Известно семь домбровых школ, или исполнительских манер. Владея ими всеми, уроженец аула Жабасак Айтекебийского района Турар Алипбаев отдает предпочтение родной западноказахстанской. Программой «Күй – ғүмыр» в филармонии имени Г. Жубановой артист открыл гастроли 2023 года, таким образом выразив почтение малой родине.
Список регалий нашего земляка долог. Заслуженный артист РК, отличник культуры, профессор, кавалер ордена «Құрмет» взял в руки домбру в 5 лет.
– Говорят, бабушка моя была виртуозной домбристкой, но умерла рано, поэтому домбровые азы дал отец. Потом я посещал школьный кружок, который вел Куаныш Алтынбаев (его артист чествовал во время концерта. – Прим. автора). Вопрос о выборе профессии был решен до окончания школы, но после 10 класса в музыкальное училище на вступительные экзамены я опоздал и поступил только через год, – делится Турар Байдусекович. – В училище владению домброй меня учили Момын Байганин и Берик Избасканов. Все четыре года учебы я был артистом фольклорного ансамбля «Әлия гүлі». На выпускных экзаменах председательствовал Кенжебек Кумисбеков, он дал два направления в консерваторию – мне и кобызистке Нуржамал Ержановой.
По окончании консерватории нашего земляка оставляли на родной кафедре, но он поехал в Аркалык, где 10 лет преподавал в Тургайском музыкальном училище и пединституте. Кстати, около сорока его тургайских учеников стали лауреатами различных конкурсов, а сам педагог в 1990-м – лауреатом международного конкурса имени Курмангазы. Потом наступило непростое время…
– В 1990-е было очень тяжело, но на базар я не пошел – не смог оставить домбру, – улыбается профессор Алипбаев. – После расформирования Тургайской области уехал из Аркалыка в Целиноград и начал работать в Акмолинском музыкальном училище. После того, как столицей объявили Акмолу, был принят Айман Мусахаджаевой в Национальную академию музыки (позднее – КазНУИ), работал в Президентском оркестре, был главным концертмейстером оркестра народных инструментов филармонии Астаны. Университет искусств не оставлял никогда – был в нем проректором, деканом, директором колледжа. Творчество взяло верх, сегодня преподаю на кафедре домбры и занимаюсь концертной деятельностью.
В новую программу включены редко звучащие кюи, поэтому она носит в некоторой степени просветительский характер. Из 24 произведений – семь кюев любимого Казангапа: «Байжума», «Қайран шешем», «Балажан келін», другие. И если имена кюйши Дины или Каршыги Ахмедиярова на слуху, то Есира, Ускенбая, Окапа Кабигожина слышали не все. Достаточно редко звучит музыка Махамбета, а в программе «Күй – ғүмыр» в сопровождении оркестра имени А. Жубанова артист исполняет «Жұмыр-Қылыш» Махамбета Утемисова. Сюрпризов много, но особенный – произведения композитора Алипбаева.
– Их у меня немного, десятка полтора. При написании придерживаюсь западноказахстанской музыкальной манеры, – уточняет собеседник. – Есть не только кюи, но и музыкальные пьесы.
Главный дирижер оркестра имени Ахмета Жубанова Мадина Кабижанова отметила, что музыка Турара Алипбаева значительно расширяет репертуар коллектива:
– Мы рады пропагандировать его творчество: не каждый регион может похвастать таким земляком.
Один из главных героев новой программы, презентованной на актюбинской сцене – дирижер Даурен Глымов, худрук оркестра имени Жубанова. Турар Алипбаев дал высокую оценку дирижерскому мастерству профессора Глымова, назвав его одним из лучших современных дирижеров народных оркестров.
Участниками концерта стали солисты филармонии имени Г. Жубановой Жайлау Асылханов, Талап Хамзин, Манзура Сапарова и юная вокалистка из Айтекебийского района Акерке Орынбайкызы.
По завершении программы артиста лично поприветствовал аким области Ералы Тугжанов и вручил гостю благодарственное письмо. Руководитель отдела внутренней политики Айтекебийского района Бакыткали Прмагамбетов тоже вручил артисту благодарственное письмо.
Трогательной была встреча Турара Алипбаева с одноклассниками, которые торопились не только сделать фото на память, но и расспросить о чем-то важном.
В семье Алипбаевых есть легенда. Примерно шести месяцев отроду Турар производил ручонками движения, напоминающие игру на домбре. Когда в Жабасак приехал народный коллектив из Иргиза, одна из тетушек уговорила, чтобы музыканты продали ей домбру для мальчика. Турар взял инструмент в руки в 5 лет и не расставался с ним до 7 класса, пока не появился новый.
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото Абылая КОЙШИНА