Традиции и игры
Наурыз, как известно, означает новый день или время обновления. Древний восточный Новый год. В отличие от других традиционных Новых годов разных народов он начинается в день весеннего равноденствия. Наурыз считается одним из самых древних праздников на земле. По некоторым данным его отмечают уже около 5 000 лет.
— Казахи называли Наурыз Великим днем улуса, — объясняет старший научный сотрудник Актюбинского областного краеведческого музея Бекарыстан Мырзабаев.
— В народе повелось: чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Отсюда изобилие праздничных обычаев и атрибутов. Накануне праздника весеннего равноденствия люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, находившиеся в ссоре мирились, ибо, как утверждали старики, когда Наурыз входит в дома, все болезни и неудачи должны обходить их стороной.
По древним сказаниям казахов, накануне нового дня днем и ночью по земле ходит Кыдыр Ата, белобородый старик, одетый в белые одежды, который посылает людям счастье и благоденствие.
Хотя Наурыз в разных странах, в связи с национальными особенностями, проводится по-разному, всем празднествам присуща одна общая черта. Это ритуал приготовления особой пищи, наурыз коже, которая состоит из семи элементов, преимущественно из растительных продуктов. При этом продукты должны различаться. Празднование Наурыза начинается со встречи рассвета. После все встречающие рассвет берут грабли, лопаты и идут к роднику для его чистки. Затем под наблюдением уважаемых старших отправляются на посадку деревьев. По традиции при посадке деревьев нужно приговаривать «Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо», «Срубил одно дерево — посади десять!». После ритуальной посадки деревьев выбирались жыршы, которые ходили по селу и собирали народ на празднование Наурыза. Далее начиналось праздничное представление. Люди веселились, поздравляли друг друга с наступлением Нового года, желали друг другу добра, пели песни, которые издавна были сложены специально для этого праздника (Наурыз жыр), устраивали состязания в скороговорках — жанылтпаш, отгадывании загадок — жумбак. А самыми известными и любимыми в народе были игры «Айкыш-уйкыш» («Навстречу друг другу») и «Аударыспак», (борьба на лошадях).
Праздник Наурыз не обходился без состязаний в национальных видах спорта: казак куреси, тогызкумалак, байга, народная забава кыз куу.
Амал и еда,
выпрямляющая стан
В эти дни готовилось много еды, которая символизировала достаток и изобилие в наступающем году. В полдень на установленном месте у селения резали быка и варили из его мяса блюдо «бель-котерер», что означает «выпрямляющий стан», поскольку бык считался одним из самых сильных животных, а пища из него давала людям силу и выносливость.
Дастархан накрывали в каждой семье. Трапеза приурочивалась к полудню, до и после которой мулла читал молитвы в честь предков. По завершении старший по возрасту из присутствующих давал благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семьи. День заканчивался айтысом — представлением, где два акына в стихотворной форме состязались в песнях. Их состязания прекращались с заходом солнца. Затем разжигали костер, и люди с зажженными от него факелами обходили окрестности селения, пели и плясали, тем самым завершая праздник весеннего обновления и равноденствия. На западе Казахстана, в Мангистауской и Атырауской областях, празднование Наурыза начинается с 14 марта и называется амал, традиционным элементом которого является обряд көрiсу, когда все должны приветствовать друг друга рукопожатием обеими руками, и произнося «Жыл құтты болсын!» («С новым годом!»).
История праздника Наурыз имеет непростую судьбу. В эпоху тоталитарной системы Наурыз мейрамы был отменен. Впервые после долгих лет забвения в Казахстане он праздновался в 1988 году и получил широкий общественный резонанс. Официальное признание праздник Наурыз приобрел 15 марта 1991 года после выхода Указа Президента Казахской ССР «О народном празднике весны — Наурыз мейрамы». Президент страны объявил 22 марта, день весеннего равноденствия, праздничным днем — Наурыз мейрамы. С этого времени началось широкое празднование Наурыз мейрамы по всей республике.
Пять мушелей
и десять кругов
Как и у многих народов, у казахов есть свой календарь, жыл кайыру, связанный с периодами жизни человека от рождения до старости. Не случайно то, что Наурыз наши предки отмечали в день весеннего равноденствия, ведь этот день надо было высчитывать особым образом. Это результат вековых наблюдений за природой. Знания для создания этого календаря черпались из окружающего мира: изменений фаз луны, изучения звездного неба, особенностей каждого времени года — все это было частью жизни кочевника. Из поколения в поколение, собирая наблюдения, наши предки создали календарь, в котором год состоял из дней, месяцев и токсан (девяносто дней), по которым точно определялось время кочевки на зимовье, переселение на летние пастбища, время ожидания приплода скота, время сенокоса, время заготовки мяса на зиму — согым. Уникальность казахского календаря — мушелеу — заключается в летоисчислении, которое ведется по двенадцать лет. Каждый год имеет свой символ — хайуандар (животное, птица или пресмыкающееся). В казахском языке есть слово, которое характеризует смысл годооборота, — жылан (змея). Корень этого слова «жыл» означает год. У древних саков на амулете был изображен змей, кусающий свой хвост. Это и есть образ годооборота. В народе принято было запоминать даты по названию года — мушел жылы: тенгрианский, казахский, календарь состоит из пяти 12-летних и шести 10-летних циклов. В русской дореволюционной научной литературе этот календарь называли киргизским, либо киргиз-кайсацким цикловым календарем.
— Каждый год такого календаря обозначен определенным животным: Тышқан, Сиыр, Барыс, қоян, Ұлу, Жылан, Жылқы, қой, Мешін, Тауық, Ит, Доңыз, — пояснил автору редактор отдела экономики газеты «Ақтөбе» Амангос Орынгалиев. — Он состоит из 12 лет (мушель), где пять мушелей составляют 60-летний цикл, в котором параллельно содержится шесть 10-летних кругов, а годы идут парами по цветам: синяя, красная, желтая, белая и черная. Первая: цвет Вечного Синего Неба — Тенгри, а далее цвета сторон света по ходу Солнца — восток, юг, запад и север. Кроме движения Солнца и Луны, он учитывает 12-летний цикл обращения Юпитера вокруг Солнца и 30-летний цикл Сатурна. Путешествия древних номадов по продолжительности и протяженности во много раз превосходили странствия современных мореходов. В беспрерывно движущемся и меняющемся мире кочевника единственно неизменным было Мәңгі Көк Тәңірі — Вечно Синее Небо и звезды на нем. Путешественники и исследователи отмечали, что казахи очень точно рассчитывали день по солнцу и звездам, смотря на небо, как европеец на карманные часы. Знание казахами 12-летних циклических изменений климата и колебаний солнечной активности позволяло предвидеть погоду на много лет вперед. Самым опасным считается год Зайца, год непременных джутов, особенно тяжелых через каждые 36 лет. В старину наблюдали за звездами, вели счет времени, предсказывали погоду профессиональные жрецы-есепшы, которые не брали за свои знания платы. Коренной особенностью тенгрианского календаря является отсутствие в мушеле признака всех других календарей — нумерации годов. Наши предки не посягали на то, чтобы измерить вечность. Мушель не имеет ни начала, ни конца. Конец одного цикла — это всегда начало следующего. Цикл из 12 временных единиц годов образует мушель, цикл из 5 мушелей образует 60-летний круг толык мушель, который сам бесконечно повторяется. Человек, живущий по тенгрианскому календарю, живет в бесконечности, поэтому по-казахски человек не просто умирает, а возвращается, таков один из переводов фразы «кайтыс болды». Казахи, называя свой возраст, говорили: «Я прожил пять мушель-жас», что означало прожил шестьдесят лет. Надо отметить, что первый мушель человека начинают считать с тринадцати лет и дальше прибавляют по двенадцать лет. Второй мушель-жас наступает в двадцать пять, третий — в тридцать семь, четвертый — в сорок девять лет и так далее.
Первый мушель потому насчитывает тринадцать лет, что учитывается и внутриутробная жизнь человека.
Каждый мушель-жас казахи считают критическим периодом в жизни человека. В зависимости от степени зрелости он может оказаться значимым: судьбоносным или трагическим.
Знания, которые имели наши предки много веков назад, современная медицина только начинает исследовать, замечая цикличность жизни человека. Каждый цикл знаменует серьезные изменения не только в физиологии, но и в восприятии окружающего мира.
Самый первый критический период в жизни человека совпадает с очень важным моментом: в тринадцать лет начинается переходный возраст, ребенок прощается с детством, взрослеет, формируется характер, начинает проявляться юношеский максимализм. Это очень значимое время для подростка, когда закладывается фундамент будущих успехов, если он целеустремленно учится, или может перечеркнуть всю жизнь, или попасть в плохую компанию. В двадцать пять начинается граница между юношеством и взрослой жизнью, а в тридцать семь начинается период зрелости. В сорок девять репродуктивная жизнь человека идет к завершению, а в шестьдесят один наступает совершенно новый этап — время пожинать плоды.