В «Өнер орталығы» завершился международный конкурс-фестиваль профессиональных хоровых коллективов «Жұбановтар әуені-2018» в рамках программы «Рухани жаңғыру» и празднования 20-летия Астаны. Гран-при фестиваля впервые завоевал актюбинский коллектив.
Искусство, мало кому подвластное
Всего в конкурсе участвовали семь хоров: очень молодые — смешанный хор музыкального колледжа при Академии народной музыки имени
Д. Нурпеисовой (Атырау), «Камертон» Казахской национальной консерватории имени Курмангазы (Алматы), «Япурай» Высшего педагогического колледжа имени М. Маметовой (Кызылорда) и маститые коллективы — Театр хоровой музыки областной филармонии имени А. Шнитке (Саратов), муниципальный камерный хор (Оренбург), Царскосельский камерный хор «Петербургские серенады» (Санкт-Петербург) и Казахский камерный хор филармонии имени Г. Жубановой.
— Мы приехали в Актобе по первому зову хозяев конкурса, для этого мы даже подкорректировали свой гастрольный график, — рассказала директор Саратовской филармонии имени А. Шнитке Анэта Николаева. — Именно потому приехали, что это конкурс профессиональных коллективов. В нашем хоре студенты, выпускники и преподаватели Саратовской консерватории. С концертами мы изъездили всю Россию, Европу, много гастролировали в США; в репертуаре произведения от эпохи Возрождения до современных авторов, поем в основном а капелла.
К слову, худрук саратовского хора Людмила Лицова получила диплом за лучшее исполнение песни Газизы Жубановой («Жалғыз емен»).
Два фестивальных дня стали настоящим праздником для поклонников одного из сложнейших музыкальных жанров. Зрители отметили высокую сценическую культуру и этику, вокальное мастерство — как раз то, о чем всегда говорят мэтры: отсутствие фонограммы, эстетически выдержанный внешний вид, не говоря уже о безупречном вокале.
На пресс-конференции, в антрактах члены жюри и участники отмечали главное: хоровое пение — искусство, мало кому подвластное, и нужно не только воспитывать дирижеров-хоровиков, но и развивать эту разновидность музыкальной культуры.
— Глинка сказал, что хоровая культура определяет культуру народа в целом, — заметил гость из Москвы, один из известнейших современных дирижеров Борис Тараканов. — То, что я услышал на конкурсе, превосходит любые ожидания: вы сделали рывок и обошли страны, где это искусство традиционно и имеет многовековую историю. Говорю это с полной ответственностью, так как имею опыт огромного количества конкурсов и фестивалей в разных уголках планеты. Если взять Италию, то она однозначно поет хуже Казахстана. Об актюбинском хоре скажу, что у него культура звука просто фантастическая. Через 15 минут репетиции хор уже реагировал на любое изменение моего дирижерского настроения. Во время парада дирижеров не хотелось уходить со сцены.
А судьи кто?
Председателем жюри выступил завкафедрой хорового дирижирования консерватории имени Курмангазы Базаргали Жаманкулов (Алматы), с ним в команде работали директор международного фестиваля хорового искусства «Поющий мир» Сергей Екимов (Санкт-Петербург), создатель нотного интернет-архива Борис Тараканов (Москва), руководитель хорового отделения музыкального колледжа Даугавпилса Евгений Устинсков (Латвия) и доцент кафедры дирижирования консерватории имени Курмангазы Галимжан Берекешов.
Каждый член жюри заслуживает отдельного материала, но в двух словах это примерно следующее. Из-под крыла уроженца Шалкара Базаргали Жаманкулова выпорхнули многие сегодняшние хоровики, окончившие Алматинскую консерваторию, в том числе худрук Казахского камерного хора филармонии имени Г. Жубановой Мербол Куспанов. Борис Тараканов по первому образованию — управленец, но тяга к творчеству возобладала, и в лице Бориса Игоревича сегодня мы имеем писателя, дирижера, президента Объединенного хорового движения Chorus Inside, и это далеко не все о госте. Сергей Екимов — композитор, дирижер, преподаватель музыкального колледжа имени Н. Римского-Корсакова. Евгений Устинсков — композитор, дирижер, педагог. Галимжан Берекешов совмещает в себе не только дирижера-хоровика и педагога, но и аранжировщика, актера, певца и композитора. На вопрос «Как вы все успеваете?» гость ответил коротко: «Умею планировать и мало сплю». В целом обо всех членах жюри нужно сказать словами Базаргали Жаманкулова: «Хормейстер — это умение жить счастливо между людьми».
«Без музыки жизнь была бы ошибкой…»
Эти слова Ницше, приведенные председателем жюри на закрытии «Жұбановтар әуені-2018», легко поймет человек, не пропускающий концертов в филармонии. Увы, во время международного хорового конкурса-фестиваля зал «Өнер орталығы» был едва заполнен. Тем не менее праздника это не испортило. Лучшим дирижером конкурса назван худрук «Петербургских серенад» Егор Лосев, а возглавляемый им коллектив получил диплом I степени; диплом за блестящий дирижерский дебют увез в Атырау Айбол Баймукатов; худрук Оренбургского муниципального хора Ольга Серебрийская получила диплом за лучшее исполнение произведения Ахмета Жубанова. Второй диплом I степени увез в Саратов Театр хоровой музыки областной филармонии имени
А. Шнитке, абсолютную победу и Гран-при жюри отдало Казахскому камерному хору филармонии имени Г. Жубановой. Жюри призналось, что в силу высокого исполнительского мастерства коллективов принятие решений было весьма затруднительным.
— Потрясающие коллективы с потрясающим репертуаром и потрясающий зал в Актобе! — прокомментировал ситуацию по завершении фестиваля Базаргали Жаманкулов. — Я отслеживаю рост всех казахстанских хоров и замечу, что молодые — Атырау, Алматы, Кызылорда — на фоне маститых смотрелись очень достойно. Желаю всем хорошей музыки!
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото Хайредена РАУШАНОВА