Весна – время, когда оживает природа. Ее звуки всегда вдохновляли казаха-кочевника, который старался воспроизвести их, что впоследствии привело к тому, что он стал изготавливать инструменты для повторения природных мелодий. С их помощью можно услышать гул ветра, журчанье рек, топот лошадей, а также передать настроение и чувства человека. Так рождалась музыка. Корреспондент «АВ» побеседовал с актюбинскими мастерами, создающими музыкальные инструменты. Они поделились секретами ремесла и рассказали об истории своих творений.[divider]
Мастер на все руки
Имя Еркосая Абилова известно далеко за пределами страны. Он славится не только изготовлением оружия, но и музыкальных инструментов.
– Могу запросто сделать любые струнные, щипковые и ударные инструменты, в зависимости от заказа, – говорит мастер.
По его словам, все началось с обретения страной независимости, когда люди стали интересоваться своими корнями, в том числе и народными музыкальными инструментами. Тогда особой популярностью пользовалась домбра.
– С удовлетворением могу отметить, что с прошлого года в Казахстане отмечается День домбры. Лично для меня это было неожиданно, но очень приятно, причем сразу же был организован грандиозный праздник домбры. Уверен, что праздники в честь одного из символов казахского народа из года в год будут еще красочнее. К примеру, сейчас 5-6 человек заказали мне домбру, все они из соседних регионов, – рассказывает Еркосай Абилов.
Древняя и вечная домбра по праву признана одним из величайших изобретений, подаренных миру тюркскими народами. По некоторым данным, она на 3 тысячи лет старше Казахского ханства. Исследователи также говорят, что на домбре наши предки играли 5 тысяч лет тому назад. К примеру, археологи нашли на юге Аральского моря, близ местности «Қой қырылған», недалеко от Хорезма, камень, на котором изображен рисунок двухструнной домбры на 12 ладов. Памятник датируется IV веком. Древность домбры доказывают и другие факты. К примеру, в ходе раскопок под Хорезмом найдены двухтысячелетние терракотовые изображения саков, играющих на двухструнных музыкальных инструментах. На территории Жамбылского района Алматинской области также найден камень с изображением инструмента, очень схожего с домброй.
Кобыз – также древний инструмент. По легенде, его создал великий композитор и сказитель степей Коркыт ата. Сначала Еркосай Абилов изготавливал кылкобыз, позже перешел и на другие разновидности данного инструмента. Интересная деталь: чтобы получить настоящий звук, в отличие от скрипки, музыканту приходится играть ногтевым ложем, самым основанием ногтей. Поэтому у женщин-исполнительниц на кобызе, особенно на прима-кобызе, никогда не бывает ногтей. Если она искусный исполнитель, то ногти вообще бывают синие. Отсюда можно сделать вывод, что перед вами виртуоз.
Года два назад мастер сделал наркобыз. Инструмент изготовлен по описанию, данному в песне «Кобызым» (ставшей популярной в исполнении Жанар Айжановой), из шкуры желмая (верблюда) и из клена, а кобылка – из рога горного козла. Инструмент хранится в местном музее.
Тайтуяк. Известно, что невеста, уходя из родного дома, поет сынсу – прощальную песню. Как пояснил Еркосай Абилов, не все девушки могли играть на домбре или кобызе. Поэтому они как аккомпанемент использовали копыта лошади, ведь, чтобы отбивать ими ритм, вовсе не обязательно иметь особые музыкальные способности. Сегодня тайтуяк – один из основных инструментов казахского народного оркестра. Кстати, есть такая его разновидность, как тайтуяк-дауылпаз. Отрадно отметить, что тайтуяк с футляром, изготовленный Еркосаем Абиловым, выиграл в 2013 году конкурс мастеров в Непале, проходивший под эгидой ЮНЕСКО.
– Раньше для музыкальных инструментов казахи широко использовали продукты и сырье животноводства. Из хвоста лошади делали струны и смычки для кобыза, из кожи – дауылпаз, барабаны, – рассказывает мастер.
Был период, когда музыкальные коллективы и школы Актобе покупали у Еркосая Абилова домбру, домбрабас, шертер, контрабас, кылкобыз. Коллекцию ударных инструментов, шертер, дауылпаз и дабыл он сделал по заказу Уилского краеведческого музея.
Также добавим, что мастер известен еще тем, что несколько лет назад начал обрабатывать овечьи и козьи кишки для изготовления струн.
– Они дают приятный природный звук, но не выдерживают большой нагрузки и не годятся для оркестра. Такие струны более точно передают звуки, когда исполняется шертпе кюй (игра пощипыванием струн). Помимо этого, натуральные струны при написании музыки используют композиторы. К примеру, их заказывали у меня музыканты из Восточного Казахстана. В целом звук такой домбры предназначен не для оркестра, а для звучания в небольшом помещении, например, в юрте, где звук слышен с любого места, – говорит Еркосай Абилов.
Интересно отметить, что сам мастер не умеет играть ни на одном народном инструменте, то есть его можно сравнить с конструктором самолетов, который не является пилотом.[divider]
Все зависит от вдохновения
Еще один непревзойденный мастер прикладного искусства проживает в Байганинском районе. Ветеран труда Кутым Касенов начал работать с 14 лет столяром в районном быткомбинате, где делали мебель и различные деревянные изделия для дома.
— Но в 90-е годы предприятия закрылись. Как и многие, я остался без работы и вынужден был стать предпринимателем, – рассказывает о себе Кутым Касенов. – Тогда же начал изготавливать музыкальные инструменты. В основном делал домбры, кобыз и кылкобыз, их покупали музыкальные школы Актобе. Некоторые хранятся в местном музее.
Среди его достижений можно отметить то, что он три раза подряд становился призером республиканского конкурса мастеров «Үкілі домбыра».
— Среди участников были и профессиональные художники, которые представили на конкурс такие красиво оформленные домбры, что я диву давался. Но в составе жюри были известные домбристы-виртуозы – Каршыга Ахмедьяров, Сакен Турсбеков и другие личности, которые в первую очередь оценивали качество извлекаемого из инструмента звука, – не без гордости отмечает мастер.
Помимо этого, Кутым ага участвовал в выставке «ЭКСПО-2017», где в течение 10 дней проводил мастер-классы.
— Бывало, некоторые приходили и, сыграв на моих инструментах, переспрашивали, на какой фабрике их производят. Хотя делал я домбры у них на глазах, – говорит Кутым Касенов.
По его словам, чтобы получился хороший инструмент, необходимо иметь стремление и вдохновение.
— К примеру, мой сын с отличием окончил вуз по специальности «прикладное искусство», но ему не дано мастерство. У меня есть своя мастерская, есть заказы, но сейчас нет вдохновения. Потому в последнее время не работаю. Когда придет вдохновение, не знаю, – признается ветеран труда.
Кстати, мастер также известен как искусный строитель мечетей и мавзолеев.[divider]
[box type=»shadow» ]Справка «АВ»:
В 1971 году в ходе раскопок Отырара был найден яйцевидный инструмент. Изначально археологи не могли выяснить, что это. Были версии, что это игрушка в виде погремушки. Известный музыковед Болат Сарыбаев доказал, что это музыкальный инструмент, а именно сазсырнай. Позже он усовершенствовал его возможности до пяти октав. Сейчас сазсырнай – незаменимый инструмент в казахском оркестре.
[/box]
Влюбленный в сазсырнай
Педагог по гончарному делу Малик Жортканов представил общественности свои творения совсем недавно. Буквально месяц назад в Академии творчества, где он трудится, мастер показал мастер-класс своим коллегам по изготовлению сазсырная – духового музыкального инструмента. Искусству его изготовления учитель черчения, труда и рисования специально нигде не обучался. Просто как-то по телевизору увидел, как играют на нем, и решил, что ему по плечу сделать сазсырнай.
– Первые изделия вообще не издавали звуков, – признается собеседник. – Потом каким-то чудом я наткнулся на вырезку из журнала с небольшой инструкцией, которую всегда ношу с собой. И после продолжительных экспериментов достиг цели. Теперь вот в течение пяти лет делаю сазсырнаи, а несколько моих детей из кружка по гончарному делу защитили научные проекты.
Сазсырнай издает различные звуки, которые зависят от формы инструмента. В то же время играть на сазсырнае очень тяжело.
– Вначале даже не знал, как извлекать звуки. У русских есть свистулька, поэтому решил освоить сазсырнай по ее принципу. Но у нее маленькая форма, и звук резче. А большая форма издает более колоритный бархатный звук, напоминающий степь, – рассказывает Малик Жортканов. – Помимо этого, каждый раз меняю форму, исходя из фантазии. К примеру, инструмент можно сделать в форме юрты, яйца или же легендарных батыров. Раскрасить можно по-разному. Для удобства можно носить его на шее, для чего делаются прорези и прикрепляются шнурки. Каким бы ни был инструмент, главное, не должно быть преграды для звука внутри проема. Для применения в оркестре его проверяют с помощью тюнера и компьютера. Я не музыкант, но меня всегда тянет к музыке. Не считаю себя большим виртуозом, но за пять лет научился извлекать звуки. Мне они кажутся звуками моего аула. Если кто-то хочет иметь такой инструмент, может сделать это запросто. Такая вот моя натура. А продавать не умею, я всего лишь скромный учитель.
Хотя глина для скульптурной лепки продается в специализированных магазинах, Малик Сакыпкереевич не ленится заготавливать ее в разных уголках области. Да и детям накладно каждый раз покупать глину в магазинах.
– Сам выделяю два вида глины – белую и красную, терракоту. Можно их смешать и получится хорошая смесь. Одна из них сухая, как песок, сразу растворяется в воде. Другая, наоборот, жирная, еле смываешь с рук. При обжиге белая глина трескается, у красной другой эффект. Кстати, соединение двух сортов глины дало хороший резуьтат: инструмент стал издавать совсем другой звук, – говорит педагог.
Есть еще у мастера в коллекции флейта и курай, изготовленные из камыша. Помимо этого, кто-то подарил ему шанкобыз, и скоро технолог намерен взяться и за металл.
– Когда работаешь с глиной, занимаешься гончарным делом, то в душе возникает спокойствие. А когда твое изделие еще и звучит, напоминая родную степь, – то такое чувство невозможно передать словами, – отметил на прощание Малик Жортканов.[divider]
Покупать на базаре домбру неизвестного происхождения – это преступление
Аманжол ИСМАГУЛОВ, директор музыкального колледжа, деятель культуры РК, музыковед:
– Много лет занимаюсь этноинструментоведением (отрасль музыковедения, которая изучает музыкальные инструменты), изучаю вопросы и проблемы зарождения и развития музыкальных инструментов в Казахстане. Могу с гордостью сказать, что при защите дипломной работы в Алматы мне довелось побывать в доме-музее первого исследователя музыки Болата Сарыбаева, где увидел более трехсот инструментов мира. Этнограф написал книгу «Казахские народные инструменты», где описал более 20 казахских инструментов, которые он нашел, обработал и включил в оркестр. Для сравнения, есть книга «Атлас музыкальных инструментов», выпущенная при СССР. Там из казахских инструментов присутствуют только домбра, кобыз и сыбызгы. Не будь Болата Сарыбаева, мы бы ограничились этими тремя инструментами. Исследователь изучал легенды и сказания, а также объездил немало стран. Он классифицировал их на струнные, струнно-смычковые, духовые, ударные, а также самозвучащие. Первоначально они использовались во время охоты и военных походов для подачи сигналов, а также при лечении людей. Доказано, что у каждого человека внутри, в крови «сидят» его язык и музыка, которые передаются генетически, где бы он ни родился и ни воспитывался.
Что касается мастеров, продолжающих традиции, то их надо всячески поощрять. Это наша культура! Да, многие мастера являются частниками, но все равно их необходимо финансировать. Тем самым они должны чувствовать, что их мастерство нужно государству. К примеру, можно им выделить места при центре народного творчества или же открыть штат мастера музыкальных инструментов при нашем колледже. Мы бы только выиграли. Главное – они будут учить своему ремеслу детей, подрастающее поколение. Вовсе не обязательно, чтобы все они стали блестящими мастерами, но уверен, что кто-то из них продолжит дело. В противном случае народное искусство вымрет, и мы будем играть на деревяшках – инструментах, купленных на базаре. Кстати, покупать на базаре домбру неизвестного происхождения – это преступление: такой инструмент, я считаю, вызывает неприятие самой музыки. Уверен, надо создавать мастерам условия. Таких людей единицы, они на вес золота, именно они сохраняют наши истоки.
Совсем недавно в колледже списывали инструменты, которым уже несколько десятков лет. Прежде чем вывезти их на свалку, позвали Еркосая Абилова и предложили выбрать нужные ему составляющие инструментов. Пока поддерживаю их таким образом. Хотелось бы, чтобы поддержка была комплексной и по линии государства в том числе.[divider]
Над Главной темой работал Абат КАРАТАЕВ
Фото Аслана Мусенова