Молодежный состав русской труппы АОДТ имени Т. Ахтанова подготовил премьеру детского спектакля «Вредные советы» по книге Григория Остера.
Автор не зря указал, что состав актеров молодежный. В пьесе, поставленной для школьников, не нашлось ролей для взрослых. Режиссер Ольга Павлова, взяв некоторые выдержки из книги Остера, вместе с актерами разбила забавные стихи на реплики. По ходу сюжета в спектакль добавили немного кутерьмы и крика. Актеров одели так, как по представлению художника по костюмам, типично одеваются дети – в цветные майки и черные комбинезоны. Реквизит был представлен тоже очень лаконичным набором – ширма, саквояж, кубики, тазики, шарики и мячики. Получился спектакль всепобедившей условности, заставляющий актеров усиленно работать. Задача их была — убедить маленького зрителя в том, что именно так и должно выглядеть беззаботное детство. «Мы с удовольствием репетировали, и играть тоже будем с удовольствием», — пообещала режиссер.
Пока актеры получали удовольствие, школьники пытались ощутить его, сидя в зале. Иногда у них получалось. Когда на сцене царили беготня и вопли, дети кричали и веселились вместе с актерами. Зато когда в спектакле явно проявилась чувственная линия, и на смену беготне пришла игра, оживились взрослые зрители. В результате осталось непонятным, для какого возраста этот спектакль. Потому что «дети», которые только что мариновали папины туфли мамиными духами, в следующей сцене уже вполне по-взрослому смотрят друг на друга под романтичную музыку. И они же потом снова плавают в тазиках. Возможно, это постановка для подростков, которых то и дело кидает из детства во взрослое состояние и обратно.
Конечно, получилось интересно. Остер есть Остер, и ребята стараются как могут. Но все-таки хотелось бы, чтобы детский спектакль был легче и ярче, чтобы можно было просто смотреть и радоваться. И чтобы в нем участвовала не одна только молодежь, но и кто-нибудь возрастом постарше. Пусть хотя бы в роли рассказчика. Есть вещи, которые никакая молодость не изобразит, не имея перед собой примера старшего поколения. И еще желательно, чтобы обращение к зрителям с просьбой вести себя хорошо звучало не слишком долго и более внятно. Потому что пока оно закончится, ребенок успеет забыть, что от него хотят.
Шолпан ТУЛЕУЛОВА