Главы России, Казахстана и Белоруссии подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), выводящий процессы постсоветской интеграции на качественно новый уровень. Высокий потенциал объединения ясен даже из сухих цифр. ЕАЭС — это мировое лидерство по территории — 20,2 тыс. кв. км; восьмое место по численности населения — 172 млн человек; шестая экономика мира с совокупным ВВП, достигающим почти 3 трлн долларов. Еще один триллион ожидается к 2030 году вследствие интеграционного эффекта. На страны ЕАЭС приходится пятая часть мировых запасов газа и почти 15% залежей нефти.
«Географическое положение позволяет нам создавать транспортные, логистические маршруты не только регионального, но и глобального значения, позволяет завязывать на себя масштабные торговые потоки Европы и Азии», — отметил по итогам подписания договора Владимир Путин. Прогресс ЕАЭС обеспечат развитая промышленная база, мощный кадровый, интеллектуальный и культурный потенциал государств-участников.
Постсоветская интеграционная идея была выдвинута еще в 1994 году казахстанским лидером Нурсултаном Назарбаевым, прошла этапы создания сначала Таможенного союза (ТС), а затем Единого экономического пространства (ЕЭП). Финальная точка поставлена на прошлой неделе в Астане, а сам договор вступит в силу с начала 2015 года. Союзные государства обязуются гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы внутри ЕАЭС, а также осуществлять согласованную политику в таких отраслях, как промышленность, транспорт, энергетика и сельское хозяйство. Торговая политика останется прежней — в ее основе лежит договорно-правовая база ТС и ЕЭП, соответствующая правилам ВТО. Не изменятся и нормативы распределения доходов от пошлин на товары, ввозимые в ЕАЭС: 7,33% от их суммарного объема получит Казахстан, 4,7% — Белоруссия, 87,97% — Россия.
В полной мере ЕАЭС начнет функционировать не раньше 2025 года. К этому времени на его территории должны быть созданы единые рынки газа и нефти. Штаб-квартира Евразийской комиссии будет находиться в Москве, суд — в Минске, а финансовый регулятор — в Алма-Ате.
Обсуждение финального текста договора шло очень непросто. Так, по настоянию Казахстана из него были исключены вопросы неэкономического характера — внешняя политика, межпарламентское сотрудничество, паспортно-визовая сфера, общая охрана границ, общее гражданство. Для Белоруссии болезненной темой стал нефтяной рынок. Страна ежегодно перечисляет в российский бюджет около 4 млрд долларов пошлин от экспорта ГСМ, вырабатываемых из российской беспошлинной нефти. Александр Лукашенко хотел бы оставлять эти доходы в белорусской казне, но ныне действующая схема пока не претерпит изменений. На долгую перспективу отложена и идея создания общей валюты ЕАЭС, которой якобы уже придумали название — алтын. Участники союза решили сначала дождаться большей интеграции финансовых рынков, экономик и законодательства.
С другой стороны, в жарких дебатах удалось обойтись без исключения из договора нескольких важнейших секторов экономики. Список изъятий покинули все гражданские рынки, в том числе фармацевтики и медицинского оборудования. В этом перечне остались лишь алкоголь, табак и оборонно-промышленная сфера. В союзную концепцию также вписаны рынки нефти, газа и электроэнергии.
Новый экономический союз интересен многим зарубежным партнерам. Известно, что ЕАЭС в скором времени готов принять Киргизию и Армению — чуть ли не до конца текущего года. О намерении в той или иной форме присоединиться к союзу заявляли Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Таджикистан и Сирия. Идут переговоры о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом. Похожую заинтересованность высказывали южноамериканские и индийские партнеры.
Серьезной потерей на пути в ЕАЭС стала Украина — сегодня об этом можно говорить определенно. С другой стороны, как отмечают союзники, долгие переговоры с ненадежными «украинскими товарищами» лишь стопорили процесс интеграции.
Таможенное пространство предоставляет
возможность бизнесу реализовать весь потенциал
ЕАЭС является площадкой, в рамках которой будут успешно реализовываться совместные проекты. Следует учитывать транзитный потенциал Казахстана, России и Беларуси. ЕАЭС объединил в себе почти 8 процентов мировых железных дорог и 2 процента автодорог всего мира.
Упрощены процедуры прохождения границ.
Очевидным является факт увеличения скорости при прохождении внутренних границ Таможенного союза ввиду снятия различных видов контроля на внутренних границах. Это, безусловно, экономит время и соответственно денежные ресурсы. В обозримой перспективе такие расчеты конкурентной привлекательности авто- и ж/д перевозок через территорию ЕАЭС возможны.
Объединенный рынок ЕАЭС является связующим и неизбежным звеном между Востоком и западом, у Казахстана в данном случае есть определенное преимущество в виде общих границ с такими ключевыми потребителями, как Китай.
Мы также граничим с растущим рынком Центральной Азии. Такие инфраструктурные проекты, как автодорога Западная Европа – Западный Китай, способствуют росту нашей транспортной привлекательости . Нам же через Россию открываются европейские рынки и выход к морю.
С момента образования Таможенного союза у отечественных авиаперевозчиков появились опасения в отношении возможного удорожания закупаемого авиапарка из-за применения таможенных пошлин, так как основой зарекомендовавшего себя авиапарка страны служат Airbus и Boeing. В связи с этим 25 сентября 2013 года в Астане прошло очередное заседание Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав правительств. Важным итогом данной встречи стало подписание решений по вопросам гражданских пассажирских самолетов и зерноуборочных комбайнов и их модулей, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза.
Для поддержки отечественных авиаперевозчиков до 2019 года продлена льгота в виде беспошлинного ввоза некоторых видов гражданских пассажирских самолетов. Этот вопрос был предметом рассмотрения на разных уровнях в рамках Таможенного союза в течение более чем двух лет. Решение данного вопроса позволит национальным авиакомпаниям обеспечить реализацию планов по модернизации парка самолетов, повысив тем самым уровень конкурентоспособности на мировом рынке авиаперевозок.
Для поддержки отечественных авиаперевозчиков до 2019 года продлена льгота в виде беспошлинного ввоза некоторых видов гражданских пассажирских самолетов. Этот вопрос был предметом рассмотрения на разных уровнях в рамках Таможенного союза в течение более чем двух лет. Решение данного вопроса позволит национальным авиакомпаниям обеспечить реализацию планов по модернизации парка самолетов, повысив тем самым уровень конкурентоспособности на мировом рынке авиаперевозок.
Еще недавно деловое сообщество нашей страны заявляло о своей неготовности к техническим регламентам ТС, жалуясь на отсутствие испытательных лабораторий, подтверждающих соответствие продукции. Однако время не стоит на месте. И со стороны государства предпринимается комплекс мер, направленный на выработку защитных механизмов. Для этого на этапе разработки и обсуждения проекта технического регламента в обязательном порядке привлекаются бизнес-сообщество, научные организации Казахстана.
В свою очередь алгоритм разработки предусматривает публичное обсуждение проектов технических регламентов, которое длится не менее двух месяцев, и любое заинтересованное лицо (производитель, поставщик) имеет возможность высказать свои предложения и замечания по рассматриваемым документам, которые, как правило, ложатся в основу переговорной позиции. Таким образом, принимаемый технический регламент максимально учитывает интересы предпринимателей Казахстана.
В случае возникновения проблем у отечественных производителей данные вопросы инициативно выносятся на обсуждение на площадку комиссии по вопросам технического регулирования и метрологии, экспертного совета по вопросам технического регулирования и метрологии и рассматривается возможность внесения изменений в технический регламент путем соответствующих переговоров с партнерами по ТС и ЕЭП.
Для комплексного подхода к разработке технических регламентов Таможенного союза и стандартов рассматривается вопрос создания при комитете технического регулирования и метрологии центра информационного обеспечения, выполняющего функции по обеспечению информационной безопасности, мониторинга, опережающего анализа и оценки регулятивного воздействия в области технического регулирования, в том числе стандартизации. Кроме того, ведется работа по созданию необходимых и усилению действующих органов по сертификации и испытательных лабораторий.
Функционирующий Таможенный союз является сугубо торгово-экономическим интеграционным объединением, полностью исключающим политическую составляющую. Действительно, взаимодействие социально-гуманитарного характера в рамках ТС исключено, так как основная направленность сотрудничества в рамках Таможенного союза – экономическая. Это также подтвердил первый заместитель премьер-министра РК Бакытжан Сагинтаев, который отметил: «Мы не стали рассматривать в рамках проекта договора о ЕАЭС нормы о сотрудничестве сторон в неэкономических сферах. Это вопросы здравоохранения, образования, науки, культуры, нелегальной миграции. То есть это еще раз подтверждает тот тезис, что создаваемый ЕАЭС – чисто экономическое объединение».
Что касается социально-культурного блока взаимоотношений, то он достаточно успешно развивается на основе двусторонних связей на протяжении всего периода независимости стран.
Постсоветский апгрейд
Главы России, Казахстана и Белоруссии подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), выводящий процессы постсоветской интеграции на качественно новый уровень. Высокий потенциал объединения ясен даже из сухих цифр. ЕАЭС — это мировое лидерство по территории — 20,2 тыс. кв. км; восьмое место по численности населения — 172 млн человек; шестая экономика мира с совокупным ВВП, достигающим почти 3 трлн долларов. Еще один триллион ожидается к 2030 году вследствие интеграционного эффекта. На страны ЕАЭС приходится пятая часть мировых запасов газа и почти 15% залежей нефти.
«Географическое положение позволяет нам создавать транспортные, логистические маршруты не только регионального, но и глобального значения, позволяет завязывать на себя масштабные торговые потоки Европы и Азии», — отметил по итогам подписания договора Владимир Путин. Прогресс ЕАЭС обеспечат развитая промышленная база, мощный кадровый, интеллектуальный и культурный потенциал государств-участников.
Постсоветская интеграционная идея была выдвинута еще в 1994 году казахстанским лидером Нурсултаном Назарбаевым, прошла этапы создания сначала Таможенного союза (ТС), а затем Единого экономического пространства (ЕЭП). Финальная точка поставлена на прошлой неделе в Астане, а сам договор вступит в силу с начала 2015 года. Союзные государства обязуются гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы внутри ЕАЭС, а также осуществлять согласованную политику в таких отраслях, как промышленность, транспорт, энергетика и сельское хозяйство. Торговая политика останется прежней — в ее основе лежит договорно-правовая база ТС и ЕЭП, соответствующая правилам ВТО. Не изменятся и нормативы распределения доходов от пошлин на товары, ввозимые в ЕАЭС: 7,33% от их суммарного объема получит Казахстан, 4,7% — Белоруссия, 87,97% — Россия.
В полной мере ЕАЭС начнет функционировать не раньше 2025 года. К этому времени на его территории должны быть созданы единые рынки газа и нефти. Штаб-квартира Евразийской комиссии будет находиться в Москве, суд — в Минске, а финансовый регулятор — в Алма-Ате.
Обсуждение финального текста договора шло очень непросто. Так, по настоянию Казахстана из него были исключены вопросы неэкономического характера — внешняя политика, межпарламентское сотрудничество, паспортно-визовая сфера, общая охрана границ, общее гражданство. Для Белоруссии болезненной темой стал нефтяной рынок. Страна ежегодно перечисляет в российский бюджет около 4 млрд долларов пошлин от экспорта ГСМ, вырабатываемых из российской беспошлинной нефти. Александр Лукашенко хотел бы оставлять эти доходы в белорусской казне, но ныне действующая схема пока не претерпит изменений. На долгую перспективу отложена и идея создания общей валюты ЕАЭС, которой якобы уже придумали название — алтын. Участники союза решили сначала дождаться большей интеграции финансовых рынков, экономик и законодательства.
С другой стороны, в жарких дебатах удалось обойтись без исключения из договора нескольких важнейших секторов экономики. Список изъятий покинули все гражданские рынки, в том числе фармацевтики и медицинского оборудования. В этом перечне остались лишь алкоголь, табак и оборонно-промышленная сфера. В союзную концепцию также вписаны рынки нефти, газа и электроэнергии.
Новый экономический союз интересен многим зарубежным партнерам. Известно, что ЕАЭС в скором времени готов принять Киргизию и Армению — чуть ли не до конца текущего года. О намерении в той или иной форме присоединиться к союзу заявляли Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Таджикистан и Сирия. Идут переговоры о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом. Похожую заинтересованность высказывали южноамериканские и индийские партнеры.
Серьезной потерей на пути в ЕАЭС стала Украина — сегодня об этом можно говорить определенно. С другой стороны, как отмечают союзники, долгие переговоры с ненадежными «украинскими товарищами» лишь стопорили процесс интеграции.
Таможенное пространство предоставляет возможность бизнесу реализовать весь потенциал
ЕАЭС является площадкой, в рамках которой будут успешно реализовываться совместные проекты. Следует учитывать транзитный потенциал Казахстана, России и Беларуси. ЕАЭС объединил в себе почти 8 процентов мировых железных дорог и 2 процента автодорог всего мира.
Упрощены процедуры прохождения границ.
Очевидным является факт увеличения скорости при прохождении внутренних границ Таможенного союза ввиду снятия различных видов контроля на внутренних границах. Это, безусловно, экономит время и соответственно денежные ресурсы. В обозримой перспективе такие расчеты конкурентной привлекательности авто- и ж/д перевозок через территорию ЕАЭС возможны.
Объединенный рынок ЕАЭС является связующим и неизбежным звеном между Востоком и западом, у Казахстана в данном случае есть определенное преимущество в виде общих границ с такими ключевыми потребителями, как Китай.
Мы также граничим с растущим рынком Центральной Азии. Такие инфраструктурные проекты, как автодорога Западная Европа – Западный Китай, способствуют росту нашей транспортной привлекательости . Нам же через Россию открываются европейские рынки и выход к морю.
С момента образования Таможенного союза у отечественных авиаперевозчиков появились опасения в отношении возможного удорожания закупаемого авиапарка из-за применения таможенных пошлин, так как основой зарекомендовавшего себя авиапарка страны служат Airbus и Boeing. В связи с этим 25 сентября 2013 года в Астане прошло очередное заседание Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав правительств. Важным итогом данной встречи стало подписание решений по вопросам гражданских пассажирских самолетов и зерноуборочных комбайнов и их модулей, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза.
Для поддержки отечественных авиаперевозчиков до 2019 года продлена льгота в виде беспошлинного ввоза некоторых видов гражданских пассажирских самолетов. Этот вопрос был предметом рассмотрения на разных уровнях в рамках Таможенного союза в течение более чем двух лет. Решение данного вопроса позволит национальным авиакомпаниям обеспечить реализацию планов по модернизации парка самолетов, повысив тем самым уровень конкурентоспособности на мировом рынке авиаперевозок.
Для поддержки отечественных авиаперевозчиков до 2019 года продлена льгота в виде беспошлинного ввоза некоторых видов гражданских пассажирских самолетов. Этот вопрос был предметом рассмотрения на разных уровнях в рамках Таможенного союза в течение более чем двух лет. Решение данного вопроса позволит национальным авиакомпаниям обеспечить реализацию планов по модернизации парка самолетов, повысив тем самым уровень конкурентоспособности на мировом рынке авиаперевозок.
Еще недавно деловое сообщество нашей страны заявляло о своей неготовности к техническим регламентам ТС, жалуясь на отсутствие испытательных лабораторий, подтверждающих соответствие продукции. Однако время не стоит на месте. И со стороны государства предпринимается комплекс мер, направленный на выработку защитных механизмов. Для этого на этапе разработки и обсуждения проекта технического регламента в обязательном порядке привлекаются бизнес-сообщество, научные организации Казахстана.
В свою очередь алгоритм разработки предусматривает публичное обсуждение проектов технических регламентов, которое длится не менее двух месяцев, и любое заинтересованное лицо (производитель, поставщик) имеет возможность высказать свои предложения и замечания по рассматриваемым документам, которые, как правило, ложатся в основу переговорной позиции. Таким образом, принимаемый технический регламент максимально учитывает интересы предпринимателей Казахстана.
В случае возникновения проблем у отечественных производителей данные вопросы инициативно выносятся на обсуждение на площадку комиссии по вопросам технического регулирования и метрологии, экспертного совета по вопросам технического регулирования и метрологии и рассматривается возможность внесения изменений в технический регламент путем соответствующих переговоров с партнерами по ТС и ЕЭП.
Для комплексного подхода к разработке технических регламентов Таможенного союза и стандартов рассматривается вопрос создания при комитете технического регулирования и метрологии центра информационного обеспечения, выполняющего функции по обеспечению информационной безопасности, мониторинга, опережающего анализа и оценки регулятивного воздействия в области технического регулирования, в том числе стандартизации. Кроме того, ведется работа по созданию необходимых и усилению действующих органов по сертификации и испытательных лабораторий.
Функционирующий Таможенный союз является сугубо торгово-экономическим интеграционным объединением, полностью исключающим политическую составляющую. Действительно, взаимодействие социально-гуманитарного характера в рамках ТС исключено, так как основная направленность сотрудничества в рамках Таможенного союза – экономическая. Это также подтвердил первый заместитель премьер-министра РК Бакытжан Сагинтаев, который отметил: «Мы не стали рассматривать в рамках проекта договора о ЕАЭС нормы о сотрудничестве сторон в неэкономических сферах. Это вопросы здравоохранения, образования, науки, культуры, нелегальной миграции. То есть это еще раз подтверждает тот тезис, что создаваемый ЕАЭС – чисто экономическое объединение».
Что касается социально-культурного блока взаимоотношений, то он достаточно успешно развивается на основе двусторонних связей на протяжении всего периода независимости стран.