы о жизни.
Бекиш Галымов, похоже, заметил, что я то и дело поглядываю на газеты, журналы и книги в его изголовье.
— Включишь телевизор, а там сплошь преступления, убийства, грабежи, обман. Я это не смотрю. Беру газеты в сельской библиотеке. Вот и весь мой досуг, — признался бывший чабан.
Самат НАРЕГЕЕВ,
Уилский район