Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

«Православные всех стран, преображайтесь!»

С такой шутки (в каждой шутке есть доля шутки) началась беседа с протоиереем Димитрием Соловьевым, настоятелем Владимирского храма города Актобе,
а с недавней поры и пресс-секретарем Актюбинской и Кызылординской епархии.

Просьба к отцу Димитрию была простой – рассказать о главных августовских праздниках церковного календаря.

Три Спаса

— Спас Медовый, Яблочный, Ореховый… Главный среди них – Преображение Господне, в народе известный как Яблочный Спас, — рассказывает отец Димитрий. – Он относится к числу двунадесятых, то есть связанных с жизнью Иисуса Христа и Девы Марии. Другие два – Медовый и Ореховый – стали отмечаться по ходу истории развития христианства и связаны с насущными делами паствы.
Священник затронул важный религиозный аспект:
— На всех богослужениях во время праздников Спаса мы освящаем то, что употребляем в пищу. Для чего? Человек – существо двусоставное и нуждается в гармонии души и тела. Касающееся тела требует освящения – еда, вода, машина, жилище. Даже усопших священник отпевает, чтобы подчеркнуть божественный промысел жизни.
Понимая вещественность человека, церковь время от времени призывает освящать продукты и предметы жития – этим мы привносим что-то божие в повседневность. Порой перед отправкой на требы я сталкиваюсь с просьбой хозяев прийти, когда дома нет никого – это неверно: лучше, чтобы дома были все.
По той же причине молитва, скажем, о мире в стране, которая творится на всех богослужениях, важна коллективная. И причина эта – соборность: молитва каждого из нас сливается в единый поток с единоверцами и устремляется ко Господу. Антонимами соборности в данном случае назову разобщенность и одиночество.
Говоря о соборности, отец Димитрий вспомнил факт из Святого Писания:
— Адам и Ева жили в раю, но не контактировали. Если бы наблюдалась соборность (общность), возможно, грехопадения не случилось бы – советуясь, мы чаще принимаем правильное решение. При грехопадении же и изгнании из рая у человека случилось разделение ума и сердца, и задача монахов всех времен – собирать их воедино. Молясь, они делают это не только для себя, но и для всех нас.
Вот и смысл Преображения Господня – в единении человека с Богом. Мы идем к этому молитвой, посещением служб, таинством причастия, жизнью по заповедям.
В качестве иллюстрации приведу пример из Евангелия о происхождении праздника Преображения.
Зная о своей миссии, Иисус взял трех учеников – Иакова, Иоанна и Петра – и пошел с ними на священную гору Фавор. Пока Сын Человеческий молился, апостолы уснули, но проснулись от яркого света, исходящего от фигуры Учителя. Сияли Его одежды, лик. По обе стороны стояли ветхозаветные пророки Илия и Моисей и беседовали с Мессией. У них светились только лики.
Через время из облака был голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте!». Позже все трое учеников обратились к Иисусу: «Позволь нам, Господи, построить сени каждому из Вас» (шалашик по большому счету. – Прим. протоиерея Димитрия). Но они не понимали, что свет нельзя скрыть под сенью, как нельзя скрыть ни грех, ни добродетель – гордыню, пьянство, сияние души и так далее.
Вот почему я нахожу Преображение прообразом нашей жизни. А пророки здесь представляют мир живых и ушедших, ведь известно из того же Священного Писания, что Илия не умер, а у всех на глазах был взят Господом на небо в огненной колеснице. Моисей же умер, как обычный человек. Название горы стало именем нарицательным: «быть в фаворе, фаворит» указывает на доминирующую позицию.

Об условностях и истинной вере

Если обратим внимание на все три Спаса, то налицо закономерность соборного освящения нового урожая. На литургиях при стечении большого количества прихожан 14 августа святим мед и мак, 19-го — яблоки, груши и любые плоды, которые приносит паства, 29-го – орехи, зерна и все прочее.
Нужно помнить, что на разных широтах плоды поспевают по-разному, поэтому официальная дата их освящения варьируется. Скажем, в южных регионах освящают не яблоки, а виноград, и не 19 августа, а раньше. У нас главный плод – яблоко, поэтому во второй Спас святим яблочки, а вкушаем их, прежде одарив ими других людей. К третьему Спасу выпекают хлеб из нового урожая, в лесу собирают лещину (фундук) и несут ее в церковь для соборного окропления.
Во время первого Спаса также освящают новые колодцы, чистят старые, поэтому первый называют и малым водосвятием. Вообще, с 14 августа по 29-е традиции христианские и народные тесно переплетены, что вполне оправданно: народ всегда стремился жить в гармонии с природой, а церковь этому не препятствует.
14 августа также начинается самый короткий пост – Успенский. Его установила Богородица за две недели до Своего преставления (смерти), которое церковь отмечает 28 августа. Сейчас как раз дни поста – плодов уже много, поэтому он не так тяжел, хоть и строг. Постное масло разрешено только в субботу и воскресенье. Этот осенний пост замыкает все четыре: зимний Рождественский, весенний Великий и летний Петров.
Со всеми Спасами связано много народных традиций, но все они – мало значащие условности. Главное – вера и соблюдение заповедей. Но повторюсь: структура человека вещественна, церковь понимает это, не вступает в противоречие с природой и призывает нас время от времени освящать предметы жития.
Традиции праздников возникли не сразу, а сложились по ходу истории. Так, 14 августа – день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, возможно, определивших дату первого Спаса (созвучие с маком – совпадение). Православная церковь в этот день отмечает и праздник Честнаго Креста. Священник привел исторический факт:
— В Византии в это время начинались разные моры, и повсеместные крестные ходы имели цель остановить моровую язву. То есть освящение воды, колодцев делалось в том числе и с санитарной целью. Свидетельств о действенности меры – неисчислимое количество.
Дата праздника Преображения связана, возможно, с датой возведения в IV веке на горе Фавор базилики в честь Преображения Господа нашего Иисуса Христа. Установила ее равноапостольная царица Елена, мать императора Константина, узаконившего христианство в Римской империи. Для многочисленных паломников базилика сразу стала местом поклонения, а 19 августа – праздником этого храма.
29 августа церковь отмечает праздник Спаса Нерукотворного, а народ примерно в этот день выпекает хлеб из нового зерна и начинает торговлю холстом, полотном. И круг снова замыкается: Спас Нерукотворный появился после обтирания Иисусом лица куском холста (платом).
К какому предмету нашего жития не был привязан тот или иной Спас, хорошо бы задуматься над его однокоренными – спасайтесь, спасибо и так далее.


Расписание богослужений в храмах Актобе

 Святого равноапостольного князя Владимира
(ул. Жанкожа батыра, 127;
тел.: 21-54-95)

25 августа 2023 года (пятница)

15.00 – Вечернее Богослужение. Исповедь

26 августа 2023 года (суббота)

Отдание праздника Преображения Господня

07.40 – Часы. Исповедь

08.00 – Божественная Литургия

15.00 – Всенощное Бдение. Исповедь

16.00 – Огласительные беседы (для крестных родителей и желающих принять таинство крещения)

27 августа 2023 года (воскресенье)

Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы

07.40 – Часы. Исповедь

08.00 – Божественная Литургия. Молебен перед началом учебного года

15.00 – Праздничное Всенощное Бдение (с хлебами).

 

Архангела Михаила
(ул. Жанкожа батыра, 50;
тел.: 21-29-04)

25 августа 2023 года (пятница), Прп. Максима Исповедника

07.30 – Исповедь. Часы

08.00 – Божественная литургия

16.00 – Вечернее Богослужение. Исповедь

26 августа 2023 года (суббота)

Отдание праздника Преображения Господня

07.30 – Исповедь. Часы

08.00 – Божественная Литургия. Панихида

16.00 – Всенощное Бдение. Исповедь

27 августа 2023 года (воскресенье)

Неделя 12-я по Пятидесятнице. Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы

07.30 – Исповедь. Часы

08.00 – Божественная Литургия. Молебен перед началом учебного года

16.00 – Всенощное Бдение с хлебами. Исповедь

 

Свято-Никольский кафедральный собор
(ул. Маметовой, 6;
тел.: 77-52-45)

25 августа 2023 года (пятница), Мчч. Фотия и Аникиты

09.00 – Молебен с чтением акафиста свт. Николаю Алматинскому

16.00 – Вечернее Богослужение. Исповедь

26 августа 2023 года (суббота)

Отдание праздника Преображения Господня

07.30 – Часы. Исповедь

08.00 – Божественная Литургия. Панихида

16.00 – Воскресное Всенощное Бдение. Исповедь

27 августа 2023 года (воскресенье)

Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы

07.30 – Часы. Исповедь

08.00 – Божественная Литургия

16.00 – Праздничное Всенощное Бдение. Исповедь

Записала Татьяна ВИНОГРАДОВА

 

Колонка "Взгляд"