Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Постой. А можно я с тобой?

Обрести старшего друга и социализироваться подросткам из детских домов помогает программа «Наставники».

Зачастую выбор ребенка на усыновление обусловлен его возрастом. Приемные родители малыша теснее чувствуют кровное родство с ним, так легче встать на путь материнства и отцовства. У тех, кто постарше, шансов на усыновление намного меньше. Ребят в возрасте от 11 до 18 лет реже выбирают для усыновления.
Благодаря программе «Наставники» у них появилась возможность обрести друга, старшего помощника, гида для жизненного ориентира за пределами детского дома в лице взрослого человека и даже целой семьи.
Программе девять лет. В 2015 году стартовали «Наставники» при поддержке Комитета по охране прав детей МОН РК. В крупных городах – Астане и Алматы – он реализуется частным фондом «Дара», в регионах – в сотрудничестве с местными НПО, управлением образования. Программа реализуется успешно в 17 городах Казахстана. С прошлого года появилось направление «Тәлімгерлер» для казахоязычных наставников в Шымкенте, Таразе, Кызылорде и Талдыкоргане.

Лейтмотив программы «Наставники»

В Актобе она действует с июня 2023 года. Направлена на социализацию подростков из интернатных учреждений, оставшихся без попечения родителей, подготовку к самостоятельной жизни после выпуска.
Региональный представитель в каждой области – координатор, курирующий работу наставников. В нашем городе и Атырау это Фонд социального развития «Сана». Уже выбрано девять наставников для девяти детей из центра «Аяла». Взрослые успешно справляются с новым статусом с ноября прошлого года.
По словам координатора Айгерим Сариной, выбор возрастного ценза связан еще и со сложным периодом, ведь у подростка происходят изменения психофизических особенностей. В это время поддержка необходима как никогда.
Малыши путают роль наставника и потенциального приемного родителя, поэтому их участие в проекте не предусмотрено.
Вопрос привязанности детей сразу оговаривается. Ребятам объясняют правила участия, где наставник – это друг, старший товарищ на долгие годы, который пришел помогать, рассказывать про взаимодействие и отношения с миром, проводить время раз в неделю в выходной день. Остальные часы можно неограниченно общаться по телефону.
В «Аяле» сначала проводили групповые занятия, беседы-знакомства с детьми, игры, после которых каждый определялся с наставником. Причем оказий не случилось. Все остались довольны выбором.
Айгерим поделилась, что вначале отбоя не было от желающих, многие прошли анкетирование, тесты, но после всех этапов из 97 человек по психологической метрике оставили лишь девятерых. Ведь речь идет об ответственности за ребенка.
В задачу координатора входит организация работы наставников. Ежемесячно обсуждаются планы работы, спорные моменты, выбор места встречи для досуга.
Первые встречи проводились только на территории «Аялы», позже устраивали выездные групповые мастер-классы по рисованию, готовке, чайные посиделки. Далее каждый наставник по выходным сам определял удобную локацию с учетом интересов ребенка. Кстати, если хобби взрослого и ребенка совпадают, то найти общий язык обоим проще и доверительнее.

Подарки младшему другу

С наставником заключается договор, на основании которого он проводит время с подопечным в общественных местах. При желании через полгода можно оформить договор гостевой семьи, чтобы забирать своего младшего друга домой на каникулы или длительные выходные. Но это по обоюдному желанию. Были случаи, когда наставники усыновляли или удочеряли детей: так 22 подростка нашли семью за годы проекта.
В программе есть условия, важные для исполнения потенциальным кандидатам. Не приветствуется расточительность по отношению к подростку. Подарки можно дарить в дни рождения и на Новый год. Запрещено выдавать карманные деньги воспитаннику. Ненадлежащее выполнение обязанностей взрослым, такое как пропуски выходных, игнорирование правил программы, разрешает расторгнуть договор программы.
Наставники – обычные люди, которые приходят в проект по разным причинам, но с одной целью: чтобы общаться с ребенком, дружить с ним, проводить время, уделять внимание и стать для него примером, готовить его к жизни вне детского дома, помочь адаптироваться в социуме и дать незаменимые в жизни прикладные навыки.


Памятка наставникам:
Участник «Наставников» обязан быть гражданином РК старше 25 лет, подать заявку на сайте или через социальные сети, пройти все этапы отбора – заполнение анкеты, психологические тесты, обучение, интервью, сбор документов (юридическая проверка), все соответствующие справки о судимости, из нарко-, психдиспансера, быть готовым уделять внимание и время воспитаннику. Срок участия в программе – длительное время, в идеале – дружба на всю жизнь.
Участниками могут быть представители обоих полов, семейные, но с оговоркой, что одинокому мужчине под опеку могут определить только мальчика-подростка.


Наталья и Юля

Наталья Дерр замужем, у нее трое детей. Старшей дочери 14 лет. С супругом занимаются аэродизайном, то есть создают атмосферу праздника шарами и прочей атрибутикой. Когда через таргет-рекламу высветилась заставка «Наставники», перешла на страницу и заполнила анкету. После ряда документальных процедур оказалась в числе участников.
Вопросы семьи типа «Зачем и для чего это тебе нужно?» были. Даже путали с процессом усыновления. Спустя полгода ситуация разрядилась, со своей подопечной Юлией они общаются больше полугода. Зимой встречи были на открытых мастер-классах со всеми участниками проекта, после – общение по воскресеньям вдвоем. Наталья организовывала семейный досуг с детьми, несмотря на то, что работа отнимает у нее много времени.
Что дает участие для Натальи? Воспитанница, по словам наставника, формирует ее поведение, появилась потребность приносить пользу, делать что-то доброе, пусть в рамках одной программы, и это органично вписалось в жизненный ритм Натальи и ее семьи.
– Юля открыто общается в кругу сверстников, поэтому трудностей не было, – говорит наставник. – Но все же детям, оставшимся без опеки родных, важна такая поддержка, даже несмотря на заботу спонсоров и государства.
Задача всех наставников – помочь детям обрести самостоятельность, уметь принимать решения, научиться элементарным бытовым навыкам, чтобы появилась уверенность в собственных силах. Юлия ходит с Натальей в магазины, на рынки, учится выбирать продукты, сравнивать стоимость, даже взвешивать по специальному коду товары в супермаркете входит в бытовую привычку, как и оплата проезда в транспорте, ориентир в городских маршрутах.
Девочка – частый гость мастерской Натальи. Видит, как создается праздник. Вместе ездят к друзьям женщины, ребенок наблюдает дружеское общение, разговоры, вовлекается в процесс коммуникации.
Психологами отмечено: присутствие взрослого значимого человека в жизни ребенка, а вместе с ним персональное внимание к нему, вызывает у детей доверительное отношение к миру, страх отступает. Учитывая, что проект направлен на долгое сотрудничество, такой тандем продлевает это доверие на длительное время.

Лиза и Саша

Лизе Тажигуловой 31 год. Опыт благотворительной работы, волонтера откликнулся новым социальным проектом. Без раздумий она осуществила задуманное, о чем не жалеет. Девушка пришла на собеседование подготовленной, заранее узнав условия программы.
Выбирая подопечного, Лиза мечтала, что это будет девочка. Может, оттого, что в ее семье есть две старшие сестры. Но о подопечном 12-летнем Саше нисколько не жалеет. Их взаимное доверие сразу же настроило на общую эмоциональную волну. Беседуют об интересах мальчика, кем он мечтает стать в будущем.
Саша – интересный, любознательный собеседник, таким его видит Лиза. Кстати, подростку очень нравятся коньки, что облегчает выбор места выходного дня. Фигурные пируэты освоил самостоятельно. Его, как и многих детей проекта, также обучают прикладным навыкам. Научился пользоваться проездной картой, пополнять счет.
Лиза видит интерес мальчика во всем, он внимательно слушает, но при этом детские подвижные игры ему не чужды. Увлекается игрой в волейбол. Вне выходного личного общения они часто разговаривают по телефону. Саша ждет с радостью предстоящие встречи. К слову, многие дети зачастую звонят первыми и напоминают, что скоро суббота.
Несмотря на молодой возраст, в Лизе чувствуется крепкий характер и нацеленность на долгосрочное сотрудничество. Она надеется, что их общение перерастет в крепкую дружбу на долгие годы. Родные Лизы одобряют ее новый статус и участие в программе.
Такие уроки помогают переосмыслить многие вещи в жизни, признаются взрослые. Ответственность, терпеливость, доброта становятся первостепенными. Прежде чем ответить, думаешь, взвешиваешь все «за» и «против». Собственный эгоизм, излишняя эмоциональность перерастают в эмпатию, когда надо встать на место другого.
Нургуль АРИНОВА

*Имена детей изменены

Колонка "Взгляд"