В первом квартале на государственных служащих области наложено 341 дисциплинарное взыскание, 285 из них без проведения служебного расследования, 56 — по рекомендациям дисциплинарных комиссий. Досрочно снято 126 ранее наложенных дисциплинарных взысканий.
С первого января в Казахстане действуют новые Правила наложения дисциплинарного взыскания на государственных служащих. И если сама процедура наложения взысканий практически осталась неизменной, то подходы к качественному и количественному составу комиссий пересмотрены. Но, как показали проверки по итогам первого квартала, в некоторых государственных структурах о новшествах до сих пор не осведомлены.
Более подробно об этом рассказывает заместитель руководителя областного департамента по делам госслужбы, заведующий секретариатом совета по этике Жаксылык Умбеткалиев.
Читаю одно — делаю другое
Статья 4. Порядок формирования и работы дисциплинарной комиссии
Пункт 60. Комиссия формируется актом уполномоченного лица и состоит из председателя, членов Комиссии из числа работников государственного органа.
Общее количество членов Комиссии, включая председателя, должно составлять нечетное число, и состав комиссии должен состоять из представителей различных структурных подразделений государственного органа.
Для государственных органов, штатная численность которых составляет менее пятидесяти единиц, допускается формирование Комиссии в составе трех членов.
Политические государственные служащие, являющиеся руководителями государственных органов и их заместители, а также уполномоченные лица не могут входить в состав Комиссии.
Но в Иргизском районном маслихате в комиссию почему-то включили трех сотрудников аппарата акима района. В Байганинском районном маслихате сформировали комиссию из двух, а в областном управлении индустриально-инновационного развития — из четырех человек. Вопреки правилам руководитель управления предпринимательства решил сам возглавить комиссию. Аналогично поступили в управлении по делам религий, в Хобдинском и Уилском районных маслихатах.
Нонсенс, но в ряде госорганов действовали комиссии, сформированные по устаревшим правилам. Такие факты зарегистрированы в акиматах Каргалинского, Иргизского районов, в управлениях природных ресурсов и регулирования природопользования, по делам религий, в инспекциях связи и информатизации, финансового контроля, в департаментах экологии, а также труда и социальной защиты, технического регулирования и метрологии, по контролю в сфере образования.
При вынесении распоряжения о создании дисциплинарной комиссии секретарь Уилского районного маслихата сделал ссылку на
несуществующую четвертую статью правил. Аналогичные нарушения допущены секретарями Байганинского и Хобдинского районных маслихатов, руководителями управления строительства, архитектуры и градостроительства, департамента контроля медицинской и фармацевтической деятельности.
На момент проверки дисциплинарные комиссии вообще отсутствовали в управлении туризма и внешних связей, в акимате и маслихате Хромтауского района и в маслихате Мугалжарского района.
От замечания к выговору
Пункт 27. Дисциплинарные проступки подразделяются на следующие виды:
1) незначительные,
2) значительные,
3) грубые.
Незначительным проступком является проступок, совершенный административным государственным служащим, не имеющим дисциплинарного взыскания, или после снятия ранее наложенного взыскания, за который налагается взыскание в виде замечания, выговора и строгого выговора.
Значительным проступком является проступок, совершенный административным государственным служащим при наличии неснятого взыскания в виде замечания, выговора или строгого выговора, за который налагается взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии или понижения в должности. При этом, в случаях допущения дисциплинарных проступков, за совершение которых предусмотрено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии или понижения в должности по основаниям в соответствии с законодательством о государственной службе, дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии или понижения в должности налагается независимо от наличия неснятого дисциплинарного взыскания.
Грубым проступком является проступок, за совершение которого предусмотрены увольнение, взыскания в виде понижения в должности или предупреждения о неполном служебном соответствии по основаниям в соответствии с действующим трудовым законодательством, законодательством о государственной службе, либо совершенный административным государственным служащим при наличии неснятого взыскания в виде понижения в должности или предупреждения о неполном служебном соответствии, за который налагается взыскание в виде увольнения с занимаемой должности.
Но в акимате Каргалинского района государственный служащий привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора за совершение значительного проступка, за который предусмотрен иной вид взыскания.
Письменное согласие
В соответствии с пунктами 33, 34 и 35 Правил — При совершении административным государственным служащим дисциплинарного проступка с него истребуется письменное объяснение.
В случае совершения административным государственным служащим незначительного дисциплинарного проступка, если в письменном объяснении он согласен с фактом совершения им данного проступка, то уполномоченное лицо имеет право наложить взыскание в виде замечания, выговора или строгого выговора без проведения служебного расследования.
В случае, если административный государственный служащий в своем письменном объяснении не согласен с фактом совершения им проступка, то по приказу уполномоченного лица должно быть проведено служебное расследование в соответствии с порядком, определенным настоящими Правилами.
И эти нормы соблюдаются не всеми государственными органами. К примеру, руководитель отдела сельского хозяйства и ветеринарии Каргалинского района в своей объяснительной выразил несогласие с фактом совершения им проступка, но, несмотря на это, в феврале ему был объявлен выговор без проведения служебного расследования. В том же райакимате, наоборот, у главного специалиста аппарата истребовали объяснительную, в которой человек признал вину, но вопрос все равно был рассмотрен на заседании дисциплинарной комиссии. История завершилась наложением замечания.
Подобные ситуации отмечены в департаменте госимущества и приватизации, в Администраторе судов по Актюбинской области, акимате Алгинского района.
У выговора свой срок
Статья 45. Сроки наложения дисциплинарных взысканий
1. Дисциплинарное взыскание налагается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.
Несмотря на это, приказом руководителя управления по государственным закупкам от 28 января этого года на главного специалиста наложено взыскание за нарушение, совершенное 27 июня 2015 года, хотя срок по нему истек в конце декабря. Некоторыми государственными органами в актах о наложении дисциплинарного взыскания не указываются проступки, за которые налагаются взыскания. Так, распоряжением акима Айтекебийского района на руководителя отдела земельных отношений было наложено взыскание без указания за какой именно проступок.
При подготовке и вынесении актов о наложении дисциплинарных взысканий допускается и множество других ошибок. Зачастую ссылки делаются на нормы Трудового кодекса, хотя они не регулируют трудовые отношения государственных служащих. Такие оплошности допустили акимы Жиренкопинского и Жарсайского аульных округов Хобдинского района.
Слабое звено
Статья 85. Для досрочного снятия дисциплинарного взыскания непосредственный руководитель административного государственного служащего, на которого взыскание было наложено, вносит соответствующее представление уполномоченному лицу.
Уполномоченное лицо, наложившее взыскание, рассматривает представление в течение пятнадцати календарных дней со дня его получения.
Этот пункт Правил оказался слабым звеном в феврале для акимов Байганинского, Темирского районов, в марте для акима Культабанского сельского округа Байганинского района, руководителя департамента юстиции, акима Хромтауского района и т.д.
Есть надежда, что с каждой проверкой будет расти компетентность тех, кто пишет приказы. Правила на то и пишутся, чтобы их соблюдали.
Жанат СИСЕКЕНОВА